Элементарная стилистика тезисноАристотель утверждал, что любой сложный объект должен изучаться с двух сторон: с точки зрения его структуры и с точки зрения функции. Как заметил Г.О. Винокур, «наряду с проблемой языкового строя существует еще проблема языкового употребления» (Винокур Г.О., 1959), поскольку язык является средством общения. В бытовом понятии, стилистика – это специфический признак языка, обеспечивающий общение и мышление, – способность закреплять в звуковой и графической оболочке слов понятия, признаки класса предметов. Определение: Стилистика, как наука – это функционально-коммуникативная лингвистическая дисциплина, которая исследует язык в действии и призвана ответить на вопрос, как используются единицы и категории данного языка для решения различных коммуникативных задач в различных сферах и ситуациях общения (выражение эмоций, передача информации и т.д.). 16 Стилистика изучает: 1) как используется язык в целях коммуникации; 2) как функционируют те или иные языковые средства в за- висимости от целей и задач коммуникации; 3) как они соотносятся и взаимодействуют друг с другом в конкретном тексте или в определенных условиях общения. Стиль – это лишь одно из свойств текста. Тексты вне стиля или стилистически нейтральные тексты не существуют. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТИЛИ. ПОЛНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ стиль предполагает употребление слов «в их идеальном фонетическом составе» , согласно литературным нормам. Такой стиль произношения характерен для публичной речи. Литературный стиль разделяется на ОБЩЕЛИТЕРАТУРНЫЙ СТИЛЬ (художественная литература) и ОФИЦИАЛЬНЫЙ (деловой, официально-правовой, научный, канцелярский, публицистический, учебный, научно-популярный) и РАЗГОВОРНЫЙ. Для официально-делового стиля характерна тенденция к упрощению структуры слов и словосочетаний. Здесь нет многозначности, омонимов, метафор. Синонимия возможна только в рамках данного стиля: снабжение = поставка = обеспечение, платежеспо- собность = кредитоспособность, износ = амортизация, ассигнование = субсидирование. Лексические особенности НАУЧНОГО стиля: Морфологические особенности ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО стиля : То есть, к литературной речи относятся: НЕЙТРАЛЬНЫЙ (основной), ВЫСОКИЙ и разговорный. РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ. Он обслуживает устную речь или сферу непринужденного бытового общения: дружище, понаехали, растранжирить, спалить дотла и др. К разговорным близки просторечные тексты, которые находятся на грани литературного употребления или представляют собой нелитературные выражения: проныра, пустомеля, брехня, валять дурака, выламываться и др. В письменной речи разговорные выражения могут употребляться в художественной литературе и публицистике с определенными целями, например, при изображении той или иной социальной среды, для достижения комического эффекта и т.д. Лексические особенности РАЗГОВОРНОГО стиля: В РАЗГОВОРНОМ СТИЛЕ не общепринятый порядок слов (на первом месте – самое важное).Например: Хлеба сходи купи в магазин; Утром завтра приеду. Спонтанность речи, где наиболее значимое слово выносится в начало. Ср.: Полотенце принеси чистое//; Шапка не видел где моя? Топлено-го мне налей молока; • актуализаторы (частицы): мне тут уехать надо. Он вот рассказывал; • повторы: я понял, понял… Да знаю я знаю! В РАЗГОВОРНОМ существует также НИЗКИЙ (сниженный или фамильярно-разговорный, разговорно-просторечный) стиль речи. Отдельно упомянем ЦЕРКОВНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ стиль, с возникшим недавно НЕО-ХРИСТИАНСКИМ и НЕО-ЯЗЫЧЕСКИМ стилями или сленгами. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ стиль имеет свою сферу общения – эстетическую. Художественный стиль – это единственная разновидность литературного языка, в которой эстетическая функция языка реализуется наиболее полно. Художественная литература отражает мир в образной, чувственно-конкретизированной форме и благодаря этому воздействует на чувства читателя. ГЛОССАРИЙ Идиостиль – индивидуальная манера, способ, которым исполнены данный, конкретный речевой акт, данный текст, в том числе литературно-художественное произведение. Иностилевой элемент – стилистически маркированная речевая единица любого уровня, используемая (намеренно или ошибочно) за пределами текстов своего стиля. Канцеляризмы – слова и выражения официально-делового стиля, неуместно использованные в других функциональных стилях: художественном, публицистическом, разговорном. (Пример