Очень точный отклик на мои мысли

Кедров-Челищев: литературный дневник

http://xmelnikov.livejournal.com/18711.html


Инсайдаут оно же Выворачивание


* 25 Июн, 2010 at 4:23 PM



Поэты, восхищенные красотой и романтикой языка и движемые стремлением к скорейшему выражению чувств, редко когда систематизируют и концептуализируют свое творчество. Систематизация происходит апостериори, когда поэт способен оглядеть со всех сторон сделанное им и сказать: "всю жизнь я стремился противодействовать несвободе (выразить себя до последней капли, продолжить дело своего учителя итп)." Литературные критики также создают целые вселенные Бродского, Вознесенского и других, что немножко отучивает читателя размышлять, но в целом приближает его к пониманию творчества того или иного автора. Сам читатель при знакомстве с рядом поэтических опусов того или иного автора создает его образ и соотносит с ним последующие прочитанные произведения.
Константин Кедров же настойчив и упорен в своем желании донести до читателя основную мысль. В его книге "Инсайдаут" представлены обширные предисловия к стихотворениям, толкование основных понятий творчества и просто любопытные философско-литературоведческие отступления. Стихотворения "метаметафориста" Кедрова чрезвычайно умозрительны, что следует считать достоинством. Основная мысль, проводимая автором, заключается в том, что современные философские и физические теории (имеются в виду прежде всего СТО и ОТО Эйнштейна) уничтожили абсолютное пространство и время, и человек более не является затерянным в бессмысленном мире. Теперь существует возможность быть связанным с мировым космосом и сделать вселенную своим бесконечным телом и самому стать при этом бессмертным (мысль звучит по-сектансски, однако она бескрайне глубока). Это явление называется выворачиванием ("инсайдаутом"). Определение данного явления равно как и других значимых для творчества Кедрова ("метаметафора", "метакод") - пространственно и многослойно.


"Выворачивание:


— вовнутрение внешнего мира во всей его полноте и одновременное распространение внутреннего во внешнее до полного воплощения;
— воплощение мира в тело и развоплощение тела в мир с обретением иного внутренне-внешнего и одновременно внешне-внутреннего пространства.
— вбирание всего времени в один бесконечно длящийся миг, с полным слиянием прошлого, будущего и настоящего в новую временную реальность настоящебудущепрошлого".


В поэтической форме это звучит вот так:


"Человек - это изнанка неба
Небо - это изнанка человека"


Метаметафоры Кедрова инверсионны - один образ становится частью другого, а в следующей строке происходит обратное поглощение. Так раздвигаются пространственно-временные рамки. Сегодня наука не может насмехаться над христианским "Царство Божие внутри вас есть", "времени больше не будет" и сократическими мыслями об относительности восприятия смерти.
Голос является первичным элементом творения. Собственным голосом Кедров "освящает мирочеловека-человекамира". Из блестящих формулировок автора: "земля летела по законам тела, а бабочка летела как хотела". Для тех, кому достаточно стать бабочкой, прочтение Кедрова просто обязательно! Инструкция по правилам полета.


* Mood: hopeful hopeful




Другие статьи в литературном дневнике: