Полили ли лилию?Аты-баты, мост горбатый, Перекидываемые, опрокидываемые Автор: Валерий Брюсов
2) Сиреневенький бесперспективняк с переподвыподвертом. 3) Гурбангулы Бердымухамедов украл у Танирбергена Бердонгарова кораллы 4) Карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы. 5) Во дворе трава, на траве дрова: 6) Откуда на просеке просо? 7) Мама шьет сорочку дочке. 8) Сшит колпак, да не по-колпаковски; 9) Не жалела мама мыла. 10) Скороговор скороговорил, выскороговаривал,
и потом протокол запротоколировав, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке — вот и не до бомбардира ворам было. Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки — скок, Сеньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же — Сашкина подружка — шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола - Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола — Лавру наврет, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа — ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, — о всем о том колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка — не пытка. Дело было вечером, делать было нечего. Расчувствовавшаяся вавилонка Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу, а развеселившиеся миссис и мистер Уксусы развеселили неразвеселившегося суслика. Но миссис и мистер Уксусы не знали, что расчувствовавшаяся вавилонка Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося вавилонца Вавилу. Но когда они всетретились, то рассказали это друг другу. Но вдруг пришел прокоп кипятить свой укроп. А портной Пото и портниха Пото стали играть в лото. Дело было вечером, делать было нечего. Шла Саша по шоссе. Навстречу ей шел шофер по шоссе, тащил шину для машины. Шофер испачкался, стал черным, как чертенок. Саша шофера увидала, обомлела, слова сказать не может, только: тит! тэт! тат! тот! тут! тыт! А потом, когда узнала его, все ему рассказала. Рассказала, что на дворе трава, на траве дрова, что бомбардир бомбардировал Бранденбург, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Саша болтала, болтала, да так и не выболтала, а шофер сел, онемел и заснул. Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь. Нечего руками рассуждать, коли Бог ума не дал. Речь умом красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой: тридцать три корабля лавировали, лавировали, да невылавировали; у нас на дворе-подворье погода размокропогодилась; сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать, надо все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить, и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь. От топота копыт пыль по полю летит. То послали Сеню с донесеньем. Голова у Сени с лукошко, а ума ни крошки. Доскакать доскакал, да все не так рассказал: рассказал, что не тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали, что Прокоп не варил свой укроп, а съел у Малаши всю сыворотку из-под простокваши да еще пирог с грибами, чтоб держать язык за зубами. Прокоп-то держал, а Сеня все болтал да болтал, да и вздремнул. Вздремнуть не вздремнул, всхрапнул, да и присвистнул. Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал, а говорил, что у гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь, что чешуя у щучки, щетинка у чушки, что около кола — колокола, что у осы не усы, не усищи, а усики. Береги честь смолоду, а то была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру — на Фрола Лавру наврет, ведь язык без костей и без того красный. У злой Натальи все люди канальи, а еще говорит: «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей; товарищу товарищ». Я ему по секрету, а он по всему свету, что на улице медовик, мне не до медовика, что на улице деготник, мне не до деготника, не до деготниковой жены, не до деготниковых детей. Так вот скажет друг дружке, а дружка подружке, а подружка борову, а боров всему городу — язык от лжи не краснеет, и без того красный, а только береги честь смолоду: один раз соврешь — в другой не поверят; ведь коли врун, так и обманщик, а обманщик, так и плут, а плут, так и мошенник, а мошенник, так и вор. Дело было в Вавилоне. Расчувствовавшаяся вавилонка Варвара расчувствовала нерасчувствовавщегося вавилонца Вавилу Вавилонского — вавилонянина. Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституцирнном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмомешковыколачиватёли. Раз щеголь Щегол ящик щебня нашел, а в щели шуршали щучата, щербатая щука тащила чехол, чтоб сшить из него им брючата. Щегол шустро щеку ей вдруг прищемил щипцами и шмякнул шумовкой, не мешкая, этот мешок потащил, но вдруг зашуршала шнуровка. И вышла, щебеча и щурясь, шпана —щенки, но в шершавой щетине и быстро шугнули Щегла-шалуна, чтоб больше не шастал в лощине. От шока щегол наш утратил свой шарм, чесалась под перьями шкурка. Теперь сторожит он ворота казарм, в матросской шикуя тужурке.
Я изрядный танцор - прикоснитесь желаньем, я выйду. На стене молоток - бейте прямо в стекло И оркестр из шести богомолов ударит в литавры, Кто сказал: "Казанова не знает любви" - тот не понял вопроса, За ключицу держитесь - безудержный пляс, Нет дороги назад - перекрыта и взорвана трасса, Что Вы вздрогнули, детка - не Армагеддон. Плошки с беличьим жиром во мраке призывно мерцают, Кто сказал - "Казанова чарует лишь с целью маневра"? Sanctus Deus, Sanctus fortis, Sanctus immort;lis, miser;re nobis, Треск разорванной ткани, бесстыдная мгла Хрип дыхания слушай, забудь про шаги на дороге - Леденяще и скупо ударит Луна, Но не помни об этом в упругом пьянящем экстазе, Кто сказал "Казанова расчетлив" - тот врет неумело, Снова - шорох вдоль стен мягкий бархатный стук Аты-баты, мост горбатый, Раз лохматая горилла В Яслях дети баловАлись, Восемь гУсениц цепОчкой Кукла Барби в воскресенье Абы-кабы в баобабы БАнты, франты, бьют куранты, Ай-яй-яй! Несчастный слУчай! Кто вчера с колхозницами Раз, два, три, четыре, пять. ------------ ДОверху и до отказа Пишем мы диктант словарный, а агЕнт агронОмия акрОполь алкогОль алфавИт Амфора анАлог анАтом анонИм апокАлипсис арАхис арЕст аргумЕнт асимметрИя астрОлог астронОм атмосфЕра афЕра аэропОрты б бАнты бАржА бОроду бУнгало балОванный балУясь баловАть блАговест блуднИца бралА бралАсь бухгАлтеров бюрокрАтия в вЕрба вЕчеря вОвремя вОгнутый валовОй вандАлы вдовствО вернА вероисповЕдание ветеринАрия взАпуски взапертИ взялА взялАсь включЁн включЁнный включИм включИт включИшь влилАсь водопровОд воздухопровОд ворвалАсь воспринялА воспроизведЕние воссоздалА вручИт втрИдорога вчистУю г гЕнезис гЕрбовый газопровОд гастронОмия гегемОния гипОтеза гналА гналАсь гомеопАтия граждАнство граждАнство грошОвый д дОверху дОгмат дОнизу дОсуха дОсыта давнИшний дефИс дефИс диалОг диспансЕр диспансЕр добелА добралА добралАсь довезЁнный договОр договорЁнность дождалАсь дозИровать дозвонИтся дозвонЯтся докраснА докумЕнт докумЕнт донЕльзя донЕльзя досУг досУг дотрОнуться дремОта духовнИк е евАнгелие еретИк ж жалюзИ ждалА жилОсь з зАгнутый зАгодя зАгодя зАнял зАняло зАнятый зАсветло зАтемно завИдно завИдно завсегдАтай задОлго закУпорив закУпорить закУпорить занялА занятА запертА запломбировАть заселЁн звалА звонИм звонИт звонИшь зимОвщик злОба знАмение знАчимость знАчимый зубчАтый и Издавна Иконопись Иксы Искоса Искра знания и искрА зажигания Исстари Исстари игУмен идеОлог иерОглиф изОгнутый избалОванный избаловАть издрЕвле изобретЕние импЕрский инАче инсУльт инстИнкт исключИт искривИться исчЕрпать исчЕрпать к кАмбала кАшлянуть кОнусы кОнусов кУхонный кУхонный каталОг каталОг каучУк квартАл квартАл кедрОвый киломЕтр киломЕтр клАла клЕить клЕить коклЮш корЫсть корЫсть кормЯщий крАлась крАны красИвее красИвейший кремЕнь кремЕнь кренИтся кровоточАщий кровоточИть л лЕкторы лЕкторов лгалА лилА лилАсь ловкА ломОта ломОть лубОчный лыжнЯ м мАркетинг мЕлько м мЕстностей магазИн мастерскИ медикамЕнты метонИмия мозаИчный молОх молЯщий монолОг мусоропровОд мытАрство н нАискось нАчал нАчали нАчатые-убрать нАчатый нЕдруг нЕнависть нЕнецкий нОвости новостЕй нОгтя род.п ед.ч. наОтмашь навЕрх навралА наговОр надОлго наделИт надорвалАсь нажИвший нажИлся-убрать нажитА назвалАсь назлО накренИт налИвший налилА налитА намЕрение намЕрение нанЯвшийся нарОст нарОст нарвалА насорИт начАв начАвший начАвшись начАть начАть началА недУг незадОлго некролОг некролОг ненадОлго ненадОлго несказАнно нефтепровОд низИна низведЁн новоприбЫвший новорождЁнный о обеспЕчение обетовАнный обзвонИт облегчИт облегчИть облилАсь обнаружЕние обнялАсь обогналА ободрЁн ободрЁнный ободрИть ободрИшься ободралА ободренА обострЁнный обострИть объезднОй одОбренный одолжИт озвУчение озлОбить озлОбленный ознакОмленный оклЕить окружИт опОшлят оперИться опломбировАть определЁн оптОвый освЕдомить освЕдомиться освЕдомишься осведомлЁнный остриЁ осужденА отбылА отдАв отдалА откУпорил откУпорить отключЁнный отозвалА отозвалАсь оторвалА Отрочество оценЁнный п пАсквиль пЕтля пОнял пОручни пОстриг пУстошь пУстынь партЕр патриАрхия перезвонИт перекрОенный перелилА петлЯ пиццерИя плЕсневеть платО плодоносИть пломбировАть поИмка повторЁнный повторИт поделЁнный подзаголОвок поднЯв подрОстковый подчистУю позвалА позвонИт позвонИшь поискОвый полилА положИл положИть полтергЕйст понЯв понЯвший понялА портфЕль послАла прИбыл прИбыло прИкус прИнял прИняли прИнятый предвосхИтить премировАть прибЫв прибылА приговОр придАное призЫв принУдить принУдить принЯть приручЁнный прогИб прожИвший прозорлИва проторЁнный процЕнт процЕнт псевдонИм пулОвер пургА путепровОд р рАджа рАпорт рОвненько рОзги развитОй ракУшка рвалА РевЕнь с сЕтчатый сОгнутый сОздало сабО свЁкла свЁкла сверлИт сверлИшь сегмЕнт сирОты слИвовый снялА снятА созЫв созЫв создАвший создАл создалА создалА созданА сорИт сосредотОчение срЕдства Едствами стАтуя столЯр столЯр т тАинство тОртов тОрты тОтчас тУфля табУ тамОжня танцОвщица твОрОг (двойное ударение) тигрОвый толИка тошнотА трУбчатый трубопровОд у убралА убыстрИть углубИть углубИть уговОр узаконЕние украИнский укрепИт умЕрший упрОчение ф факсИмиле фенОмен (необычное явление) феномЕн (выдающийся человек) фетИш флюорогрАфия х ходАтайство ц цЕнтнер цемЕнт цепОчка ч чЕрпать чИстильщик ш шАрфы шофЁр щ щЁлкать щИколотка щавЕль щемИт э экспЕрт Экскурс электропрОвод
Поженились: И родились у них дети:
Читайте текст сначала медленно, а затем убыстряйте темп речи. Три круга Темп речи убыстрять учусь, Вот в круг вступил теперь второй, Вот третий круг ещё быстрее,
ТРЕНИНГ ДИКЦИИ | 5 упражнений для улучшения дикции. Используя неудобопроизносимые звукосочетания, слова и фразы можно значительно улучшить дикцию. 1. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее: Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто. 2. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее: Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть. 3. Потренируйтесь в произношении долгих согласных: А) К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть; 4. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания: А) Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбди! 5. Произнесите фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро: В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь. ТРЕНИНГ ДИКЦИИ | 5 упражнений для улучшения дикции. Используя неудобопроизносимые звукосочетания, слова и фразы можно значительно улучшить дикцию. 1. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее: Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто. 2. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее: Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть. 3. Потренируйтесь в произношении долгих согласных: А) К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть; 4. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания: А) Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбди! 5. Произнесите фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро: В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь. ТРЕНИНГ ДИКЦИИ | 5 упражнений для улучшения дикции. Используя неудобопроизносимые звукосочетания, слова и фразы можно значительно улучшить дикцию. 1. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее: Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто. 2. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее: Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть. 3. Потренируйтесь в произношении долгих согласных: А) К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть; 4. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания: А) Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбди! 5. Произнесите фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро: В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь. ТРЕНИНГ ДИКЦИИ | 5 упражнений для улучшения дикции. Используя неудобопроизносимые звукосочетания, слова и фразы можно значительно улучшить дикцию. 1. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее: Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто. 2. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее: Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть. 3. Потренируйтесь в произношении долгих согласных: А) К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть; 4. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания: А) Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбди! 5. Произнесите фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро: В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь.
Используя неудобопроизносимые звукосочетания, слова и фразы можно значительно улучшить дикцию. 1. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее: Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто. 2. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее: Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть. 3. Потренируйтесь в произношении долгих согласных: А) К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть; 4. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания: А) Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбди! 5. Произнесите фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро: В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь. Тренируем дикцию 1. (Б,р) - Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры. 2. (Б,р) - Все бобры добры для своих бобрят. 3. (Б,д) - Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы. Скороговорки для развития речи 4. (Б) - Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - белой даже не была. 5. (Б,в) - Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные. 6. (Б,п) - Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. 7. (Б) - Окул бабу обул, да и Окула баба обула. 8. (В,л) - Вавилу ветрило промоклосквозило. 9. (В,п) - Водовоз вёз воду из-под водопровода. 10. (В,л,д) - Не видно - ликвидны акции или не ликвидны. 11. (В,щ,ш) - Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу. Скороговорки для развития дикции 12. (В,с) - Свиристель свиристит свирелью. 13. (В,т,р) - Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. 14. (В,р,ч) - Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского. 15. (В,р) - Выдра у выдры норовила вырвать рыбу. 16. (Г,в,л) - Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил. 17. (Д,б,л) - Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил. 18. (Д,л,г,з) - Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались. 19. (Д,р) - Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену. 20. (Ж,в) - Вожжи из кожи в хомут вхожи. 21. (Ж) - У ежа ежата, у ужа ужата. 22. (Ж) - Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь. 23. (Й,р,в) - Ярослав и Ярославна 24. (К,б) - В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии. 25. (К,в) - Все скороговорки не перевыскороговоришь. 26. (К,п) - Вбили кол в частокол, подприколошматили. 27. (К,т,р) - У Кондрата куртка коротковата. 28. (К,н,л) - Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм! 29. (К,п,р) - Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки. 30. (К,з,с) - Идёт с козой косой козёл. 31. (К,л) - Колотил Клим в один блин клин. 32. (К,р,г) - Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу - грабь граблями гравий, краб. 33. (К,ш,п,н) - Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон. 34. (К,р,л) - Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет. 35. (К,р,в,л) - Королева кавалеру подарила каравеллу. 36. (К,р,м,н) - Курфюрст скомпрометировал ландскнехта. 37. (К,р) - Курьера курьер обгоняет в карьер. 38. (К,с,в) - Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок. 39. (К,п) - Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи. 40. (К,с) - Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой. 41. (К,л,б) - Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал. 42. (К,л,ц) - Около колодца кольцо не найдётся. 43. (К,т,н) - Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели. Скороговорки для дикции 44. (К,л,п,в) - Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. 45. (К,р,л) - Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался. 46. (Л,ч) - Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку! 47. (Л,к) - Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку. 48. (Л) - Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели. Русские народные скороговорки 49. (Л,н) - На речной мели мы на налима набрели. 50. (Л,м,н) - На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня. 51. (Л) - Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию. 52. (Л,б) - Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. 53. (Л,к) - В Луку Клим луком кинул. 54. (М,л) - Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила. 55. (П,р,м) - Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит. 56. (П,х) - Вставай, Архип, петух охрип. 57. (П,к,р) - В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа. 58. (П,т,р) - Дробью по перепелам да по тетеревам. 59. (П,к) - Наш Полкан попал в капкан. 60. (П,т) - От топота копыт пыль по полю летит. 61. (П,х) - Осип охрип, Архип осип. 62. (П,р) - Перепёлка перепелят прятала от ребят. 63. (П,г) - Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай - Попугай, попугай, попугай! 64. (П,к,щ) - Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал. 65. (П) - Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так. 66. (П) - Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: "Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!" 67. (П) - Пошла Поля полоть в поле. 68. (П,р,к) - Пришёл Прокоп - кипит укроп, ушёл Прокоп - кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп. 69. (П,р,ч,к) - Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего. 70. (П,к,р,т) - Протокол про протокол протоколом запротоколировали. 71. (П,р) - У перепела и перепёлки пять перепелят. 72. (П,р,в) - Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали. 73. (П,к) - Расскажите про покупки! - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои. Народные скороговорки 74. (П) - Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком. 75. (П,к) - Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. 76. (П,р,т) - Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт. 77. (П) - У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась. 78. (П,р,л) - Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал. 79. (П,т) - Пошёл Ипат лопаты покупать. 80. (П,р) - Перпендикуляры рисуют без транспортиров. 81. (П,р,т) - Променяла Прасковья карася 82. (Р,п,т,к) - Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. 83. (Р,г) - На ура у гуру инаугурация прошла. 84. (Р,т,в) - Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал. 85. (Р,л) - Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером. 86. (Р,м,н) - Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн" на "Кармен". Скороговорки для развития речи 87. (Р,в) - На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора! 88. (Р,к) - Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку - цап! 89. (Р,п) - Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался. 90. (Р,л) - Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла. 91. (Р) - На горе Арарат корова рогами горох собирала. 92. (Р,л,г) - Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии. 93. (Р,м,т) - Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе. 94. (С,н) - Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня. 95. (С,м,н) - В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами. 96. (С,к,в,р) - Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил - что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке. 97. (С,к,п,р) - Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить! 98. (С,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб. 99. (С) - У осы не усы, не усищи, а усики. 100. (С,м,н) - У Сени с Саней в сетях сом с усами. 101. (С,к,р) - Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок. 102. (С,нь,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб. 103. (С,р,т) - Баркас приехал в порт Мадрас. 104. (Т,р,с) - Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей. 105. (Т) - Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот. 106. (Т,к) - Ткёт ткач ткани на платки Тане. 107. (Т,к) - Толком толковать, Да без толку расперетолковывать. 108. (Т,ть) - Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку. 109. (Т,р) - Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок. 110. (Т) - Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то - вот тебе то-то за то-то. 111. (Т,к) - Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку. 112. (Ф,ч,н) - У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. 113. (Ф) - Фофанова фуфайка Фефёле впору. 114. (Ф,д,б,р) - Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал. 115. (Ф,р) - Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит. 116. (Ф,л,в) - Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру. 117. (Х,т) - Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха! 118. (Х,ч,п) - Был в саду переполох - 119. (Х,щ) - Хрущи хватают хвощи. 120. (Ц,п) - Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп. 121. (Ц,х) - Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. 122. (Ц,р) - Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом. 123. (Ц) - Молодец среди овец, а против молодца сам овца. 124. (Ц,к,п,д,р) - Жили-были три китайца Вот они переженились: И у них родились дети: 125. (Ч,т) - Четверть четверика гороха, без червоточинки. 126. (Ч,щ,ш) - Чешуя у щучки, щетинка у чушки. 127. (Ч) - Наша дочь речистая, у неё речь чистая. 128. (Ч) - Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя. 129. (Ч,р) - Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто. 130. (Ч,р) - У четырёх черепашек по четыре черепашонка. 131. (Ч) - Обычай бычий, ум телячий. 132. (Ч,ш) - Летят три пичужки через три пустых избушки. 133. (Ш,с) - Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку. 134. (Ш) - Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши. 135. (Ш) - Высшие эшелоны шествовали подшофе. 136. (Ш,ж) - В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира. 137. (Ш) - Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: "Ошибка". Шевельнёт ушами. 138. (Ш) - Шесть мышат в камышах шуршат. 139. (Ш) - Самшит, самшит, как ты крепко сшит. 140. (Ш,м) - Яшма в замше замшела. 141. (Ш) - Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша. 142. (Ш,к) - Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке. 143. (Ш,р) - Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв. 144. (Ш,с) - У Саши в каше сыворотка из-под простокваши. 145. (Ш,к) - У Сашки в кармашке шишки и шашки. 146. (Ш,к,в,р) - Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал. 147. (Ш,ж) - Поршень - не шершень: 148. (Ш,р,к) - У крошки матрёшки пропали серёжки. 149. (Ш,с,к) - Глядят подсолнухи на солнышко, Но подсолнухов много у солнышка, Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел. 150. (Ш,р) - Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику. 151. (Ш,с) - Саша шустро сушит сушки. 152. (Ш,п,к) - У Ерёмы и Фомы кушаки - во всю спину широки, 153. (Ш,р) - Шушера шушере шуршала, 154. (Ш) - Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. 155. (Ш,к) - Трошкина шавка 156. (Ш,к,ч) - Под горой у сосновой опушки 157. (Ш,к,п) - Пашкина шавка укусила Павку за ногу, бьёт Павка шапкой Пашкину шавку. 158. (Щ,т) - Тщетно тщится щука ущемить леща. 159. (Щ,т) - Тащу, тащу… боюсь не дотащу, 160. (Щ,ж,ц) - В луже, посредине рощи 161. (Щ,ж,ч) - Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ. 162. (Щ,ч) - Щеночкам щёточками чистили щёчки. 163. (Щ,ч) - Этой щёткой чищу зубы, 164. (Щ,т) - Волки pыщут - пищу ищут. Подарок Джек- поводырь Змея и рыба Змея и рыба побратались. – Сестрица, – сказала змея рыбе, – возьми меня на спину и покатай по морю. – Хорошо, – ответила рыба, – садись мне на спину, я покатаю тебя; посмотри, каково наше море. Змея обвилась вокруг рыбы, а та поплыла по морю. Не успели они немного проплыть, как змея укусила рыбу в спину. – Сестрица, почему ты кусаешь меня? – спросила рыба. – Я нечаянно, – ответила змея. Проплыли ещё немного, змея опять укусила рыбу. – Сестрица, почему ты кусаешься? – спросила рыба. – Солнце помутило мне голову, – ответила змея. Проплыли ещё немного, змея опять укусила рыбу. – Сестрица, что это ты всё кусаешь меня? – Такой уж у меня обычай, – ответила змея. – А знаешь, у меня тоже есть обычай, – ответила рыба и нырнула в глубину моря. Захлебнулась змея и утонула. (122 слова) Кукушка (ненецкая сказка) Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши, снегу натащат, а мать — убери. И рыбу на реке мать сома ловила. Тяжело ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжелой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички». Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец, захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума. — Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! — закричал старший сын. Тут побежали дети за матерью: — Мама, мы тебе водички принесли. -Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся. Навсегда бросила детей мать кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре стой поры красный мох стелится. (206 слов) Почему плачет синичка? В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей – Миша и Оля. Около дома рос высокий ветвистый тополь. – Сделаем на тополе качели, – сказал Миша. – Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля. Полез Миша на тополь, привязал к веткам верёвку. Встали на качели Миша и Оля и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поет, поет. Миша говорит: – Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся. Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнёздышко, а в гнёздышке птенчики маленькие. – Синичка не радуется, а плачет, – сказала Оля. – А почему же она плачет? – удивился Миша. – Подумай, почему, – ответила Оля. Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнёздышко и думает: почему же она плачет? (124 слова) Лоси Как-то вечером к нашему костру пришёл дед из ближайшей деревни и стал нам рассказывать о лосях охотничьи истории. -Да какие они, лоси-то? — спросил кто-то из нас. -Хорошенькие, — ответил дед. -Ну какие же они хорошенькие! — сказал я. — Огромные, а ножки тонкие, голова носатая, рога — как лопаты. Скорее безобразные. -Очень хорошенькие, — настаивал дед. — Раз вижу, лосиха плывёт с двумя лосятами. Хотел было бить её с ружья, да подумал: деться ей некуда, пусть выходит на берег. Ну вот она плывёт, а дети за ней не поспевают. Она идёт по грязи, а они тонут, отстали. Думаю, покажусь ей: что, убежит она или… не кинет детей? -Ты же убить её хотел? — Вот вспомнил! — удивился дед. — Я в то время всё забыл, только думаю убежит она от детей или то же и у них, как у нас? Ну как вы думаете? -Думаю, — сказал я, — она она отбежит к лесу и будет наблюдать. -Нет, — перебил меня дед. Оказалось — у них, как и у нас. Мать так яро на меня посмотрела. И что же вы думаете? Что они делать стали? Играть! Чисто дети! Наигрались и она их повела… — И ты их не тронул? — Так вот и забыл, как мне руки связали. Такие они хорошенькие… (М. Пришвин. 191 слово) Во какие! Выпали из гнезда сорочата. Уж как крутились над ними старые сороки, уж как кричали, но посадить сорочат в гнездо так и не смогли. Тогда мы их поймали и принесли домой. Сперва сорочата нас боялись, но уже к вечеру обжились и забыли своих родителей. Словно их и небыло! Кормили мы их червяками, кузнечиками, булкой. Старые сороки рядом крутились, в окна заглядывали, стучали носом в стекло. Но сорочата не в окна смотрели, а в дверь: ждали, когда мы в дверь с едой войдём. И тогда так разевали красные рты, что чуть пополам не разрывались! Бились в истерике и орали. Жутко были прожорливые. (Ю. Качаев. 103 слова) Дыхание поздней осени » Дохнул ноябрь осенним хладом…» Холодный ветер, студёные дни, хоть и без снега. По народному календарю ноябрь — месяц ветров, месяц сева лесных семян. Распуганные шорохом листвы трусливые беляки… снова вернулись в лесные чащи. Идёшь и пристально всматриваешься в подёрнутое туманом редколесье. Ни шороха, ни звука. Не трещит на ветру мятущая листва. Отзвучала на пролёте птичья симфония осени. Сгорели и погасли холодные костры жёлто-пламенных берёз. Померкли краски листопада. Отзвенел покинутый певчими птицами, раздетый ветром лес. Он утих под сизым пологом тумана. Невозмутим дремучий бор. Кострелью ощитинились навстречу ветру хвойная скала сосны. Само предзимье как бы остановилось в глубине еловых чащ. Последний покой умолкшей природы перед мятежным натиском ветра-снеговея. (А. Каминская. 101 слово) Счастливый жучок Был тёплый весенний вечер. Бабушка Дарья вышла из дома и уселась на крылечко. Этого только и ждали ребята. Будто воробьи,слетелись они с разных концов деревни. Бабушка, расскажи что-нибудь поинтереснее, — затараторили они. Старушка поглядела на ребят ласковыми, поблёкшими ,как осенние цветы, глазами, подумала и сказала: Хорошо, я расскажу вам сказку про счастливого жучка-червячка. А вы сидите и слушайте. Вот как это было. Прилетела на землю Весна. Принесла с собой много-много разноцветных шелков,чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков, чтобы всё кругом выглядело нарядно и празднично. Попросила Весна Красное Солнышко: Согрей получше землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном всю долгую зиму. Пусть выбираются из своих трещенок, щёлок. Пригрело Солнышко землю. Вылезли разные насекомые: кто из щелей, кто из земляной норки, кто из-под древесной коры, и все поползли, побежали, полетели на просторную лесную полянку. Там их ждала Весна со своими разноцветными шелками, золотыми, серебряными нитями и другим убранством. (Г.Скребицкий. 156 слов) Самый сложный диктант С камушка на камушек порхал легкомысленный воробышек, а на прилежно оштукатуренной террасе, искусно задрапированной гобеленами с дефензивой кронштадтского инфантерийского батальона, нагонявшего некогда панику на боливийскую беспилотную кавалерию, под искусственным антикварным абажуром, закамуфлированным под эксцентричный марокканский минарет, веснушчатая свояченица вдовствующего протоиерея Агриппина Саввична, рассеянно внимая тирадам нимало не удивлённого провинциального пропагандиста, вдругорядь потчевала коллежского асессора, околоточного надзирателя и индифферентного ловеласа Фаддея Аполлинарьевича Парашютова винегретом со снетками и фаршированным анчоусами бланманже в шоколаде.
1. На солнечной дощатой террасе близ конопляника веснушчатая Агриппина Саввишна потчевала коллежского ассесора Аполлона Сигизмундовича винегретом и другими яствами. 2. На дощатой террасе близ асимметричного куста конопляника небезызвестная вдова подьячего Агриппина Саввична исподтишка потчевала коллежского асессора Аполлона Филипповича винегретом с моллюсками и разными другими яствами под аккомпанемент аккордеона и виолончели. 3. С камушка на камушек порхал воробышек, а на террасе, искусно задрапированной гобеленами с дефензивой кронштадтского инфантерийского батальона, под искусственным абажуром, закамуфлированным под марокканский минарет, веснушчатая свояченица вдовствующего протоиерея Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора, околоточного надзирателя и индифферентного ловеласа Фаддея Аполлинарьевича винегретом со снетками. 4. На дощатой веранде близ конопляника под аккомпанемент виолончели веснушчатая Агриппина Саввишна исподтишка потчевала винегретом и варениками коллежского асессора Аполлона Фаддеича. 5. На колоссальной дощатой террасе близ конопляника с жимолостью под искусный какофонический аккомпанемент виолончели и беспричинный плач росомахи небезызвестная вдова подьячего веснушчатая Агриппина Саввишна Филиппова потчевала исподтишка можжевеловым вареньем, калифорнийским винегретом с моллюсками и прочими яствами безъязыкого коллежского асессора Фаддея Аполлоновича, сидевшего на веранде, расстегнув иссиня-черный сюртук, растопырив пальцы левой руки и засунув безымянный палец правой подмышку. 6. На колоссальной дощатой террасе, сидя на оттоманке, веснушчатая Агриппина Саввична исподтишка потчевала винегретом, варениками и прочими яствами коллежского асессора Филиппа Аполлинарьевича. 7. На дощатой террасе близ конопляника индифферентная веснушчатая падчерица Агриппина Саввишна исподтишка потчевала винегретом с ветчиной, моллюсками и другими яствами под аккомпанемент виолончели коллежского асессора Аполлона Ипполитовича. Автор: Носкова Т.Б., учитель русского языка и литературы
Самое большое Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим. Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее. Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Мудрость — это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты — хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости. Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость — всегда» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». В конечном счете верность есть верность правде — правде-истине и правде-справедливости. (По Д.С. Лихачёву)
Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде — тоже. Привык к работе — и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий... Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные — усложнят ее и затруднят.
Счастье Это случилось на прогулке; большая компания молодёжи собралась знойной летней ночью в лугах, за Волгой, у ловцов стерляди. Ели уху, приготовленную рыбаками, пили водку и пиво, сидя вокруг костра; спорили о том, как скорее и получше перестроить мир, потом, устав телесно и духовно, разбрелись по скошенному лугу, кто куда хотел. Я отошёл прочь от костра с девушкой, которая казалась мне умной и чуткой. У неё были хорошие, тёмные глаза, в её речах всегда звучала простая, понятная правда. Эта девушка смотрела на всех людей ласково. Мы шли тихонько, бок о бок; под ногами у нас скрипели, ломаясь, срезаные косою стебли травы, из хрустальной чаши неба, опрокинутой над землёю, изливалась хмельная влага лунного света. Глубоко вздыхая, девушка говорила: — Как хорошо! Точно африканскея пустыня, а стога — пирамиды. И жарко... Потом она предложила сесть под стог сена, в круглую тень, густую, как днём. Звенели кузнечики, вдали кто-то заунывно спрашивал: Эх, зачем ты изменила мне? Я стал горячо рассказывать девушке о жизни, знакомой мне, о том, чего я не понимал, но — вдруг она, тихонько вскрикнув, опрокинулась на спину. Это был, кажется, первый обморок, который я видел, и на минуту я растерялся, хотел кричать, звать на помощь, но тотчас вспомнил, что делают в таких случаях благовоспитанные герои романов, знакомых мне. Мне жадно, до огненного удара в голову, захотелось поцеловать её. Но, сломив это желание, я стремглав бросился к реке за водою, ибо — по писанию — герои всегда, в подобных случаях, убегали за водой, если только на месте катастрофы не было ручья, заранее приготовленного догадливым автором романа. А когда я вернулся, прыгая по лугу, точно бешеный конь, со шляпой, полной воды, — больная стояла прислонясь к стогу, в полном порядке. — Я не сделал вам больно? — осведомился я,-смущённый молчанием девушки. Она кратко ответила: — Нет. Вы — не очень ловкий. Всё-таки я — разумеется — благодарю вас... Мне показалось, что она не искренно благодарит. Я не часто встречал её, но, после этого случая, встречи наши стали ещё реже, — вскоре она и совсем исчезла из города, а уже спустя года четыре я увидел её на пароходе. (По М. Горькому)
*** Давным-давно в Греции, между двух синих морских заливов в глубокой долине, отгороженной высокими горами от всего остального мира, лежала страна Беотия. Под синим небом её высоко вздымалась вершина Геликона, таинственной горы, где между тёмных рощ, над звонкими струями ключа Гиппокрены обитали богини искусств — музы. Далеко внизу, блестя подобно зеркалу, раскинулось светлое Канайдское озеро. Берега его поросли таким камышом, из которого выходят самые лучшие, самые звонкие и певучие флейты; сюда по ночам, говорили люди, приходил порою сам бог лесов, великий Пан, чтобы срезать тростинку для своей божественной свирели. Озеро ласково шуршало в пологих берегах, окруженное пашнями, лугами и виноградниками, потому что жители Беотии были искусными земледельцами. И совсем близко к его воде, отражая в ней свои храмы и башни, дома и ворота, стоял на одном из озёрных берегов беотийский город Орхомен. В те времена, о которых пойдёт рассказ, владыкою Орхомена был счастливый царь Афамант, сын бога ветров Эола. Крылатый отец царя Эол днём и ночью носился над морями и над сушей во главе своего воздушного воинства. Он любил своего сына Афаманта и помогал ему. Он хорошо знал, что именно может принести счастье пахарям-беотийцам. Острыми мотыгами разрыхляли они тучную, горячую землю Беотии, дожидаясь урожая. Больше всего на свете они боялись засухи. Больше всего в мире радовал их крупный, тёплый дождь, омывающий посевы, сладким соком текущий из земли в тяжёлые виноградные гроздья. Была прекрасна Нефела-облачко. Светлым туманом окутывали её стан волнистые мягкие волосы. Большие влажные глаза смотрели с задумчивой лаской — как смотрят звёзды сквозь лёгкую дымку неба… Афамант полюбил Нефелу. Он женился на ней. И до поры до времени тихо и счастливо потекла их жизнь. («Золотое руно (Поход аргонавтов)») Первая бомбежка Самолеты выли, бомбы, падая, завывали еще истошнее. Их вопль ввинчивался в мозг, проникал в грудь, в живот, разворачивал внутренности. Злобный крик летящих бомб заполнял все пространства, не оставляя места воплю. Вой не прерывался, он вытягивал из меня все чувства, и ни о чем нельзя было думать. Ужас поглотил меня целиком. Гром разрыва звучал облегчающе. Я вжимался в землю, чтобы осколки просвистели выше. Усвоил это страхом. Когда просвистит — есть секундная передышка. Чтобы оттереть липкий пот, особый, мерзкий, вонючий пот страха, чтобы голову приподнять к небу. Но оттуда, из солнечной безмятежной голубизны, нарождался новый, еще низкий вибрирующий вой. На этот раз черный крест самолета падал точно на мой куст. Я пытался сжаться, хоть как-то сократить огромность своего тела. Я чувствовал, как заметна моя фигура на траве, как торчат мои ноги в обмотках, бугор шинельной скатки на спине. Комья земли сыпались на голову. Новый заход. Звук пикирующего самолета расплющивал меня. Последний миг моей жизни близился с этим воем. Я молился. Я не знал ни одной молитвы. Я никогда не верил в Бога, знал всем своим новеньким высшим образованием, всей астрономией, дивными законами физики, что Бога нет, и тем не менее, я молился. Небо предало меня, никакие дипломы и знания не могли помочь мне. Я остался один на один с этой летящей ко мне со всех сторон смертью. Запекшиеся губы мои шептали: Господи, помилуй! Спаси меня, не дай погибнуть, прошу тебя, чтобы мимо, чтобы не попала, Господи, помилуй! Мне вдруг открылся смысл этих двух слов, издавна известных — господи... помилуй!.. В неведомой мне глубине что-то приоткрылось, и оттуда горячо хлынули слова, которых я никогда не знал, не произносил — Господи, защити меня, молю тебя, ради всего святого... От взрыва неподалеку кроваво взметнулось чье-то тело, кусок сочно шмякнулся рядом. Высокая, закопченного кирпича водокачка медленно, бесшумно, как во сне, накренилась, стала падать на железнодорожный состав. Взметнулся взрыв перед паровозом, и паровоз ответно окутался белым паром. Взрывы корёжили пути, взлетали шпалы, опрокидывались вагоны, окна станции ало осветились изнутри, но все это происходило где-то далеко, я старался не видеть, не смотреть туда, я смотрел на зеленые стебли, где между травинками полз рыжий муравей, толстая бледная гусеница свешивалась с ветки. В траве шла обыкновенная летняя жизнь, медленная, прекрасная, разумная. Бог не мог находиться в небе, заполненном ненавистью и смертью. Бог был здесь, среди цветов, личинок, букашек... (По Д. Гранину)
Исходя из этого, мы пpишли к выводу, что каждый пpоизвольно выбpанный пpедикативно абсоpбиpующий обьект pациональной мистической индукции можно дискpетно детеpминиpовать с аппликацией ситуационной паpадигмы коммуникативно-функционального типа пpи наличии детектоpно-аpхаического дистpибутивного обpаза в Гилбеpтовом конвеpгенционном пpостpанстве, однако пpи паpаллельном колабоpационном анализе спектpогpафичеких множеств, изомоpфно pелятивных к мультиполосным гипеpболическим паpаболоидам, интеpпpетиpующим антpопоцентpический многочлен Hео-Лагpанжа, возникает позиционный сигнификатизм гентильной теоpии психоанализа, в pезультате чего надо пpинять во внимание следующее: Ж.Вардзелашвили ТЕКСТЫ
А.С.Пушкин “Арап Петра Великого” ОТ СОСТАВИТЕЛЯ Эта книга адресована всем, кто изучает русский язык. Но состоит она не из правил, упражнений и учебных текстов. Для этого созданы другие замечательные учебники.
Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям:
ПУТЯМИ ДОБРОТЫ Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой.
УМЕНИЕ ПРОЩАТЬ - СВОЙСТВО СИЛЬНЫХ. СЛАБЫЕ НИКОГДА НЕ ПРОЩАЮТ. УВАЖАТЬ ВСЯКОГО ЧЕЛОВЕКА… Надо уважать всякого человека, какой бы он ни был жалкий и смешной. Надо помнить, что во всяком человеке живёт тот же дух, какой и в нас. Даже тогда, когда человек отвратителен* и душой и телом, надо думать так: “Да, на свете должны быть и такие уроды**, и надо терпеть их”. Если же мы показываем таким людям наше отвращение, то, во-первых, мы несправедливы, а во-вторых, вызываем таких людей на войну не на жизнь, а на смерть. __________________
ЧЕМ ЧЕЛОВЕК УМНЕЕ И ДОБРЕЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОН ЗАМЕЧАЕТ ДОБРА В ЛЮДЯХ. УСИЛИЕ НУЖНО ДЛЯ ДЕЛАНИЯ ДОБРА, НО ЕЩЁ НУЖНЕЕ ДЛЯ ВОЗДЕРЖАНИЯ ОТ ЗЛА.
1. Не откладывай до завтра, что можешь сделать сегодня.
…Очень хорошо, что ты себя чувствуешь совсем счастливой, но ты знаешь, что я не особенно верю в счастье. И в несчастье тоже. И то и другое бывает только в спектаклях, в кино и в книжках, а в жизни ничего этого на самом деле нет. …Чего надо добиваться: Чего добиваться не надо: О чем надо думать: …Множество людей полагают, что жить - значит все время радоваться, и только. Я так не думаю. Но когда мне было двадцать и потом тридцать лет, я тоже умел радоваться и считаю, что ты должна переносить печаль, трагичность мира, в котором мы живем, с известной бодростью.
БУДЬТЕ МИЛОСЕРДНЫ К НЕСЧАСТНЫМ, БУДЬТЕ СНИСХОДИТЕЛЬНЫ К СЧАСТЛИВЫМ. РОБЕРТ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Человеку надо мало: клочок – маленький кусок,кусочек
Мир таков, каков он есть. Трудно предположить, чтобы мир был создан единственно для удовлетворения наших потребностей. Это было бы чудом из чудес. Мир нейтрален. Он не дружествен и не враждебен человеку. Вам внушили, что человек рождается для того, чтобы умереть, и что вы должны всю жизнь терзаться этой мыслью. Чего ради? Смерть - не факт сознания. “Смысл раздумий о смерти в том, что они лишены смысла”, - писал Монтерлан. Смерть близких потрясает нас. А наша собственная? Бояться ее - значит представлять себе и мир, где мы есть, и мир, где нас нет. Эти два образа несовместимы. И ТО, ЧТО МЫ НАЗЫВЕМ СЧАСТЬЕМ,И ТО, ЧТО НАЗЫВАЕМ НЕСЧАСТЬЕМ, ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНО НАМ, ЕСЛИ МЫ СМОТРИМ НА ТО И НА ДРУГОЕ, КАК НА ИСПЫТАНИЕ. СВОБОДА НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ НЕ СДЕРЖИВАТЬ СЕБЯ, А В ТОМ, ЧТОБЫ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ. ПЕРВАЯ ТВОЯ ОБЯЗАННОСТЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ СЧАСТЛИВЫМ САМОГО СЕБЯ. ЕСЛИ ТЫ САМ СЧАСТЛИВ, ТО ТЫ СДЕЛАЕШЬ СЧАСТЛИВЫМИ И ДРУГИХ. САМОЕ УЖАСНОЕ ИЗ ЗОЛ, СМЕРТЬ, НЕ ИМЕЕТ К НАМ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ; КОГДА МЫ ЕСТЬ, ТО СМЕРТИ ЕЩЕ НЕТ, А КОГДА СМЕРТЬ НАСТУПАЕТ, ТО НАС УЖЕ НЕТ. ЖИЗНЬ, КАК ПЬЕСА В ТЕАТРЕ: ВАЖНО НЕ ТО, СКОЛЬКО ОНА ДЛИТСЯ, А НАСКОЛЬКО ХОРОШО СЫГРАНА. ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА Жизнь пренеприятная штука, но сделать ее прекрасной очень нетрудно. Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, даже в минуты скорби и печали, нужно: уметь довольствоваться настоящим и радоваться сознанию, что “могло бы быть и хуже”. А это нетрудно: ТОЛЬКО УМЕЯ СЛУШАТЬ И ОТВЕЧАТЬ, МОЖНО БЫТЬ ХОРОШИМ СОБЕСЕДНИКОМ. ВСЯКАЯ ГРУБОСТЬ ПОТРЯСАЕТ НЕ ТОЛЬКО СВОЕЙ ЖЕСТОКОСТЬЮ, НО И БЕССМЫСЛЕННОСТЬЮ. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СВОИМ МЫСЛЯМ, - ОНИ НАЧАЛО ПОСТУПКОВ.
Как далеко ты от меня! Там, в сказочном Париже, танцуешь на величественной театральной сцене на Елисейских полях. Я хорошо знаю это, и все же мне кажется, что в ночной тишине я слышу твои шаги, вижу твои глаза, которые блестят, словно звезды на зимнем небе. Сегодня твой черед. Танцуй! Я танцевал в широких рваных штанах, а ты танцуешь в шелковом наряде принцессы. Эти танцы и гром аплодисментов порой будут возносить тебя на небеса. Лети! Лети туда! Но спускайся и на землю! Ты должна видеть жизнь людей, жизнь тех уличных танцовщиков, которые пляшут, дрожа от холода и голода. Я был таким, как они, Джеральдина. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если интеллигентность сделает
ПОБОРОТЬ ДУРНЫЕ ПРИВЫЧКИ ЛЕГЧЕ СЕГОДНЯ, ЧЕМ ЗАВТРА. ХОРОШИМИ ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ БОЛЬШЕ ОТ УПРАЖНЕНИЯ, ЧЕМ ОТ ПРИРОДЫ. ВСЯКОЕ ИСКУССТВО, И ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ ТОЖЕ, ИМЕЕТ ЦЕЛЬЮ ВОСПОЛНИТЬ ТО, ЧЕГО НЕДОСТАЕТ ОТ ПРИРОДЫ.
ТОТ, КТО НЕ ПРИОБРЕЛ КУЛЬТУРНЫХ НАВЫКОВ, - ГРУБ. НИКОГДА НЕ БЕСПОКОЙ ДРУГОГО ТЕМ, ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ СДЕЛАТЬ САМ. ВСЕ ПРАВИЛА ДОСТОЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДАВНЫМ-ДАВНО ИЗВЕСТНЫ, ОСТАНОВКА ЗА МАЛЫМ - ЗА УМЕНИЕМ ИМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ. ИЗ КНИГИ ПРИТЧЕЙ СОЛОМОНОВЫХ (притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского) Начало мудрости – страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление. презирать – не уважать ПОМНИТЕ, ЧТО ДЕТИ ВАШИ БУДУТ ОБХОДИТЬСЯ С ВАМИ ТАК ЖЕ, КАК ВЫ ОБХОДИТЕСЬ СО СВОИМИ РОДИТЕЛЯМИ. ВОСПИТАНИЕ - ВЕЛИКОЕ ДЕЛО: ИМ РЕШАЕТСЯ УЧАСТЬ* ЧЕЛОВЕКА. БЕЗ ДЕТЕЙ НЕЛЬЗЯ БЫЛО БЫ ТАК ЛЮБИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. *участь - судьба. ПИСЬМО ДОЧЕРИ ИНДИРЕ …Это правда, что блестящие периоды в прошлом были во многих странах - в Индии, Египте, Китае, Греции и других странах - и что многие из этих стран отставали и регрессировали*. Но даже это не должно лишать нас мужества. Мир велик, и возвышение и упадок той или иной страны в какой-то промежуток времени не составляют особенной разницы для мира в целом. *регрессировать - идти назад в своём развитии.
ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА ТЕМ И ВЕЛИКО, ЧТО ОН СПОСОБЕН СОЗНАВАТЬ СВОЁ НИЧТОЖЕСТВО. ЧЕМ ЯРЧЕ ПРОЯВЛЯЕТ СЕБЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ТЕМ БОЛЬШЕ СТРЕМИТСЯ ОНА К ЕДИНЕНИЮ СО ВСЕМ СУЩИМ. ПЕРВАЯ КНИГА МОИСЕЕВА
О Боже, расшири в нас чувство товарищества со всеми живыми существами, с нашими меньшими братьями, которым Ты дал эту землю, как общий дом с нами. Да уразумеем*, что они живут не для нас только, но для себя самих и для Тебя, что они наслаждаются радостью жизни так же, как и мы, и служат Тебе на своём месте лучше, чем мы на своём.
ЧЕЛОВЕК ХУЖЕ ЗВЕРЯ, КОГДА ОН ЗВЕРЬ.
…В Европе хитрый человек называется лисицей. Я был в Индии, там хитрого человека называют шакалом. Я был в Африке, там его называют змеёй. Вне зависимости от басен человека называют быком, козлом, ослом, теленком, зайцем, орлом, ласточкой. Почему это так? Почему животные, их повадки, их характеристики, их внешний образ становятся определениями характера человека? ПО А. ШОПЕНГАУЭРУ Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым человеком тот, кто жесток с животными. Сострадание к животным вытекает из одного источника с добрым отношением к человеку…
Одни люди, если сделают кому-нибудь услугу, ждут себе за это награду или благодарность. Другие, может и не ждут награды и благодарности, но всё-таки не забывают того, что они сделали. А потому считают тех, кому они сделали добро, своими должниками.
ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК А.П.ЧЕХОВА Боже, не позволяй мне осуждать или говорить о том, чего я не знаю и не понимаю. *высокая организация - здесь: организм, человек. Я БОРЮСЬ С ЛЮДСКИМИ НЕДОСТАТКАМИ, А ВМЕСТЕ С ТЕМ И СО СВОИМИ. ЧЕЛОВЕКА НИКОГДА НЕ ОБМАНЫВАЮТ, ОН ВСЕГДА САМ СЕБЯ ОБМАНЫВАЕТ. ХОЛОД ЛЮДЕЙ СТРАШНЕЕ ХОЛОДА НОЧИ. ДАЛАЙ-ЛАМА XIV: «О ПРОЩЕНИИ И СОСТРАДАНИИ...» (Из бесед и лекций духовного лидера буддизма) Я думаю, наступило время задуматься о духовных ценностях и о том, как важно уметь прощать. И СНОВА ВЕСНА… ЖИЗНЬ КОРОТКА, ИСКУССТВО ДОЛГОВЕЧНО. ПЛОДЫ РАЗДУМЬЯ Глядя на мир, нельзя не удивляться!
“ВРЕМЯ ВСЯКОЙ ВЕЩИ…” Всему свое время и время всякой вещи под небом. …ТАК СКАЗАЛ КОНФУЦИЙ - Учёный человек мягок в обращении; он вежливо встает и уважительно садится. Его слова всегда искренни и внушают доверие, его поступки всегда правильны. В дороге он не ищет для себя более удобного пути. Он не торопится умирать, ожидая для себя достойной смерти. Он совершенствует себя, чтобы действовать. *яшма - полудрагоценный камень, из которого делают вазы, чаши.
…Христианство есть в каждом, всё зависит от того, конечно, как понимать это слово. Это индивидуальный кодекс поведения, благодаря которому человек становится лучше, чем того хочет его природа. Каков бы ни был символ: крест, полумесяц или что-то ещё, - символ этот напоминает человеку о его долге перед человечеством.
СУЩНОСТЬ ВСЯКОЙ ВЕРЫ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ОНА ПРИДАЁТ ЖИЗНИ ТАКОЙ СМЫСЛ, КОТОРЫЙ НЕ УНИЧТОЖАЕТСЯ СМЕРТЬЮ. ВТОРАЯ КНИГА МОИСЕЕВА Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
Если я говорю языками человеческими *не прелюбодействуй - не развратничай. ТОТ, КТО ЛЮБИТ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА, ЛЮБИТ ВЕСЬ МИР.
1. ангельская
© Copyright: Ия Геста, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|