К. Чуковского из разговорной речи: У нас под окнами зеленый массив). Клише – речевые стереотипы, готовые обороты, часто вос- производимые в типичных ситуациях речи. Они закреплены за определенным стилем, жанром или типом текста. Использование клише ускоряет процесс информационного обмена. Клише являются конструктивными единицами речи и, несмотря на частое употребление, сохраняют свою семантику. Клише используют в официально-деловых документах (встреча на высшем уровне); в научной литературе (требуется доказать); в публицистике (наш собственный корреспондент сообщает из…); в разных ситуациях разговорно-бытовой речи (Здравствуйте! До свидания! Kmо последний?). Коннотация стилистическая (стилистическая окраска, стилистическое значение) – дополнительные (по отношению к предметно-логическому и грамматическому значениям) эмоциональные, оценочные, экспрессивные или функциональные компоненты значений, которые ограничивают возможности употребления этой единицы определенными сферами и условиями общения и тем самым несут стилистическую информацию. Подстиль – вариант (разновидность) функционального стиля, выделяемый в соответствии с частными задачами коммуникации в той или иной социально значимой сфере общения. Стилевая черта – языковая характеристика, инвариантная для всех текстов данного функционального стиля, предопределяющая его речевую системность. Стилевые черты определяют отбор языковых средств, правила их сочетаемости между собой, соотношения и пропорции межстилевых и собственно стилевых явлений. Стилистика – функционально-коммуникативная лингвистическая дисциплина, которая исследует язык в действии и при- звана ответить на вопрос: как используются единицы и категории данного языка для решения различных коммуникативных задач в различных сферах и ситуациях общения (выражение эмоций, передача информации и т.д.). Стилистическая норма (стилевая, функциональностилевая) – исторически сложившиеся правила отбора и сочетания языковых средств, наиболее целесообразных для определенной сферы общения, а также общепринятые реализации стилистических возможностей языковых единиц, обусловленные целями, задачами и содержанием речи определенной сферы общения. Стилистический прием – способ организации высказывания/текста, усиливающий его выразительность. Стиль – 1. Разновидность языка, закрепленная за предельно широкой социально-коммуникативной сферой (стиль языка). Традиционно в современных развитых национальных языках выделяют три стиля – нейтральный, высокий (книжный) и низкий (сниженный или фамильярно-разговорный, разговорно- просторечный). 2. Разновидность литературного языка, обусловленная раз- личием функций, выполняемых языком в типовой сфере обще- ния (См. далее Функциональный стиль). 3. Индивидуальная манера, способ, которым исполнены дан- ный, конкретный речевой акт, данный текст, в том числе лите- ратурно-художественное произведение (см. идиостиль). 4. Языковая парадигма эпохи, т. е. состояние языка в стиле- вом отношении в данную эпоху, например, стиль русского лите- ратурного языка второй половины XVIII в. – т.e. сам русский литературный язык данного периода. 5. Использование языка в соответствии с нормативностилистическими правилами или без их соблюдения (хороший стиль, плохой стиль и т.д.). Функциональный стиль – общественно осознанная разно- видность литературного языка, обусловленная различием функ- ций, выполняемых языком в определенной сфере общения. Штампы – стилистически окрашенное речевое средство за счет высокой употребительности превратившееся в избитое выражение со стертой экспрессивностью. Штампами становятся слова, словосочетания и даже целые предложения, которые возникают как новые, стилистически выразительные речевые средства, но в результате слишком частого употребления утрачивают первоначальную образность. (При голосовании поднялся лес рук). Штампы – это средства речевой выразительности, пере- ставшие выполнять функцию воздействия на адресата. Поэтому штампы как нежелательное стилистическое явление могут встречаться в публицистическом, художественном и разговор- ном стилях. Экспрессивные стили – стили, которые выделяются по характеру экспрессии, заключенной в языковых элементах на фоне нейтрального стиля (торжественный, официальный, фамильярный, шутливый, сатирический и т.д.). Источник: Воронцова Т.А., « Элементарная стилистика»: учеб.-метод. пособие / УдГУ. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2008. – 130 с. © Copyright: Мария Абазинка, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|