О Гаврильчике

Кедров-Челищев: литературный дневник

Для меня даже одна фраза из подпольной летописи Гаврильчика звучит ,как классика. Есть "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева и есть "На пути из Замудонска в Гель-Гью". Может потому,что я слушал это в его доме ночью в авторском исполнении в Ленинграде в 80-х, тогда ещё без малейшего намёка на перестройку. Некоторые образы и фразы врезались навсегда. "Любовь-говаривал Сталин-это весёлая медицина". Гаврильчик это тоже весёлая медицина. Он исцеляет души всем , у кого есть душа. А есть она далеко не у всех. Он, как все одаренные Богами петербуржцы и москвитяне конечно фигура возрожденческая -талант во всем. У наших микельанджело не было карасского мрамора, никто не заказывал им фрески и росписи. Они творили из питерской глины и расписывали подвалы и подворотни. Бахтин несомненно назвал бы Гаврильчика карнавальщиком и типичным творцом смеховой культуры. Только вот было нам всем не до смеха в кощеевом царстве всеобщего запрещения.Гаврильчик, конечно был запрещен. Но он и не стремился к разрешенности. Тьмы и тьмы разрешенных Бельведонских канули в лету. Гаврильчику это не грозит. Его будут помнить всегда. Достоевский в "Записках из подполья" вывел фигуру бунтаря-разрушителя, анархиста. Он не подозревал что подполье второй половины 20-го века станет убежищем не разрушителей, а творцов. Я бы даже сказал чуда_творцов. Или творцов чуда. Их жития ещё не написаны. Искуствоведы и литературоведы не нашли новых слов , для того , чтобы обозначить новое. Концептуализм, постмодернизм,новый примитивизм -всё это мелковато для Венечки Ерофеева, для Ильи Кабакова и для Гаврильчика.Даже Бахтин с его карнавальной культурой к этому явлению по касательной. Карнавал был снаружи, в телевизоре, на плакатах и демонстрациях, а здесь была жизнь -жизнь вечная.



Другие статьи в литературном дневнике: