Мой канон. Приключенческая фантастика. Космоопера1. Почётное первое место занимает Берроуз с его «Марсианским циклом». Можно по-разному относиться к эпопее о Джоне Картере (многие считают ее слишком безыскусно написанной), но нельзя не признать, что именно Э. Р. Б. стоял у истоков космооперы per se. Не будь его — не было бы жанра. (Сделаем только одну оговорку: в цикле достаточно много «ни-в-склад-ни-в-лад» написанных вещей , поэтому сага о Дж. К. в список не может войти целиком. А вот первые 4-5 романов — пожалуй. Представление о сабже они дают, но при этом — нет раздражающей сериальной затянутости, и обилия излишних подробностей, отягощающих книгу — тоже нет). 2. Уже не «почётное» место, а вполне заслуженное: Ли Брэкетт. Если Эдгар наш Райс заложил «фундамент» к\о, то Ли (как и её супруг, о котором речь пойдёт ниже) возвела само здание. Все остальные авторы, работавшие в жанре, просто декорировали интерьер — с разным успехом. В принципе, я бы мог рекомендовать как мастрид любую книгу Брэкетт (в первую оч. — из цикла «Сага о Старке», но не только). Но если уж выбирать что-то одно — то пусть это будет «Тайна Синхарата»: не то чтобы самая лучшая, а просто — самая типичная из её книг. По ней всё видно: и то, какими яркими красками заиграл древний Марс в творчестве Ли, и то, как хорошо вышло сочетание романтичного и поэтичного мира с сюжетной динамикой (а ля подвиги д'Артаньяна, «только еще красивше унд сочнее»). 2а. Кэтрин Мур, «Нордуэст Смит». Смесь из самых разнообразных и на первый взгляд не очень-то подходящих друг другу ингредиентов — вестерна, старой, «классической» космооперы, научно-фантастической трактовки древнего мифа... Смесь крепкая, тёрпкая, густая и жгучая, как текила. На любителя; не всякому придётся по вкусу. Но кто распробует как следует — тот не пожалеет: казалось бы, материал классической космооперы 30-х даёт меньше возможностей построить красочное и эмоционально насыщенное повествование, чем дотолкиновская фэнтези. Но Мур справилась. И — как будто ей одной этой удачи мало — принялась экспериментировать с жанрами, не зацикливаясь только на космоопере. Здесь есть — в большинстве рассказов, кроме только самых первых — чисто «хоррорная» начинка под внешне космооперным сюжетом (Марс, Венера, отважные планетопроходцы с Земли — и в то же время древние боги, тайные обряды и прочая мистика...), а кое-где мелькают и элементы пресловутой дотолкиновской фэнтези. Ничего общего с рассказами К. Э. Смита, но — по парадоксальной логике — если где и искать аналоги, то в его творчестве. Даже не на уровне сюжетных мотивов, а на уровне... мотивов, породивших эти мотивы, что ли. Ну, и т.п. И -- несколько кандидатов сразу на 3-е место: 3. Кандидат номер один: Лин Картер — помните, я его уже упоминал в первой заметке про каноны?
Кандидат номер два. Эдвард «Док» Смит. Тоже вкратце скажу — вот этот сборничек, и... всё остальное из его книг можно не читать. Ибо «кайф обломаете». Как сказал переводчик Нахмансон, «он не был великим литератором... но, безусловно, был великим фантастом» (цитирую по памяти, но вы поняли) Кандидат номер 3 (под большим вопросом) Джек Вэнс — у него каждая вторая вещь, которая не фэнтези, = к\о. Но вот выбрать самую показательную... трудное дело (к тому же, не всё и переведено). В одной из антологий Дозуа был рассказ «Новый премьер"; он достаточно хорош и (внимание!) охватывает сразу несколько направлений к\о — так что, наверно, остановимся на нем. Кандидат # 6... Не уверен, можно ли сюда включать раннюю Ле Гуин (первые книги Хайнского цикла — до «Города иллюзий» включительно. Это не притча, не фэнтези и не НФ — это «золотой век фантастики», когда перемешались границы космооперы, «твёрдой» НФ, НФ философской... Всё это вместе плюс прекрасный язык, плюс тонкая лиричность, плюс то ощущение жизненной подлинности, которое всегда есть у Ле Гуин... Ну что долго говорить? Классика есть классика). М.б., лучше перенести их всё-таки в будущий канон НФ — вместе с остальными произведениями цикла, чтобы не разрывать его. Короче, это — под вопросом. 4. Да простят меня все знатоки и поклонники... Эдмонд Гамильтон занял лишь четвертое место. Будем откровенны: по нашим временам творчество классика (и тоже, как Берроуз, «отца-основателя») во многом наивно и устарело. Такие вещи, как «Роковая звезда», например, трудно (физически трудно!) читать — с экшном явно перебор, а вот антураж прописан скудно. Еще один претендент на то же место: грех не упомянуть в каноне Пола Андерсона — уж кто-кто, а он для жанра столько сделал... Итак: «Крестоносцы космоса» (безусловно — классика к\о), очевидно, кое-что из цикла о Доминике Фландри (ну, тут я не силен — читал давно, помню плохо), а также повести\рассказы о Звездных Торговцах. Впрочем, они (рассказы и повести) достаточно разнородны — я бы включил не весь цикл целиком, а только вот: http://fantlab.ru/edition2967 Там же, кстати, и пара-тройка независимых рассказов (к-е тоже, имхо, мастрид). Возможно, стоит включить тж «Драгоценности Эптора» Дилэни (?) Впрочем, и это под вопросом — по идее, всё его творчество пойдёт в следующий список (канон «твёрдой» НФ) Третий, т. ск., дополнительный претендент: у Андре Нортон очень много написано в этом жанре, но далеко не все вещи хороши. Пожалуй, советовал бы только повесть «Вурлопер» — и ничего более. «Самая космооперная» из всех космоопер старушки: тут тебе и «зов дальнего космоса» (упрятанный в подтекст), и откровенно НЕ-технизированная планета (сочетание древности, средних веков и далекого будущего сразу. «3 in 1». Плюс то, что книга не без идеи (см. финал). Также очень хорош роман «Предтеча» (первый. Продолжение мне как-то меньше «пошло». 5. Под вопросом пока... Впрочем, можно и приколоться (списку от этого не убудет): раньше на 5-м месте был Сташефф, и сюда его же. Вот этот томик (и все остальные вещи цикла можно не читать). А если мне возразят, что Крис — недостаточно «каноничный» автор, ибо пи сал в легком жанре, я отвечу: легкий жанр тоже входит в мой канон, «почему нет»? продолжение следует... © Copyright: Максим Фарбер, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|