Поэтический мирПоэтический мир**** **** **** далеко не все психиатрические отклонения лечатся таблетками - излечить от графомании можно, конечно, даже потенциального гения - нет, скажем еще прямее: излечить от графомании можно даже признанного великого поэта, можно отучить его писать, не обязательно отбивая ему пальцы, избавить от этой зависмости окончательно, вернуть ему душевное равновесие (хотя, честно - у меня было двое хороших знакомых, которых излечили от шизофрении - сказать, что они не внушали у меня сомнений - будет неправда - я не видел излечившихся графоманов - да у нас и нет клиник для таковых, графоманов не госпитализируют, нет специалистов - психиатрия здесь имеет здоровенное нездоровое белое пятно - и причина фантастична - если сами психиатры стыдливо и тайно признаются в своей шизофрении иногда, - то признаться в личной графомании они не способны в принципе - осознание в себе этого заболевания куда невозможнее, чем в алкоголизме - чуть ни каждый пятый алкоголик спокойно пусть тоже тайно - себе признаётся в этой болезни, даже иногда пытается себя ей и оправдать перед окружающими, но графоман спрятан от своей болезни за неодолимой бронёй своей речевой практики и способности - он от факта владения речью не может вербализировать симптомы этого страшного кажущегося другим безобидным заболевания. И первые скрытые и безнадёжные больные, конечно - психиатры. За ними идут поэты. Есть небольшое сходство клинической графомании с суицидальным психозом, но это разные болезни, просто у человека часто заболевания души совмещаются, среди поэтов есть и маниакально-депрессивные психи, и алкоголики (это почти у всех), и истерики - есть и причудливое сочетания даже редких психиатрических заболеваний - но это предмет для будущей психиатрии графомании, еще академической науке неизвестной - кто знает, может, именно поэты станут осноположниками и первооткрывателями этой отрасли научного знания, наблюдая себя в осколках разбитого зеркала своей страдающей души - но я сделал такое вступление к другой теме - к разговору о поэзии и поэтах, а так же - о поэзии и читателях стихов. Часть Первая. Поэты, непоэты и читатели Итак, существует такое явление, как речь - реализация языка - хотя и изучаемая психолингвистикой, но на деле представляющая собой особое явление, соизмеримое со Вселенной, поскольку создаёт фундаментальную иллюзию, обычно именуемую "сознанием" - природа которой кажется вполне очевидной, а на деле ускользающей от определённого формулирования, до безобразия именуемого совершенно произвольно, - не только ноология не знает, что сделала предметом своего исследования - возьмем только Ноосферу Вернадского - и мы вынуждены будем признать - Разума не существует. И дело вовсе не в огромном количестве клинических и бытовых идиотов - разума нет как такового - все, что мы называем разумным - иллюзия, чаще всего основанная на вербальных тавтологиях типа "белое есть белое" - и мы, так называемые разумные существа - это муравьи, которые свои муравейники разрушают после строительства. Иллюзию разума создаёт некое Универтаритарное Гиперпространство - Речь, существание которой сомнений не вызывает примерно так же, как очевидно нам звёздное небо или правила человеческого общежития и их всевозможные нарушения, что часто называют моралью и социальностью. Речь нам даётся через органы чувств, конечно, имеющие свои недостатки и ограниченности, но даже некоторые искажения и иллюзии слуха не дают основания для практического нигилизма - Речь реальна даже как след материального мира - и мы нередко думаем, что она, а не собственно акустический звук есть транспортер представлений о реальности - хотя есть понимание, что вербализация информации о внешнем мире - для зрительной это еще проблематичнее - есть лишь толкование, герменевтичское подобие реальности. Понятно, что речь идёт совсем не о скептицизме и нигилизме - нам нужно многое для практической деятельности, получение информации без вербализации чего нам препятствует получению результата. Но именно эта кажущаяся очевидность речи, вербального представления реальности, играет с нами злые шутки, одной из которых является Поэзия, Составляющая отдельную речевую реальность, точнее - антиреалность. Понятно, что Поэтического мира не существует реально, тогда как люди, сочиняющие стихи и читающие стихи - реальны вполне (то, что нам часто кажется, что стихи никто не читает - это тоже иллюзия; аргумент: - раз кто-то пишет, хотя бы он на все сто своё прочитал разок)- так что исследование Поэтического мира есть некоторый когнитивный транспорент, когда мы берём людей - раз, берём как опосредствующее древо - стихотворения и высказывания о них - это будет два, - и представляем искусственную модель которой присваиваем условно статус "Поэтический Мир". Не вдаваясь в неразрешимую проблему онтогенеза и филогенеза стихотворчествв, конечно, сооблазнительно заманчивого - пофантазировать, с чего первобытные люди у которых речь состояла из жестов и междометий, начали рифмовать (так гипотеза: показывать кулак - надо несколько раз - это и есть проторифма) - этот опасный для знания путь следует оставить в стороне - возьмем разрез нынешнего времени - существуют люди, которые как-то прочитали несколько стихотворений - возможно - в школе - там заставляют учить стихи классиков - или - в газете - раньше были на бумаге такие много/букв - или - это самый паршивый путь в поэзию - рвсслышав несколько песен на родном языке, человек из-за каких-то веских причин начинает складывать слова и рифмовать их в силу своих способностей и в меру своих талантов и пороков - но обязательно исходя из непреложного: раз он владеет речью (то, что он чаще не может другому передать примиивную информацию, кроме уж самой - "хочу есть" - более содержательные формулы он близко не может вербально выдавить, отграничиваясь обычно мычанием и объясняя непонимание окружающих их якобы непомерной тупостью) - из факта владения парой десятков слов и приблизительного понимания еще тыщи-другой слов и междометий -
поэт, пусть и немного более талантливый, чем Пушкин, погрязший в своих бесконечных сорока тысячах нефранцузских слов.
на самом деле - тупицы существуют в Поэтическом Мире - вообще - проблема, кто глуп и что такое ум - она выходит за рамки даже поэзии, она правит бытом - но - Это совсем другая история Которая будет излагаться в следующей части Начал: Часть Вторая. Тупые и Умные поэты: как их различить? 26 декабря 2021 года примерно 06:38 ***
© Copyright: Май Август, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|