Памятник ДООСу Павичу открыл К. Кедров

Кедров-Челищев: литературный дневник

http://video.mail.ru/mail/kedrov42/6


Газета.руКИРИЛЛ РЕШЕТНИКОВ В Москве установлен бюст Милорада Павича
Вчера во дворе Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино состоялось открытие прижизненного памятника сербскому писателю Милораду Павичу. Павич, уже давно находящийся в статусе современного классика, не нуждается в представлении. Это автор знаменитого «Хазарского словаря» и один из столпов европейского постмодернизма, прославившийся своими экспериментами с так называемым нелинейным письмом и обогативший прозу элементом интерактивности: в некоторых его романах сюжет и судьба героев зависят от читателя.
Бюст Павича, который отныне смогут лицезреть посетители библиотеки иностранной литературы, установлен с левой стороны от входа по соседству с бюстом Абулькасима Фирдоуси — персидского поэта, жившего в X—XI веках нашей эры, автора поэмы «Шахнаме». Памятник Павичу изваян российским скульптором Григорием Потоцким, чьи работы можно увидеть во многих городах мира. В церемонии открытия наряду с создателем бюста участвовали директор библиотеки иностранной литературы Екатерина Гениева и друг сербского классика известный московский поэт Константин Кедров, который зачитал собравшимся специальное обращение самого Павича. Предполагалось, что виновник торжества приедет в Москву и тоже будет присутствовать на церемонии; визит Милорада Павича, несомненно, стал бы одним из заметных событий столичной культурной жизни. Однако по пути к самолету Павич почувствовал себя плохо и отменил поездку.
О том, как возникла идея прижизненного памятника и как она была реализована, корреспонденту «Газеты» рассказал Константин Кедров: «Три с половиной года назад мы с поэтом Михаилом Бузником и игуменом Даниилом Ишматовым ездили в Белград, были у Павича в гостях и подружились с ним. Ему близко то, что делаем мы, а нам — то, что делает он, нас с ним роднит мистический космизм, пронизывающий наши культуры. Мы рассказали ему о нашем творческом объединении «Добровольное общество охраны стрекоз», и теперь Павич числится среди его членов — он имеет звание сербозавра. Потом мы много рассказывали о Павиче и о нашей дружбе с ним скульптору Григорию Потоцкому, тот заинтересовался, тоже поехал к Павичу и тоже с ним подружился. А свои чувства скульптор, естественно, выражает в скульптурах, вот он и сделал бюст. Почему нужно обязательно дожидаться смерти человека, чтобы сказать о нем то, что мы хотим сказать? Потоцкий предложил библиотеке иностранной литературы установить бюст Павича рядом с памятниками Джойсу, Ганди, Валленбергу и другим замечательным людям. Ведь Павич — это явление мирового масштаба. Директор библиотеки Екатерина Гениева поддержала нашу идею. Милорад смущен, но счастлив, он нас благодарит. Он бесконечно любит Россию. Сам он не приехал только потому, что в аэропорту у него неожиданно поднялось давление. Мы предложили вообще все отменить, но он очень хотел, чтобы открытие состоялось».
15 октября Милораду Павичу исполнится 80 лет. В сентябре на русском языке выйдет его роман «Мушка» – последний, по словам автора, опыт в области нелинейной прозы, а вскоре после этого до русского читателя дойдут еще две книги сербского прозаика – документальный роман «История Белграда» и сборник «Сербская книга мертвых».



Другие статьи в литературном дневнике: