Осип Эмильевич Мандельштам

Максим Тюрин: литературный дневник

27 декабря исполняется 70 лет со дня смерти поэта Осипа Эмильевича Мандельштама.
Для меня он является «личным» поэтом по разным причинам. Ни одну из них называть не стану - речь здесь не обо мне.
Ниже я публикую свою работу, написанную несколько лет назад для получения зачета по литературе. Там - о Мандельштаме. Как мог и как полюбил его тогда.
Захотите помянуть - читайте Мандельштамов...



Творчество О.Э. Мандельштама
«Блуждающая мишень» поэзии


Творчество Осипа Эмильевича Мандельштама – трагедия русской поэзии. Имеется в виду трагедия как философское осуществление бытия автора, осуществление существования. Одна из особенностей художника в человеческом мире – непосредственное внимание к этому миру без обусловленности, без объяснения морали, без соотнесения с моралью, законами, политической сиюминутной ситуацией. С другой стороны, творчество, как культурный феномен, представляется мне космической проверкой, ревизией социума, инвентаризация в гипермаркете жизни. Вот эта двоякость – с одной стороны, неангажированность космополита, с другой: экзистенциальная напряженность, вовлеченность во временную, национальную, культурную данность – одна из «невозможных», парадоксальных страстей художника, такого как Осип Эмильевич.
Говоря об этом великом грехе поэтов, необходимо отметить, что неумение современников понять, принять и продлить «песнь песней» во все времена было поводом другой трагедии – трагедии человека, который был поэтом. Это не эстетическая огрубелость нравов, а, скорее, потребность в некоем сертификате соответствия, который, к сожалению, дает только время. Слава-завтра – это эпигонское лицемерие, это, если можно так выразиться, восторг бандерлогов, закон джунглей, не уместный в эпоху эгоцентризма, но необходимый в музейном деле культуры. Вопрос о поэте-подлиннике будет возникать вновь и вновь, от этого никуда не деться, для массовой культуры (а именно такой все более уподобляется в век глобализации нынешняя культура) характерна не всегда объяснимая избирательность, но всегда верная в принципе: ибо пожарный сертификат литературы, выданный от имени культуры, гарантирует и подтверждает – «рукописи не горят».
Мандельштам не был знаковой фигурой для современников, он находился на периферии литературы; те, кто его любил, знали ему цену, те, кто относился к нему с неприязнью, знали цену себе, но и это антипатичное отношение, гонение, исключение говорит о незаурядности Мандельштама. «Всегда, может быть, будут люди, которых Мандельштам просто раздражает; ...в его мысли, в его поэзии, во всем его облике есть нечто царапающее, задевающее за живое, принуждающее к выбору между преданностью, которая простит все, и нелюбовью, которая не примет ничего»(1).
Вот только два примера отношения к его творчеству современников. Хронологически первое принадлежит Виктору Максимовичу Жирмунскому, выдающемуся отечественному филологу, который говорит о Мандельштаме следующее: «круг его поэтических интересов слишком своеобразен, он требует от слушателя слишком больших книжных знаний и слишком повышенных культурных интересов для того, чтобы можно было предсказать его стихам широкую популярность. Для нас, однако, уже сейчас, по второму сборнику, он окончательно определился как своеобразный, серьезный и подлинный поэт»(2). Как видим, оценка Жирмунского – более чем положительная и уже отчасти объясняющая непопулярность Мандельштама у современников. Второй отклик на творчество Осипа Эмильевича принадлежит перу не менее, а, может быть, и более известного в то время человека – поэта-символиста Валерия Яковлевича Брюсова. Вот что он пишет по поводу все той же второй книги стихов Мандельштама «Tristia»: «Но вот вся деятельность О. Мандельштама за несколько лет... – ряд парадоксов ..., иногда красиво выраженных; ряд мыслей, большею частью основательных, но ничем не поразительных, нисколько не новых для мыслящего читателя; много изящно сделанных стихов, так как О. Мандельштам искусный мастер, – и это все»(3). Совершенно противоположное мнение, как видим. Необходимо, однако, заметить, что символист Брюсов не обязан понимать конкурента-акмеиста Мандельштама, «на стихи весьма скупого, но в некоторых кругах весьма прославленного»(4). Да, и к Советской России у них было несколько разное отношение. Впрочем, более показательна оппозиция этих двух поэтов по отношению к литературе. Брюсов в Советской России стал «вполне официальным литературным деятелем»(5), в то время как «бытие поэта понято Мандельштамом как смертельная борьба не с «литературщиной», а с литературой, то есть с тем отвлеченным началом, которое берется благодушно узаконить поэзию и через это благополучно нейтрализовать ее»(6).
Впрочем, кроме рассуждений литературоведов, в жизни Осипа Эмильевича были травля, донос, государство, также как и защитники, ходатаи, коварная милость правителя. Его называли «умником-историософом» и «идиотическим невеждой».
Мандельштам прожил мучительно напряженную жизнь. После смерти потомкам его представили сама Поэзия и те немногие, которым Поэзию представил Мандельштам.
Творчество Мандельштама относится, по выражению Жирмунского, к творчеству поэтов, переживших символизм. В своем литературном манифесте акмеистов, в поэтическую школу которых наряду с Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым входил и Мандельштам, поэт говорит о необходимости более трепетного отношения к бытию – «любите существование вещи более самой вещи» – эта высшая заповедь акмеизма. Любое существо, вещь, процесс, явление в мире – лишь частица более сложного организма, суть соединения этих частиц представляет собой подлинное таинство бытия, темного, дремучего, неизведанного космоса.
Использование мира как символа привело символистов к опровержению самоценности мира. Бытие символов, каждый из которых можно трансформировать мыслью в поисках Идеи до неузнаваемости, покоится на зыбких китах неведения и очарованности. Только благоговейный трепет перед невысказываемым, непостижимым удерживает символизм от последнего удара по миропорядку смыслов, от того, чтобы превратить космос в хаос.
Акмеизм в понимании Мандельштама позволяет поверить в таинство иного рода: не глубинная суть смыслового призрака сокрыта в каждой твари земной, но само существование смысла, его реализация во плоти, в камне, прахе... Человек осмыслен вселенной, он неприменный элемент бытия здесь и сейчас, такой же незаменимый, как бабочка, капля дождя или звук «осторожный и глухой». «А = А» – закон тождества, ставший лозунгом поэтического корабля акмеизма.
Дано мне тело – что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
Жизнь человеческая – это дар, благословленный, но это дар бытию, а не самому человеку, не ему принадлежит этот кусочек вечности, капля, слитая с другими миллиардами капель к космическом океане.
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.


Именно такая удивленно-восторженная констатация чуда со-участия в акте во-временения отличает ранние стихи Мандельштама. Он еще только учится чувствовать мгновения, он пробует вновь и вновь это хронологическое осязание бытия.
Образ времени в произведениях Осипа Эмильевича – второстепенный персонаж, домашний, перед ним не замрешь благоговейно, пока не отождествишь с вечностью. Тем не менее, временные конструкции в стихах Мандельштама, хронотектура в его творчестве, заслуживает, на мой взгляд, отдельного изучения.
Вот только несколько примеров игры с временными образами:
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.


Чувствуется любовный энтузиазм в отношении к миру, который меняется. В этих двух строчках время – нечто материальное настолько, что даже березы погружены в него, как кусочек хлеба в сгущеное молоко. А вот другая конструкция:
Она еще не родилась,
Она и музыка, и слово.


Временная граница сдвинута, читатель и лирический герой – современники будущему, они ждут на следующей остановке. Это чудо – ощущать себя ненаступившим, несовершённым, существом, вынесенным в предсуществование.
Останься пеной, Афродита!


Не совершись, не наступи, не приноси с собой «сейчас»!
Совсем иначе звучит замедление мира (ибо именно время – дыхание бытия) в следующих строчках:
Как кони медленно ступают,
Как мало в фонарях огня


Время-нуга, время-актер, меняет свое положение земля, на землю опускается ночь, горло неба отдыхает от грязных ногтей крыш, но раны уже нанесены:
Когда городская выходит на стогны луна,
И медленно ей озаряется город дремучий,
И ночь нарастает, унынья и меди полна,
И грубому времени воск уступает певучий


И, наконец, вечность, как необозримая дорога городских часов, которые переживут своих мастеров, седины солнца, которое увидят иные люди, рождение и смерть иных миров – дыхание зверя, которое дано услышать и почувствовать только смертным:
В игольчатых чумных бокалах
Мы пьем наважденье причин,
Касаемся крючьями малых,
Как легкая смерть величин.
И там, где сцепились бирюльки,
Ребенок молчанье хранит –
Большая вселенная в люльке
У маленькой вечности спит...


У Стругацких есть интересный персонаж – контраморт, существо, живущее от смерти к рождению. Такая судьба выпала и на долю Осипа Эмильевича. Он ожил после смерти куда громче, влияние его стихов рождало новую поэзию. Благодарить уже поздно, остается только посвящать:
Вы думали, он – тоже пешеход?
Да, он прошел и до сих пор идет.


Замечен, но когда? Остановив,
к губам часов свой пальчик приложив,
застенчивая вечность обернется,
и смотрит в прошлое, как в зеркало колодца.


Разбудит грохоты нечаянно ведро,
задетое и падавшее долго;
там в прошлом – плеск, край лезет под ребро
беззубым алюминиевым волком.


Там – призрачно, но взгляд уже прилип:
так кто же он, идущий нам навстречу?
С ним поравнявшись – даже не замечу,
а разминулись – шепчет скрипу скрип.


Ссылки на литературу:
1. Аверинцев С.С. Судьба и весть О. Мандельштама / Поэты. М.: 1996, с. 189
2. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм / Поэтика русской поэзии. СПб.: 2001, с.385
3. Брюсов В.Я. Среди стихов: 1894-1924: Манифесты, статьи, рецензии. М.: 1990, с. 642
4. Брюсов В.Я. Среди стихов: 1894-1924: Манифесты, статьи, рецензии. М.: 1990, с. 640
5. Богомолов Н.А. Жизнь среди стихов/ Брюсов В.Я. Среди стихов: 1894-1924: Манифесты, статьи, рецензии. М.: 1990, с. 3
6. Аверинцев С.С. Судьба и весть О. Мандельштама / Поэты. М.: 1996, с. 190


Фрагменты стихов Осипа Эмильевича взяты по изданию: Мандельштам О.Э. Выпрямительный вздох: Стихи. Проза / Сост. Черашняя Д.И. Ижевск: 1990



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.12.2008. Осип Эмильевич Мандельштам