О соцреализмеПозади 7 ноября - краеугольная дата советской истории, коммунистическая ось зла (для одних), величайший акт перевершения (для других). Как обычно, истина поглотила и тех, и других. Нужно быть чрезвычайно осторожным, принимая чью-либо сторону... Впрочем, речь не об этом. Исследователь М.М. Голубков в учебном пособии "Русская литература ХХ в.: После раскола" пишет следующее: "Внутренние напряжения русской культуры проявились и в том, что на богатой почве двух последних столетий, составивших мировую славу русской цивилизации, развился квазихудожественный феномен, названный социалистическим реализмом, притом реализовал себя не только в литературе, но и в других искусствах". Яков Гордин в "двухсерийной" книжке "Перекличка во мраке. Иосиф Бродский и его собеседники" пишет следующее: "Патологическая невозможность взглянуть в лицо жизни и порождает парадную культуру, мёртвую, но активно хищную культуру". Так Гордин осудил "культуру", отторгнувшую Бродского. И Голубков, и Гордин не довольны тем, что между режимом и искусством что-то было. Они имеют на это ПОЛНОЕ право. Как и любой из нас. Ибо, как сказал Я. Гордин, мы - дети русской революции, "вне зависимости от того, как мы относимся к ней". А потому мы должны быть неравнодушными. Однако, дабы наша история, наша культура, наше искусство не стали предметом изучения только немцев (иноземцев), необходимо своё неравнодушие оставлять в тени пытливого ума. У нас, как правило, наблюдается тандем прямо противоположный. Итак, социалистический реализм: © Copyright: Максим Тюрин, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|