100 лет супрематическому квадрату Малевича

Кедров-Челищев: литературный дневник

23:11 константин кедров треугольник Малевича ЛитРоссия
Архив : №25. 26.06.2009
ТРЕУГОЛЬНИК МАЛЕВИЧА


Константин КЕДРОВ
Константин КЕДРОВ


12 ию­ня по­эт из Че­ля­бин­ска Вла­ди­мир Но­с­ков опуб­ли­ко­вал свои кри­ти­че­с­кие рас­суж­де­ния «Чёр­ный ква­д­рат» Кон­стан­ти­на Ке­д­ро­ва». В от­вет Ке­д­ров пред­ло­жил свои раз­мы­ш­ле­ния.


Всем кри­ти­кам «Чёр­но­го ква­д­ра­та» я за­ме­чу од­но: по­про­буй­те на­пи­сать кар­ти­ну, что­бы о ней лет че­рез 90 так же го­ря­чо спо­ри­ли, как в мо­мент со­зда­ния.


А по­том, по­че­му имен­но «Чёр­ный ква­д­рат»? Ведь у Ма­ле­ви­ча есть и крас­ный, и бе­лый, и бе­лый на бе­лом. Но тут уж ни­че­го не по­де­ла­ешь. Пуш­кин столь­ко все­го на­пи­сал, а оп­рос на ули­це все­гда один ре­зуль­тат: что-то там про чуд­ное мгно­ве­нье. Эру­ди­ты, прав­да, по­мнят и про ге­ния чи­с­той кра­со­ты. Но да­же они не по­до­зре­ва­ют, что стро­ку «ге­ний чи­с­той кра­со­ты» за год до Пуш­ки­на на­пи­сал и на­пе­ча­тал Жу­ков­ский. «Меч­ты люб­ви уе­ди­нен­ной / И жиз­ни пер­вые цве­ты / Кла­ду на твой ал­тарь свя­щен­ный, / О ге­ний чи­с­той кра­со­ты». Толь­ко это не Ан­не Керн по­свя­ще­но, а Ма­ше Про­та­со­вой.


Впро­чем, и чёр­ный ква­д­рат на бе­лом фо­не пер­вым на­ри­со­вал ан­г­лий­ский врач, ас­т­ро­лог, ми­с­тик Ро­берт Фладд (Robert Fludd), в сем­над­ца­том ве­ке. Это бы­ли ил­лю­с­т­ра­ции к Биб­лии. Один ква­д­рат про­сто чёр­ный с под­пи­сью на ла­ты­ни Et sic in infinitum («И так до бес­ко­неч­но­с­ти»). Из дру­го­го спи­ра­лью вы­ры­ва­ют­ся лу­чи све­та. Ско­рее все­го, Ма­ле­вич эти изо­б­ра­же­ния знал, ина­че бы не вос­клик­нул: «Я от­крыл без­дну – за мной, авиа­то­ры!». Кро­ме то­го, он чи­тал тру­ды Пла­то­на, где ут­верж­да­лось, что веч­ные сущ­но­с­ти ми­ра – эй­до­сы – пря­чут­ся в ге­о­ме­т­рии. Эй­дос ог­ня – пи­ра­ми­да, эй­дос зем­ли – куб. А куб – это трёх­мер­ный ква­д­рат.


Но Пла­тон чи­с­тый иде­а­лист, а Ма­ле­вич су­пре­ма­тист. Он ве­рил, что эй­до­са­ми мож­но по­ве­ле­вать. По край­ней ме­ре на по­лот­не. Тог­да всем ка­за­лось, что бес­смер­тие ря­дом. Впро­чем, Ан­д­рей Руб­лёв был то­же не­о­пла­то­ни­ком и ге­о­ме­т­ри­с­том. Его ге­ни­аль­ная «Тро­и­ца» плав­но впи­сы­ва­ет­ся в овал, а тра­пе­ция сто­ла есть не что иное, как про­ек­ция зем­ли в не­бо.


Вер­нём­ся к «Чёр­но­му ква­д­ра­ту». Ма­ле­вич счи­тал эту кар­ти­ну сво­ей ико­ной. Ате­и­с­ти­че­с­кая дик­та­ту­ра не поз­во­ля­ла на­зы­вать ве­щи сво­и­ми име­на­ми. Он про­сто по­ве­сил свою кар­ти­ну в крас­ном уг­лу, где по­ло­же­но быть ико­не. «Чёр­ный ква­д­рат», кста­ти, на­зы­вал­ся «Су­пре­ма­ти­че­с­кий ква­д­рат. Это ок­но в бес­ко­неч­ность. Из не­го всё ис­хо­дит, и всё ухо­дит в не­го. Он, как и ква­д­рат Флад­да, слег­ка не­пра­виль­ный. Кро­ме то­го, он всё вре­мя ле­тит в бес­ко­неч­ную бе­лиз­ну. Ле­тит от нас и ле­тит к нам. Этот оп­ти­че­с­кий эф­фект на­зы­ва­ет­ся «взгляд ху­дож­ни­ка». И не про­сто ху­дож­ни­ка, а ху­дож­ни­ка ге­ни­аль­но­го. Да и не чёр­ный он, этот ква­д­рат. Из-за спе­ци­аль­но не­ров­ной по­верх­но­с­ти всё вре­мя по-раз­но­му пре­лом­ля­ет­ся свет и для тон­ко­го зре­ния пе­ре­ли­ва­ет­ся все­ми цве­та­ми ко­с­ми­че­с­ко­го спе­к­т­ра.


Один аме­ри­кан­ский ху­дож­ник в 60-х го­дах вы­ста­вил свой аб­со­лют­но чёр­ный холст. Я ви­дел его. В от­ли­чие от «Су­пре­ма­ти­че­с­ко­го ква­д­ра­та» Ма­ле­ви­ча это про­сто чёр­ный ква­д­рат­ный холст. Но у ис­кус­ст­во­ве­дов от вос­тор­га пе­ре­хва­ти­ло ды­ха­ние. Ка­ко­во же бы­ло все­об­щее ра­зо­ча­ро­ва­ние, ког­да кто-то вдруг вспом­нил о Ма­ле­ви­че. Мы же в те вре­ме­на о Ма­ле­ви­че не вспо­ми­на­ли. Ква­д­рат то­мил­ся в за­пас­ни­ках до се­ре­ди­ны пе­ре­ст­рой­ки. А ког­да вы­порх­нул и сно­ва взле­тел над ми­ром – всё, от ху­лы до вос­тор­га, по­вто­ри­лось, как в на­ча­ле ве­ка.


Я на­пи­сал свой «Ква­д­рат Ма­ле­ви­ча» в 1980 го­ду. Но воз­мож­ность про­честь его по­яви­лась лишь в кон­це 80-х в вы­ста­воч­ном за­ле на Ка­шир­ке. Не ве­ря сво­е­му сча­с­тью, я про­чёл с пе­ре­сох­шим гор­лом:



Об­ро­нен­ная фоль­га


в мёрт­вом воз­ду­хе зве­нит


свой за­тей­ли­вый по­втор


про­дол­жа­ет слад­кий звук



свет ноч­ной на­мо­ло­чен


рез­ко сдви­ну­та ночь


как ко­мод


и от пыль­но­го лун­но­го све­та


ос­тал­ся ква­д­рат под ква­д­ра­том



ма­нит тёп­лою лун­ною пы­лью ква­д­рат


не смы­ва­е­мый ни­кем и ни­чем


не вме­щая об­те­ка­ет се­бя ква­д­рат


как рог изо­би­лия сып­лет ква­д­рат ве­ща­ми



в от­сут­ст­ву­ю­щей ве­щи


на­мно­го боль­ше ве­щей


из не­го вы­па­да­ет ночь


и про­зрач­ная пыль­ная лу­на


из­вле­че­на


как ко­рень


слад­ко но­ет ко­рень


мо­лоч­ных зу­бов лу­ны



вот и вы­ле­тел пыль­ный мо­ты­лёк


осы­пая пол пы­лью



Ква­д­рат при­под­нял­ся


вспорх­нул


и уле­тел


ос­тав­ляя тень ква­д­ра­та



Пять лет на­зад я уви­дел сон: в чёр­ном бар­хат­ном ко­с­мо­се ле­тит ква­д­рат Ма­ле­ви­ча, а из не­го си­я­ю­щие спе­к­т­раль­ные ра­ду­ги. По­пы­тал­ся по­зд­нее за­пе­чат­леть это мас­лом на хол­сте в гос­тях у дру­зей-ху­дож­ни­ков на Боль­шой Ор­дын­ке, над квар­ти­рой, где гос­ти­ла Ах­ма­то­ва. По­лу­чи­лось. Эту кар­ти­ну по­да­рил ис­кус­ст­во­ве­ду Алек­сан­д­ру Шу­мо­ву по его прось­бе. А не­дав­но то же са­мое уда­лось вы­го­во­рить сти­ха­ми.



Зер­ка­ло в зер­ка­ле



Си­не­зе­ле­но­бе­лый


Жел­то­зе­ле­но­крас­ный


Крас­но­оран­же­вый


Оран­же­во­крас­ный



Чёр­ный


на


Чёр­ном –


Крас­ный



Крас­ный


на


Крас­ном –


Неж­ный



Не­ви­ди­мый


Ви­ди­мый


От­ра­жён­ный


Не­от­ра­жён­ный



Да что мы за­цик­ли­лись на ква­д­ра­те? Ведь, со­глас­но Пла­то­ну, тре­у­голь­ник – сим­вол ог­нен­но­с­ти все­лен­ной.



Чёр­ный тре­у­голь­ник



Ма­ле­ви­чий


Де­ви­чий


Го­лень­кий


Треу-


голь-


нень-


кий


ий


й.



Другие статьи в литературном дневнике: