Каких рифм лучше избегатьТворческая Мастерская Алкоры Сегодня мы уйдем от строгой классификации рифм в соответствии с их устройством, от новых терминов, привычных для специалистов, но для нас - обременительных. Мы ведь Чайники, а основное качество Чайника – его практичность: нам хорошо и полезно то, что помогает понять, чего нужно делать, а чего не нужно, когда мы пишем свои стихи. Как выразился Маяковский, нам важно решить вопрос: «что такое хорошо, и что такое - плохо?» Вот об этом и поговорим. И начнем с плохого. Больше всего портят впечатление о наших стихах, пусть даже и написанных с соблюдением всех правил, банальные рифмы. БАНАЛЬНАЯ РИФМА – связка слов, наиболее часто употребляемая в поэтической практике. Часто к таким рифмам относятся, как к избитым, примелькавшимся и давно утратившим свою свежесть. Тем не менее, по причине крайне малого словарного запаса рифм у некоторых слов при их незаменимой смысловой нагрузке такие рифмы используются даже мастерами, хотя и очень редко, и очень осмотрительно. Не стоит ссылаться на их примеры, лучше приложить все усилия, чтобы обойтись без них. Что же это за рифмы? Вновь – любовь – кровь. Старинный звук меня обрадовал и вновь В огромном городе моём - ночь. Не пой! Не пой мне! Пощади. Подскажу один способ, как их обойти, если очень хочется вставить эти слова по смыслу. НИКОГДА НЕ СТАВЬТЕ ИХ НА КОНЕЦ СТРОКИ, что можно легко сделать, изменив порядок слов в предложении. Пусть ваша «Любовь» окажется в середине строки, и тогда вам не придется пристегивать к ней надоедливое «вновь», потому что другие варианты (кроме «морковь») вам найти будет трудно! Не украсит ваше стихотворение и бедная рифма. БЕДНАЯ РИФМА – недостаточная рифма, в которой созвучны только ударные гласные. звезда - волна, вино - легко, пою - люблю, заря - звеня, доля - море и пр. Фактически, это то же, что и ассонанс, о котором мы с вами еще поговорим, и который хорош в верлибре, в некоторых других стихах, но в коротком рифмованном лирическом стихотворении (которые мы так любим подавать на конкурс) такие рифмы отвратят от вас симпатии ваших судей. Да и читателей тоже. Чем точнее, чем созвучнее ваши рифмы – тем лучше. Никогда не торопитесь отказаться от поиска более точной, ссылаясь на правомочность неточных рифм. Кто ищет, тот обязательно найдет нужное и лучшее слово! А в русской поэзии бедные рифмы, конечно, встречаются: Твоих лучей небесной силою Еще один порок рифм – ГРАММАТИЧЕСКИЕ РИФМЫ. Они тоже относятся к разряду бедных: это рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах. В силу своей незатейливости подобрать такую рифму не составляет труда, например, ГЛАГОЛЬНЫЕ РИФМЫ на "ать"- в словаре их более 5500 слов: Науки юношей питают, Раз в крещенский вечерок Не особо украшают ваши стихи РИФМЫ ИЗ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ НА "ОЙ" (таких - свыше 1200 слов): большой - простой - сухой - немой - степной - озорной... а также РИФМЫ ИЗ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НА "АНИЕ" (более 1000 слов): гадание - желание -знание - венчание - сверкание - сияние - щебетание... И уж совсем плохо воспринимаются рифмы из двух однотипных причастий или деепричастий: играя-вздымая,проснувшись, изогнувшись, запустив- укусив и т.д. На глади лежат, отраженьем играя, На берег волна, словно только проснувшись, Грамматические рифмы иногда называют еще и ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ РИФМАМИ – рифма с использованием слов одинаковой части речи в одинаковой грамматической форме: В синем небе звёзды блещут, Куда лучше параллельных рифм использование однородных и разнородных рифм. ОДНОРОДНАЯ РИФМА – рифма из слов, принадлежащих к одной части речи, но в отличие от параллельной (грамматической) рифмы, слова находятся в различных грамматических формах (употреблены в разных падежах): Еще лучше РАЗНОРОДНАЯ РИФМА – это рифма из слов, принадлежащих к различным частям речи. А потом позвонил медведь Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы. ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ РИФМА – это когда слово рифмуется само с собой. И мощная рука к нему с дарами мира «Всё моё», - сказало злато; О тебе я хочу думать. Думаю о тебе. в которых рифмующиеся слова являются однокоренными, отличаются только приставкой или нарощенным первым корнем, и при этом имеют сходное значение: брошенный – заброшенный, вертолёта – самолёта, площадь – жилплощадь, убийца – самоубийца : ждать-подождать, царил-воцарил, какой - никакой, люби-возлюби, бег-забег, нас - вас, кто - никто, свои - твои ... Пуская твои небрежные напевы Использовать такие рифмы, конечно, можно, но украшением вашего стихотворения они вряд ли станут, во всяком случае, если в нем нет других ярких достоинств. Скажу больше – все эти «мои, твои, меня, тебя», так прекрасно закрывающие нам прорехи в ритме, работают, как слова пустышки – они подразумеваются строем всей фразы, без них по смыслу можно обойтись, они просто занимают место в строке. Замените их лучше значимым определением или наречием. Чем меньше в ваших стихах слов-паразитов (тех, без которых смысл полностью сохраняется!), тем для стихотворения лучше. Никогда не стоит рифмовать и однокоренные слова: светит- засветит, ботинок- полуботинок, добрый-недобрый, прилетел-улетел и т.д. ОДНОКОРЕННАЯ РИФМА – это рифма, где слова отличаются только приставкой (кто – никто, счастье – несчастье, полюбила – разлюбила), или имеют один корень: милосердный – сердце, мысли – смысле, порву – взорвусь, бессилье – насильник, маятник – маяться и т.п. Допустима, но плоховато звучит и может вас подвести ТВЁРДО-МЯГКАЯ РИФМА – двоюродная рифма, внутри которой мягкая согласная противостоит твёрдой, особенно, если рифмующиеся слова стоят в соседних строчках: Верный конь, узды не чуя, Пачками колец Сатурн Бренчит частушка, как медаль, «Великие» эти рифмы себе позволяют, но, как я обычно говорю себе: «что хорошо для Пушкина, не спасет меня» и всегда ищу как можно более точные рифмы. Жду ваших откликов, примеров рифм, вопросов. В следующий раз мы с вами начнем разговор о более сложных рифмах, использование которых может украсить ваше стихотворение и даже обеспечить вам победу на конкурсе. Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/12/07/5384
Источник: Творческая Мастерская Алкоры - https://www.stihi.ru/2011/11/23/7173 © Copyright: Мария Абазинка, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|