московские стихи

Кедров-Челищев: литературный дневник

Лабиринт пилигримов



Театр после тирана


Уже отыграна игра
и умерли давно актёры
А сцена всё ещё гола
И ждёт другого режиссёра


Но и другой когда придёт
Не сможет отыграть те роли
Они отыграны до боли
А боль когда-нибудь пройдёт


Тогда и вылезут на сцену
Фигляры Клоуны Пажи
Переиграют нашу Пьесу
И передразнят нашу Жизнь


И может быть Из-за кулисы
Я выйду Как выходит Тень
И все актёры и актрисы
Уйдут за мной в глухую сень


И в занавесе встрепенётся
Моя минувшая Печаль
И зал внезапно содрогнётся
Отчаянием из отчайнь…


И может быть над Мейерхольдом
Оденется в последний траур
И это траурное небо
И этот чёрный тротуар


И может быть умрёт Михоэлс
Надев корону из Кремля
И в горностаевых сугробах
Утонет тело Короля


И в судорогах Таиров
Опять над Коонен замрёт
Всё замерло Всё затаилось
Всё умерло Всё не умрёт


Любыми средствами Любыми
Вы выиграете Игрой
На сцену вырвется Любимов
И проиграет вашу роль.


ТАГАНКА 2000


-Орфема-


Чтобы вовлечь себя в эту игру
надо представить что все калибры
это всего лишь один калибр
для которого мир – колибри


Лабиринт в черепе – это мозг
мозг – лабиринт в середине Орфея
середина голоса – это воз-
глас
вопиющего в центре сферы


Сфера – это Орфей в аду
где катит Данте свои колеса
Арфа Орфея только в аду
звонкоголоса и многоголоса


Я всегда играл на лире
но молчала лира
Каждый звук в лире
многоголосен как лютеранский собор
Звук тонул в лире
как в цветке колибри
или как Россия в слове Сибирь


Я стою в середине собора
где труднее всего не быть
Помню смысл
но не помню слова
Помню слово
но смысл забыт


Как в грамматике где нет правил
не с глаголами не отдельно а вместе
в каждой памяти есть провал
где живые с мертвыми вместе


Свод небесный следка надтреснут
как надломленный печать
Надо вспомнить чтобы воскреснуть
ВОСКРЕСАТЬ значит ВСПОМИНАТЬ


Вознесенский переулок студия звукозаписи Мелодия ныне собор Андрее Первозванного



Круча Крученых
Круче Крученых


Во вселенной
столько Чёрных квадратов
Сколько чёрных дыр-
был-щыл-убещур-скум....


Однажды я беседовал с Кручёных
Вы молоды сказал он вы умны
давай зайдём со мною в Дом Учёных
Там было кофе правда до войны


И мы вошли с Кручёных в Дом Учёных
Но не было там кофе для кручёных..


На нас обрушил ахинею звуков чёрных
Неблагозвучный моцартокручёных
Он с нами жил в полулегальном ранге
Неблагозвучия кричальный Ангел


Кричи кричи кричи кричи Кручёных
Голов кручёных и голов кручёных


1960- 2016 Кропоткинская-Пречистенка Дом ученых


Пасха 2021


Я нес огонь иерусалимский
Опережая крестый ход
И нес меня весь крестный ход
И вел огонь иерусалимский


Во мне огонь иерусалимский
Всю жизнь горел и полыхал
Во мне огонь иерусалимский
В годину бед не затухал


Теперь огонь иерусалимский
Опять ведет меня сквозь тьму
Пылай огонь иерусалимский
Навстречу сердцу и уму


Крестный ход Малое Вознесение нв Б.Никитской



Триптих-Шестидесятники
1
О нет я не шестидесятник
Я младше их на 10 лет
Но я их света сопричастник
Хоть я совсем другой поэт


По своему был каждый новым
Сиял стихом из вечной тьмы
Они воздействовали словом
На затемнённые умы


Пробыв пол века под запретом
Что делать-так судьба сложилась
Я счастлив что в финале века
Мы встретились и подружилис


И средь цветущих яблонь вьюгу
Тогда всю ночь к слезе слеза
Читали мы стихи друг-другу
И пили Чёрные глаза


Стал для меня он в чём-то новым-
не уловитьить сего оттенка
Поэт Евгений Евтушенко
и друг Евгений Евтушенко


О Боже но с какой же силой
Друг-друга больше чем любя
Шептал Андрюша: "Костя, милый
пишу -только для тебя!_


Ах замечал он замечал он
Всё и за всё был благодарным
Потом навеки припечатал
Моих хулителей бездарных:


"Костя! Не противься бреду-
Их беде пособолезнуй.
В наших критиках по Фрейду-
Их история болезни"


О нет я не шестидесятник-
Безвременник ловец мгновений
Я счастлив счастлив счастлив счастлив
Со мной Андоюша и Евгений


1993 ТВ Останкино
2


За Евтушенко Господу молюсь
Он русский поэтический святой
Его стихов лирическая грусть
Нас освещала высшей красотой


Поэта святость-только красота
всё остальное это так-невсчёт
А красота его и высота
Своей небесной музыкой влечёт


Сказал; "Я Ангел, только, вот , курю.."
Проговорился в юности поэт
Благодарю-за всех благодарю
Таких поэтов больше в мире нет


Поэт сибирских полустанков
Поэтом был не на бумаге
Один он вышел против танков
На мостовых священной Праги


Один сказал про Бабий ЯР
Когда про это все молчали
В любви и в ненависти яр
В финале честен как в начали


Не безразличен был ко всем
И был лбовью всех отмечен
А вместе с тем среди систем
Не вечны все весь мир не вечен


Все перед бездною стоим
И шепчем вечным шепотом
Поэт никем незаменим
Но что потом-ничто потом...


31 марта 2017 23 ч
PS
Ушел и нет равновеликого
Теперь на небе вижу лик его


3


Соловьиная ночь с Евтушенко


Пел соловей срывая крыши
И поднимаясь нотой выше
Обрушивал свои рулады
Сметал преграды и ограды


А Евтушенко был предельно
С высокой нотой нераздельно
Мы уносились выше-за
И пили «Черные глаза»


В то время под моим окном
Сносил бульдозер сад вишневый
Но соловей остался в нем
И одарял руладой новой


Уж два десятилетья прочь
Мы снова встретилисьс тобой
И ты признался что в ту ночь
Готов покончить был с собой


Тебя травил нещадно Бродский
Со всей компанией своей
Ты был один в глуши сиротской
Но спас тебя мой соловей


«Ты спас меня, того не ведая», –
Сказал с трибуны Евтушенко
Ну что ж опять вина отведаем
Опять напьемся хорошенько


Всю ночь мы пили с поэтбратией
Всю ночь сидели ты и я
Рукопожатия объятия
Но не хватало соловья


Ну что ж еще вина отведаем
Пусть я не ты и ты не я
Пел соловей того не ведая
Что спас другого соловья


1993 АРТЕКОВСКАЯ 8 - 18 января 2017 года Сосны



ЛЮБИМАЯ СПИТ - ЕЙ СНЯТСЯ ЛАНДЫШИ


Ты молчишь не надо я слышу
Я иду к тебе раздвигая занавес крыш и домов
И вот из дымных кварталов вышел
Выше слов выше снов
Ты молчишь не надо я слышу
Умирает голос
и стих замирает в горле
Я раскину руки
и выйду к тебе навстречу
Человечек гордый
С головою приподнятой гордо


Любимая спит
ей снятся ландыши
а может быть я
обескровленым маком
НАШИ ДУШИ ИГРАЮТ В ЛАДУШКИ
Мой сосед коллекционирует марки


Мармеладушки- шоко-ладушки
Мы пьянеем от сладкой чуши
Наши души играют в ладушки
Наши ладушки наши - души


МОСКВА 1958 Нагорная 50


МОЯ ТАГАНКА


В фойе в буфете все еще-Бла бла... —
Театр опустел. Но что особо ценно —
Мы знаем что трагедия была-
Иначе — почему пустая сцена


Зал опустел и сцена опустела
И нет на сцене ни добра ни зла
Но почему меня так манит сцена —
Я знаю здесь трагедия была!


Прощай театр — теперь меня там нет
Теперь другие там разыгрывают пьесы
Любимовский пустует кабинет
Лишь за кулисами висят противовесы


По коридору этому бродили
С Любимовым входя и выходя
— Быть или не... Всего важнее ИЛИ —
Я говорил Любимову любя


Любимов был — я это твердо знаю
Любимов был — все остальное блажь
И мне не интересна жизнь иная
Во мне иной таганский антураж


Театр опустел — поставлены все пьесы
Отыграны премьеры и превью
Как в храме где отслужены все мессы
И я один Пустую Чашу пью


2017 Таганка



Ты помнишь красное Измайлово
Рябина желтая и алая
Измайлово мое Измайлово
Куда же ты ушло Измайлово


Ты говорила-Рерих,Рерих
И тишина шептала-Рерих
Бродили мы среди деревьев
В рассвете стынущих деревьев


-Мы на метро в последний поезд успеем
Все куда-то плыло
-Успеем я не беспокоюсь
-Тебе не холодно
-Нет милый


Вдруг все затихло обезмолвело
Синела просека как дверь
-Тебе не холодно
-Не холодно
О как мне холодно теперь
Но как бы ни была горька
Судьба что все переменила
Кричу тебе издалека
-Тебе не холодно
-Нет милый


1965г



СНОВА ВЕЧНОСТЬ!


Еще не кончилась Вечерня
И в перезвоне снежных зим
Вздыхает ветер равномерно
И мы как листья в даль сквозим


Опять за временем в погоню
Пустились листья и грачи
И словно Ангелы в иконе
Вдвоем мы в комнате в ночи


Опять снежинки растворятся
Во времени как акварель
Опять нам Ангелы приснятся
И мы приснимся им в Апрель


Опять весна опять свобода
Опять любовь и все-опять
Опять в любое время года
И время вспять и вечность вспять


МОСКВА ул Бужениновская Метроо Преображенская 1968



Дуб Пушкина и Есенина на Тверском


Существует бескровная связь
Между деревом и человеком
Двухсотлетнего дерева вязь
Старый дуб на Тверском словно вектор


Пушкин тросточкой рядом вростал
Маяковский там с кроной сростался
Корни дуба для всех пьедестал
Кто с ним взором соприкосался


Все зависит, откуда куда
К Тимирязеву дуб будет слева
Ну а к Пушкину он навсегда
Будет справа как вечная слава


И Есенин бродя под хмельком
Пошатнется обнимет ствол древа
С этим дубом я тоже знаком
Я гуляю он справа и слева



Поленовский дворик


В Поленовском дворике жил я в те годы
На лоне свободы на лоне природы
У храма в котором творились мультфильмы
Мы были свободны мы были всесильны


Росли одуванчики возле помойки
А рядом кипели могучие стройки
Из школы неслись голоса там учились
Теперь не пойму, как мы здесь очутились


Помойку снесли В храме служба идет
Поленовский дворик скосил идиот
Трава пробивается из под бетона
Из школы ни звука ни вздоха ни стона


Куда то исчез одуванчиков хаос
По прежнему справа стоит Спасо Хаус
Вахтангова три ныне снова Арбат
И я как никто возвращению рад


Когда от сирени дымились дворы
И в каждом кусте копошились миры
Мы прятались в них бестолковые дети
Не зная что мы на огромной планете


Был вкус одуванчиков сладок и горек
И лишь на картине Поленовсий Дворик
По прежнему я возле храма стоящий
Живой настоящий и ненастоящий


МОСКВА АРБАТ 3


Царь-отец
Один Медведь говорит другому
- Я - Большой Медведь
ты - Малый театр
Морда медведя обращена к Богу
Как голова Марии Стюарт
Глаголь Добро
Аз Буки Веди
Царь Федор Иоаннович
играет с медведем
Медведь перекрестился взревел
лег на лапы
Царь перекрестился
сел и заплакал
Говорит царь
- Аз есмь зверь
Говорит зверь
- Аз есмь царь
- У меня есть царь
говорит зверь
- У меня есть зверь
говорит царь
Так переливается церковно-славянская медь
переливается колокол в Царь-пушку
Царь-пушка и колокол
переливается в небе Большой и Малый Медведь
пока края у колокола отколоты
Я вошел в колокол
он гудел как пушка
Я вошел в пушку
она звенела как колокол
У пушки бакенбарды
словно у Пушкина
От колокола осколок
как Крым отколот
Блаженный как Василий
великий как Иван Великий
пил в России Россини
веселый и многоликий
Я написал царю письмо
и отправил его в четверг
царь мое послание прочитал
и отверг
Непонимание
что может быть горше
когда вассал моего вассала
не мой вассал
Но зато мое послание
понравилось Распутину
Грише
он его трижды перечитал
и дважды переписал


1993




Дому Нирензее в Б.Гнездниковском 108 лет


Этот дом не похож на другие дома.
В этом доме любили, сходили с ума.
Здесь на плоскую крышу, как в Рай восходили.
И по лестнице вниз на расстрел уводили.


Здесь по лестнице звонкой походкой московской
Поднимался к любимой своей Маяковский.
Здесь Бурлюк и поныне наводит лорнет
И на тех, кто живет здесь, и на тех, кого нет.


Изнутри дом похож на картину Магрита.
Здесь Булгаков увидел свою Маргариту.
Нет не зря по ночам, над проектом шизея,
Дом замыслил строительный маг Нирензее.


Как Титаник не тонущий, дом этот вечный
Уплывает сквозь путь неизведанный Млечный.
На Титанике млечном небесный Титан,
Маяковский - незримый его капитан.


Иногда я не верю, что здесь мы живем.
Но нутром ощущаю-сквозь вечность плывем.
Я в гигантские окна сквозь небо глазею.
В миражах Нирензее живу как в музее.


Из глубин коридорных в фантазмах Магрита
Каждый день мне навстречу идет Маргарита.
Каждый день постоянен, но неодинаков
Из соседней квартиры выходит Булгаков.


Элегантен костюм и походка легка,
А на лестнице тень котелка Бурлюка.
Зеркала продолжают ступени, ступени.
В зеркалах отражаются вечные тени.


Здесь Есенин в цилиндре с Мариенгофам
Поднимался по лестницам к новым Голгофам
Звонкий голос стал эхом в высоких пролетах
Все в полетах мы все в бесконечных полетах


Зеркала коридоры и лестниц пролеты.
Шахты, лифты и с крыши сквозь небо полеты.
Я шизею глазея, глазею шизея.
В миражах Нирензее, в зеркалах Нирензее.


Здесь Есенин в цилиндре с Мариенгофам
Поднимался по лестницам к новым Голгофам
Звонкий голос стал эхом в высоких пролетах
Все в полетах мы все в бесконечных полетах


2013


Андрей Андреич Вознесенский-
Маяк любви во тьме вселенской
Моя душа сегодня плачет
Он с Маяковским мне маячит


Андрей Андреевич-Андрюша
Скажу-приличия наруша
Андрюшенька любимый милый
Люблю тебя с нездешней силой


Последние твои слова:"Мы братья!"
Последнее рукопожатье
Там у крылечка Пастернака
Расстались мы с тобой однако


Я знал что мы навек споёмся-
Расстались-но не расстаёмся
Нас всех природа замочила
Убила-но не разлучила


Переделкино 30 мая 2009 Дом музей Пастернака


Мы вышли вместе на просцениум
Под марш Прощание славянки
Ах как сиял играл на сцене ум
Ум основателя Таганки


То был Всемирный деньпоэзии
Основан нами и ЮНЕСКО
Еще в Афины мы не ездили
С превью таганскогогротеска


С тех пор куда бы мы ни ездили
Мы знали той свободы цену
Всемирный первый день Поэзии
Выходим на большую сцену


Выходим с вознесенским к людям
Под марш Прощание славянки
Мы будем будем будем будем
Весь мир просцениум Таганки


21 марта 2000 Таганка


Я вошёл в лабиринт пилигримов
В зеркала выходя и входя
Покажи мне опять пантомиму
Где я буду тебя находя


Я найду тебя что б ни случилось
В отраженьях ныряющих вглубь
Боже мой как же так получилось
Гибнет слово в извилинах губ


Гибнет слово твое гибнет слово
Режет зеркало мозг пополам
Я найду тебя снова и снова
И уже никогда не отдам


Ты прости меня что зазевался
В этом мире упершись в стекло
Я не жить я любить здесь остался
Отраженье с которым тепло


Затерявшись во всех отраженьях
Я вошел в лабиринт всех зеркал
Растворившись в телодвиженьях
Тех зеркал что когда то ласкал


2021 Б.Гнездниковский 10



Заинька и Настасья



Растерянно стрела летела
не задевая тела
летела вдаль стрела ночная
дробя осколки дня.
Я ни о чем не думал дольше
чем веер четырех сторон
растягивалось вдаль пространство
там я летел



Кому принадлежит сей остров
сия страна
Корабль распахнутый как поле
из ничего
он втиснут в кромку голубую
из этих фей
навеянных прохладой горькой
лугов стогов



Дарован бабочке небесной
древесный плот
она распахивает двери своих двух крыл
и вовлекая все пространство в свои слои
плывет та теневая фея из сдобных сот



Как голубь начинал ворклив
дробить свой звон
на самом дне всего пространства
мой сонный сын



Трижды вычеркнутый из книг
но напечатанный по слогам
в поминальник
или в букварь.
В конечном итоге ты только шрифт
рассыпанный по лугам
все состоит из себя во всем
будет луг твой
как голубок



Был я лирником и мурлыкой
орамура
отныне
я в тесном не-сне живу
постоянно воспламеняем
люблю
Два волкодава Заинька и Настасья
посуху плывут из грозы



Сколько бы ни было лет вселенной
у человека времени больше
Переполняют меня облака
а на заутрене звонких зорь
синий журавлик и золотой
дарят мне искренность и постоянство
Сколько бы я ни прожил в этом мире
я проживу дольше чем этот мир
Вылепил телом я звездную глыбу
где шестеренки лучей
тело мое высотой щекочут
из голубого огня
Обтекаю галактику селезенкой
я улиткой звездной вполз в себя
медленно волоча за собой
вихревую галактику
как ракушку
Звездный мой дом опустел без меня


1984 Малеевка


Колонны мертвых движутся равномерно
Впереди всех новый Наполеон
Он как все - равномерно мертвый
но не на поле он
а на поле не он


Послушно вошли в пятачок поля и легли рядами
драгуны с конскими хвостами
на них уланов настил
как младенцы рядами лежат в роддоме
кто сколько мог картечи в себя вместил


Где-то над ними в облаках конь выделывает коленца
скачет по облаку спиной на всаднике
В координату Минковского ушла колонна
намалеванная на заднике


Повторяя команду как молитву
Наполеон
в колонну вошел
и вышел в другую битву


Там бился с Гектором Агамемнон
Немирович с Данченко
Станиславский с Мейерхольдом
Залп - веер
Упал расстрелянный Мейер


Станиславский в треуголке покинул сцену
уводя полки всей системы
Надо хоронить всех в одном месте
тогда потомки будут знать
где кого искать


Раз-два-три-четыре-пять
я иду искать


Ищу генерала с оторванной головой без ног
ищу ногу без генерала
в овраге где гол и наг
Мейерхольд лежит с улыбкой дегенерата


Наполеон всегда помнил в лицах
как Бетховен помнил в агонии
партитуру Аустерлица -
полигон 9-й симфонии


Там в финале сгрудились кони
и ржали на всех наречиях
- Обнимитесь ми-и-и-лионы -
залп по коням картечью


Конская мишень стала кругом
дабы в десятку слиться
в самих себя и друг в друга
мясо - солнце Аустерлица


В сущности наплевать на политику
только музыка важна в гуле
Как сперматозоиды яйцеклетку
атакуют поле драгуны


Оплодотворенье = победе
Поражение - незачатие
В партитуре это пробелы
почему-то не пропечатанные


Обнимитесь - залп
Миллионы - снаряд
разорвался
крик стал молитвой
Каждый конь был нотой
но нотный ряд
был нарушен битвой


Армия нот атакует Жозефину
Луиза выходит замуж из боя
Армия окружает Луизу сзади
Жозефина отступает
уступая гобою


Овладев боем
Наполеон уходит в палатку
Здесь ждет его раскладной рояль
Он снимает саблю и треуголку
в тональности ля-бемоль
мажор
нисходя к минору
минор
восходя в мажор


Брату моему, королю Милана
Брату моему, королю Богемии...
Обнимитесь миллионы
королей без роду и племени


Бетховен открыл зеркальный рояль
Свет вникал в него
как в Титаник течь
В черных клавишах была ночь
Он не то играл не то смотрел


Наполеон смотрел в раскладной рояль
как в трюмо
Перед ним он брился
чистил зубы
засыпал
играя 'баю'
Рояль, - говаривал Наполеон, -
необходимая вещь в бою


Его выдвигал на передовую генерал-маршал
рояль играл боевые марши


Во все стороны от него свет слад
в пространство зеркальных лат


Лучи скрестились - началась битва света
Наполеон зажмурился и упал с коня
А в небе Лондона вместо битвы
лучи показывали мираж-кино


В небе стоял зеркальный Наполеон
Зеркальные пушки палили из света в свет
Светлое воинство брало в небесный плен
всех кто в битве зеркал пересилил смерть


Залп
и луч летит мириады лет
огибая Медведицу и Кассиопею
так сплетаясь в клубок из небесных тел
образует зеркальное поле боя


Пока гнался Наполеон за Кутузовым
Кутузов ушел в леса
Пока гнался Кутузов за Наполеоном
Наполеон ушел в небеса


Там две армии напрасно ищут друг друга
натыкаясь на черные дыры


Скачет с пакетом всадник
Но пока он доскачет до поля битвы
поле зарастет васильками
и бересклетом
Наполеон в битве любил гамбиты
Бетховен переделывал их в квартеты


Говорят что струны пронизывают весь мир
говорят галактика наша один рояль
где глухой Бетховен или слепой Гомер
повторяют один и тот же ночной хорал


Слепота начинается там
где свет переходит в звук


Глухота начинается там
где звук переходит в свет


Жизнь кончается там
где смерть переходит в жизнь


Смерть кончается там
где жизнь переходит в смерть


Как театральный пожарный тушит пожар
пока от огня остается только железо
так на пожар Москвы приходит Пожарский
князь
с толпой чугунных головорезов


Театр военных действий давно опустел
200 лет всадники скачут в кругу светил
Минин чугунную длань над нами простер
и железный занавес опустил


Так Наполеон напрасно искал поле боя
бой от него уходил куда-то
Он и сейчас водит по небу за собою
облачных кавалеристов Мюрата


Вслед ему промолвил Кутузов
Преодолев болотные гати :
-Не хвались на рать идучи
а хвались идучи с рати -


Меч Пожарского неотделим от чугунных ножен
тем и прекрасен этот чугунный меч
Так луч света бежит и догнать не может
от него уходящий луч


1992 Небо над Бородинским полем



Другие статьи в литературном дневнике: