Катюша
Кому знакомо следующее кощунственное четверостишие:
"Расцветали веники в сарае,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша
И кидала в немцев колбосой"?
Первая строчка имеет несколько вариантов, я думаю, что изменения происходили следующим образом:
а) Расцветали яблони и груши - первоначально первая строка песни вполне поддерживает третью, не мешает глумлению в четвертой, неплохо установившей традиционную поэтическую связь со второй;
б) Расцветали яблоки и груши -
остранению подвергается теперь и первая строка, что уже настраивает (настораживает) слушателя на "неправильную" песню;
в) Расцветали веники и груши - канонический текст подвергается прямой агрессии (яблоню с яблоком можно и просто перепутать);
г) Расцветали веники в сарае - это что-то вроде наведения нового порядка на аккупированной территории.
Я отказаться от факта существования этой "песни" не могу. Её пел в детском садике я и её же несколько дней назад услышал от своей дочери. Примечательно: я никогда НЕ ПЕЛ ей этого! Наши с нею садики разделяет расстояние в восемь сотен километров и в три десятка лет.
Более того, я не хочу отказываться от этого четверостишия, от такой памяти. Почему?
Потому что это уникальная детская игра в войну. Только игра эта - с использованием языковых средств, культуры... И если дети играют в "войнушку" (сейчас больше на компьютере, но это ничего не меняет) и это нас не коробит, то не спешите шлёпать малыша и бить его по губам за "войнушку" словесную. По крайней мере я ограничился достаточно жёсткой беседой, закрывшись с чадом на кухне.
Можно ли сравнить это четверостишие с лазилками детей по военной технике, выставленной в парке? Думаю - нет. Скорее - это "тридцатьчетвёрка", размалёванная тинейджерами. Это ужасно? Представляем: Берлин, кровь, победа, годы, реставрация, парк, дети, хулиганы с баллончиками. Это ужасно. Но!
Моя жена в детстве ходила в кружок мультипликации, они сами делали мультфильмы. У нас в семейном архиве хранится мультфильм "Сказка о маленьком танчике", где этот танчик стрелял цветами, засаживая ими землю. Это трогательно? Конечно! Можно ли теперь оправдать хулиганов с баллончиками? Надо сначала поймать хулиганов.
Вот он - я-хулиган, размалёвывавший в детстве знаменитую песню, воспроизводя крамольные строки. Записывай, гражданин начальник, всё скажу.
Был смех, много смеха. Я представлял, как бегут немцы под колбасным градом (а в том, что они бегут, я ни капли не сомневался). Как стоит эта монументальная Катюша - полупамятник, полуснегурочка, эдакая царевна-лягушка, которая махнёт правым рукавом... Вот как я раскрашивал этот "танк". Дочь спрашивать не стану: не поёт - и слава Богу.
Впереди её ждут другие "подвиги". Вспомните: "три танкиста выпили по триста", "орлята учаться летать с дивана прямо на кровать", "у лукоморья дуб спилили, кота на мясо зарубили...", "пусть всегда будет водка, колбаса и селёдка"...
Каждая строчка требует отдельного внимания. Все они - война, все они - память.
Другие статьи в литературном дневнике: