Беседы с интересным автором1. Беседа первая (источник: http://www.stihi.ru/rec.html?2010/08/27/7524 )
L 02.09.2010 15:29 Заявить о нарушении правил
--- Эля, рад Вас здесь видеть :)... рад потому, что почитав Ваши статьи по психоделике, и полемику под ними, я как бы увидел отражение в зеркале себя, своих дум и сомнений по поводу психоделики... Впрочем, таких думающих-сомневающихся было, и есть, много. Владимир Кочетков 02.09.2010 15:46 Заявить о нарушении правил Владимир таковы большинство стихов самого Георга среди них разобранные у меня ________ Обезьяний король ________ L 02.09.2010 15:47 Заявить о нарушении правил Эля, в обоих стихах противоречие есть: 1. Не рождённый человек – и не существует (мёртв), и существует (жив). 2. Обезьяний король и сам по себе, и каждая из обезьян. Думаю, что такое противоречие будет актуально, прежде всего, для тех, кто управляет людьми (например, владелец предприятия)... или - своими клонами на Стихире :) Владимир Кочетков 02.09.2010 16:30 Заявить о нарушении правил А что касается моего мнения по поводу роли противоречия (в том смысле, какой я вкладываю в этот термин), то изменить (и то - лишь отчасти) это моё может только пример – стих, который «торкает» многих (в т.ч. и меня), но в нём не окажется противоречия. Владимир Кочетков 03.09.2010 10:43 Заявить о нарушении правил Владимир, давайте упростим задачу: то есть я считаю, что в данном случае Вы слукавили. L 03.09.2010 10:52 Заявить о нарушении правил Пожалуйста, Эля: БЕРЕЗА На пушистых ветках И стоит береза А заря, лениво да элементарное противоречие между стоящей, но блистательной березкой и ходящей, но какой-то неопрятной зарей L 03.09.2010 11:46 Заявить о нарушении правил :) Спасибо, посмеялся. Владимир Кочетков 03.09.2010 12:25 Заявить о нарушении правил Для сведения: я, разумеется, не лукавлю и не шучу. Владимир Кочетков 03.09.2010 12:38 Заявить о нарушении правил "1. Не рождённый человек – и не существует (мёртв), и существует (жив)." 2. Обезьяний король и сам по себе, и каждая из обезьян. вот с Тимофеем вы правы абсолютно там действительно противоречие: здесь этого диаметрально-ПРОТИВОПОЛОЖНОГО нет. L 03.09.2010 13:55 Заявить о нарушении правил Эля, я так понимаю содержание этих двух стихотворений: 1. «О Драконах - Ни Слова» Повествующий ЛГ (ПЛГ) – некая сущность, обладающая сознанием. Содержание стиха воспринимается как рассказ о входе ПЛГ в некий необычный мир (в некое пространство) и последующем движении по этому миру – движение идёт в направление ещё более необычного мира: мира, «где нет – ни времени, Ни пространства»(с). --- 2. «Обезьяний король» Стих понимается как зарисовка одного (причём, кульминационного) эпизода жизни некого сообщества с весьма необычной социо-биологической системой взаимодействия членов этого сообщества. Обезьяны решили свергнуть своего короля (прогнать или даже убить). Все местоимение «я» в стихе относятся к одной из ЛУО – это повествующий ЛГ. --- Эля, полагаю, что ответ на Ваш вопрос о «не рождённом человеке» я выше уже дал. Владимир Кочетков 03.09.2010 17:34 Заявить о нарушении правил Я отвечу, Аля, если хотите. Противоречие МОЖНО найти В ЛЮБОМ тексте - если он динамичен или, хотя бы, повествует о неком действии. В любом развивающемся (по динамическим законам) тексте можно обнаружить по меньшей мере одну дихотомию - описанную ещё Зеноном Элейским в своих апориях. На самом деле, таких дихотомий в большинстве динамических текстов будет несколько, и каждую из них можно подавать под соусом "имманентного противоречия". Будет ли это верным с точки зрения теории литературы, а не формальной логики? Очевидно, что нет, поскольку литература оперирует иными категориями понятий, - более сложными, которые невозможно полностью формализовать (в силу уже заложенных в них противоречий). Если зэ текст статичен или крайне малоподвижен и описателен - до такой степени, что действия в нём нет, то внутреннего противоречия в нём (с точки зрения формальной логики) может и не быть. Всё это - предполагая, что сам предмет описания един; как только появляются другие предметы или системы предметов, то сразу появляются и противоречия; достаточно рассмотреть известные с детства строки: "вот это стул, на нём сидят; вот это стол, за ним едят". Здесь уже явно намечается противоречие - хотя действия и нет, но есть оппозиция в виде обозначенных предметов с их обозначенными функциональностями. Сразу возникает вопрос: а что если, воспользовавшись небольшим хиазмом, поменять функциональности местами? - И вот уже и возникает противоречие: оказывается, что на столе сидеть можно, а есть за стулом (в смысле - НА стуле) - нет. Уместность замены предлогов я сейчас рассматривать подробно не буду, но любой, знакомый даже шапочно с азами фразеологии и идиоматики, может самостоятельно убедиться, что замена мной сделана корректно, и обойтись без неё невозможно. На этом остановлюсь. Аль, я Вам ещё одну вещь скажу, которая, вероятно, покажется Вам интересной: подавляющее большинство психоделических текстов, представляющих собой достаточно чистую трансфиксию и достаточно чистую экспрессию, не содержат элемента парадоксальности (в более примитивном смысле - элемента "противоречия"). Им он для работы не нужен. Помните, из собственных текстов я обычно привожу в пример этих двух крайних форм психоделики Мусорный ветер (для экспресии) и Медовые моря ненаступившего будущего (для трансфиксии). Почему их? Они достаточно большие и в них нет (или мало) сложных стилистических игр, а потому в них достаточно легко проследить характерные для этих форм свойства и соответствующую каждому типу психоделики внутреннюю структуру. Не хочу здесь больше об этом говорить и пояснять на примерах - особенно после того, как меня вполне убедили, что никакой теории психоделики у меня нет. Но Вам скажу последнее: начинал я когда-то свои теоретизирования с психоделикой ТОЖЕ с той точки зрения, что психоделическому тексту необходима некая вершина, некая точка "переворота", где первая (или, хотя бы, вторая) производная - скажем, тональности или ещё чего-то - меняет знак. Но это было очень давно, и с тех пор я научился писать намного более сложную психоделику, где этот принцип отсутствует, - психоделику, которая строится совсем на других вещах. Но мои старые стихи в большинстве своём содержат именно эту, более простую, психоделику - психоделику "переворотов", которой, видимо, проще всего овладеть. "Старые стихи" - это написанные мной как 20-25 лет назад, так и большинство текстов на моей первой стихирной странице - когда я вернулся из "небытия" в 2005. А потом я начал прогрессивно уходить от этой "психоделики простых переворотов" (назовём её условно так) - и в последние 2-3 года использую её довольно редко, предпочитая иные виды психоделики, как, скажем, "психоделику расщепления". Трудно Быть Богом 03.09.2010 22:01 Заявить о нарушении правил «Противоречие МОЖНО найти В ЛЮБОМ тексте - если он динамичен или, хотя бы, повествует о неком действии»(с) Трудно Быть Богом Вроде бы, нет: просто действия мало – ещё нужны какие-то изменения действия. В стихотворении: Дождь рекой по тротуарам ... и вообще: Вы в своей психоделике можете хоть на столе сидеть ------- Владимир Кочетков 04.09.2010 05:16 Заявить о нарушении правил p.s. рекомендую ознакомиться с мнением Тимофея: http://www.stihi.ru/rec.html?2010/09/03/11650 Владимир Кочетков 04.09.2010 12:50 Заявить о нарушении правил Георг, "Не хочу здесь больше об этом говорить и пояснять на примерах - особенно после того, как меня вполне убедили, что никакой теории психоделики у меня нет." - " Но Вам скажу последнее: начинал я когда-то свои теоретизирования с психоделикой ТОЖЕ с той точки зрения, что психоделическому тексту необходима некая вершина, некая точка "переворота", где первая (или, хотя бы, вторая) производная - скажем, тональности или ещё чего-то - меняет знак. " но так как Ваши "теоретизирования " нам неизвестны, то о трансгрессии мы узнали от Нателлы, а четко сформулировал, что в "начале психоделики" - L 06.09.2010 12:05 Заявить о нарушении правил
Наташа, "И вот, с подачи ЧГ нам преподносится новая КОНЦЕПЦИЯ, которая мне кажется БЕЗНРАВСТВЕННОЙ, потому что внедрение в подсознание человека является покушением на его психическое здоровье" - ну и второе, нравственность не имеет отношения к литературе. камень "безнравственен"? ведь им можно убить? И дело каменотеса вырубить его из монолита. а что "не классовой литературы литературы не бывает" придумали коммунисты с целью убить литературу. L 07.09.2010 13:30 • Заявить о нарушении правил Добавить замечания Владимир Кочетков 07.09.2010 14:02 Заявить о нарушении правил Как Вы считаете, сейчас у нас в России: - если есть, то - их интересы отличаются сильно? - литературные произведения следует писать в расчёте на определённую аудиторию (социальную группу)? потому что в одну аудиторию могут входить - и всегда входят! - представители разных социальных групп. Особенно в сегодняшней России. L 07.09.2010 14:28 Заявить о нарушении правил Эля, мировосприятие (взгляды на мир), похоже, всё-таки входит в перечень признаков, по которым выделяются социальные группы (см. Лейт). Как я понял, Ваш ответ на мой второй вопрос такой: сейчас у нас, в России, пока ещё нет социальных групп с сильным отличием. Как я понял, Ваш ответ на мой третий вопрос такой: да, писать следует в расчёте на определённых читателей, но эти читатели могут входить в разные социальные группы. Эля, Вы, если хотите, можете мне ответить, на я на этом здесь откланиваюсь – не хочу отнимать у Наташи возможность пообщаться с интересным собеседником – с Вами :) --- Владимир, Для кого писала Ахматова? Чьего одобрения она хотела добиться? Социального Слоя? Нет, нескольких критиков и нескольких друзей. Для кого писал свой роман Булгаков? Абсолютно без надежды на публикацию?! Для кого писали музыку, писали картины по подпольным студиям, кочегаркам "бульдозерные" художники и первые исключенные из комсомола рок'н'рольщики? Впрочем - пишут, пишут, конечно. Это то что теперь называют попсой, а раньше - "партийной литературой" L 07.09.2010 16:14 Заявить о нарушении правил Эля, ну с Вами трудно расстаться :)... отвечу Вам – надеюсь, что Наташа простит меня, что "мельтешу" здесь. Речь у нас о литературе, а не только о стихах – так ведь? Мы сейчас говорим о социальных группах, коих и много, и разные они по размеру (от крошечных до сверхбольших), и люди могут одновременно входить в разные социальные группы. Владимир Кочетков 07.09.2010 18:04 Заявить о нарушении правил Володя, эка Вас занесло от моей темы... :) Ребята, я не успеваю... Посмотрите, который час? Я спать хочу... :) ДО ЗАВТРА! Вопросы Психоделики 08.09.2010 01:40 Заявить о нарушении правил ...:) ага, занесло, но – вслед за Элей Владимир Кочетков 08.09.2010 08:44 Заявить о нарушении правил Владимир, а в Вас говорит советское прошлое, "партийность литературы" и "социальный заказ". нету его. То что пишут под определенный "слой" или под потребность социума "профессиональные писатели" - это ПОПСА. Ну, пример из кино: для себя был снят маленький мультик, а потом когда тот был расхватан по инету, за дело взялись профи и склепали полуторачасовой мультфильм... Валли что ли? L 08.09.2010 10:39 Заявить о нарушении правил «То что пишут под определенный "слой" или под потребность социума "профессиональные писатели" - это ПОПСА. Это не литература»(с) L Эля, следовательно, то, что пишут для детей, включая подростков, это не литература – Вы так считаете?.. Владимир Кочетков 08.09.2010 11:27 Заявить о нарушении правил там те же критерии. Вот интересно, для кого Марк Твен писал Тома Сойера? А в СССР детской литературы не было именно поэтому - писалась она для пионеров и комсомольцев. L 08.09.2010 13:28 Заявить о нарушении правил Эля, Ваш ответ я понял так: детская литература – это тоже литература, но как и всякая литература она делится на очень хорошую и прочую – очень хорошая, как правило, создаётся автором, условно говоря, для «своих» - для неких конкретных лиц (т.с., заказчиков-вдохновителей), число которых невелико, или даже автор пишет сам для себя, а прочая литература (не очень хорошая, средняя и плохая) пишется для «чужих» - для неких предполагаемых читателей (социальных групп). Начну с примеров – неубедительно. Убедительной будет статистика из нескольких сот произведений разного уровня с достоверно известной историей их создания. Владимир Кочетков 08.09.2010 15:37 Заявить о нарушении правил Владимир, Вы меня правильно поняли. Примеры - не статистика, Вы правы. L 08.09.2010 17:06 Заявить о нарушении правил Прошу прощения, я отвечу конкретно на рецензию. Аля, вот совсем недавняя фраза Георга, обращённая к Вам: ** А потом я начал прогрессивно уходить от этой "психоделики простых переворотов" (назовём её условно так) - и в последние 2-3 года использую её довольно редко, предпочитая иные виды психоделики, как, скажем, "психоделику расщепления". ** Видите ли, мне кажется, что человек сам себе не отдаёт отчёта в своих заявлениях... Представьте: Вы убеждаете свою подругу/друга бросить курить. Вы доказываете вред курения - даже на пачке сигарет напечатано и т.д. Но подруга возражает - говорит непринуждённо, что она и не собирается вредить своему здоровью, а просто курит ради удовольствия, и поэтому ничего страшного в этом не видит. Вот, примерно такие рассуждения мы слышим от Георга. А ведь "просто занятия литературой", Это не только вдыхание "дыма" в себя, но и выпускание его в окружающее пространство. Что имеет в виду Георг? Он якобы не считает, что психоделика (в его понимании, содержащая "никотин" пси-эффекторных составляющих метода "достаточно глубоких погружений" в сознание с дальнейшим расщиплением оного) - совершенно безвредное занятие, это просто литература, которая... Далее цитирую фрагмент из последней статьи Дёмкина: " Понимаете, такой ракурс полностью исключает нравственный аспект той литературы (психоделики), которой они занимаются. Вы правильно говорите , что камень может быть и строительным материалом, и орудием убийства. Но по отношению к нравственности это сравнение не работает, потому что в первом случае "камень" - нравственен, а во втором случае - безнравственен. И каким этот "камень" станет, зависит от того, в чьи руки он попадёт. Допустим, психоделика (как метод или стиль) - некий, условный "камень", и тот факт, что ЧГ+Дёмкин ориентируют авторов (готовят мастеров) на применение этого "камня" в разрушительных целях - очевиден. Потому что он направлен на утилизацию сознания (разума) и создания у читателей потребительского отношения к поэзии - с точки зрения извлечения из процесса чтения только эстетического/антиэстетического удовольствия (кайфа), то есть, пси-эффекта. При этом разум, как невостребованный субъект, просто обречён на деградацию. Вот на это я и постаралась обратить внимание в своём эссе. Вопросы Психоделики 08.09.2010 19:00 Заявить о нарушении правил По сути вопроса Вы всё правильно говорите, Наташа. А утверждение Лейт аналогично утверждению: «мясо не имеет отношения к колбасе» - :))... Но, увы, именно это мы частенько и наблюдаем в настоящем – что в отношении колбасы, что в отношении литературы. --- Владимир Кочетков 09.09.2010 06:50 Заявить о нарушении правил ** А потом я начал прогрессивно уходить от этой "психоделики простых переворотов" (назовём её условно так) - и в последние 2-3 года использую её довольно редко, предпочитая иные виды психоделики, как, скажем, "психоделику расщепления". ** "Видите ли, мне кажется, что человек сам себе не отдаёт отчёта в своих заявлениях..." Наташа, Вы просто не поняли Георга. А суть очень проста: он НАЧИНАЛ с двух уровней восприятия, причем один идет ровно напротив другого, навстречу другому, то есть с того, что Владимир назвал пикОделикой. Но потом Георг эти потоки стал не противопоставлять друг другу, то есть не пускать их лоб в лоб, а использовать и другие направления. и, повторяю, никакого никотина для нервных барышень, ни гашиша для для монахов, ни опиума для народа, ни ЛСД для волосатиков в этом нет. "ещё одна принципиальная характеристика психоделики – отсутствие любых мировоззренческих и эстетических рамок". "Это значит, что ИХ литература, которой они занимаются, далека от размышлений о сложности бытия, её главная задача - создание эстетических пси-эффектов, а всё остальное - от лукавого" "Но по отношению к нравственности это сравнение не работает, потому что в первом случае "камень" - нравственен, а во втором случае - безнравственен" Ушаков: Большой энциклопедический отправляет к "морали": «Философский энциклопедический словарь».) L 09.09.2010 09:28 Заявить о нарушении правил Владимир, перечитайте и Вы статьи в словарях о нравственности. особенно последнее предложение во всех из них ( я не стала в своих цитатах повторяться): "Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой" итак, не литературой - ЭТИКОЙ. В русской литературе это не особенно выпукло, частью из-за "революционных демократов", но... но почитайте Солнце-Пушкина, который "Величайшее гордость наше". Только Полное собрание, а не "избранные" кем-то, L 09.09.2010 09:41 Заявить о нарушении правил Эля, пока Наташи нет (и она, видимо, не скоро будет), я, если не возражаете, Вам отвечу. Приравнивать, как Вы приравняли Лейт, литературу к камню - это некорректно. Камень применяется человеком так, как человек того хочет. --- Владимир Кочетков 09.09.2010 10:25 Заявить о нарушении правил Эля, я как-то размышлял по поводу того, что показывают и что пишут – у меня такая теория: *** Несоблюдение, нарушение ЗНФ приводит к тому, что Система начинает сбоить, а сильные нарушения могут привести к краху (к смерти) Системы. И человеческое общество в целом, и сообщества людей в каждом государстве, - это тоже Системы (общественные системы – ОС) и для них тоже объективно существуют ЗНФ. Установленные в каждом сообществе законы морали и нравственности (ЗМ-Н) есть субъективное отражение ЗНФ соответствующей ОС. Субъективное отражение, то есть ЗМ-Н, формируется в общественном сознании в меру того, насколько мы полно и правильно познали природу самих себя. В каждой ОС есть установленная Законом этой ОС система правовых норм (СПН). Эта СПН разрабатывается людьми исходя из ЗМ-Н для целей повседневного практического применения. СПН закреплена в нормативных документах – люди изучают СПН именно по этим ним. Сведения о ЗМ-Н современные люди получают из каналов общественной информации (КОИ): книги, газеты, радио, телевидение, интернет (а так же, как и в старину, из прямого общения с другими людьми). Главная социальная функция КОИ: доносить до людей верные сведения о ЗМ-Н, просвещая их и способствуя устранению локальных негативных (а возможно, и глобальных) отклонений общественного сознания по вопросам морали и нравственности. Владимир Кочетков 09.09.2010 10:36 Заявить о нарушении правил :) "по этим ним" - д.б.: по ним Владимир Кочетков 09.09.2010 10:42 Заявить о нарушении правил Камень применяется человеком так, как человек того хочет. Владимир, Вы либо лукавите, либо сами не понимаете с литературой: в Вашей метафоре тот Кто почему-то приравнивается к читателю. да нет же: я могу спрятаться по стол от Вашего камня, а могу выбросить книгу, которая мне не нравится. Из Ницше можно вывести призыв к свободе, а можно - фашизм. а сам писатель, м.б., исследовал только одиночество. Литература не решает этические задачи - это задачи этики, литература решает задачи литературы: монументальная проза - ставит человека в какие0то обстоятельства и смотрит, как он себя поведет. И чем ЕСТЕСТВЕННЕЙ будет поведение данного ПРИДУМАННОГО человека в ПРИДУМАННЫХ обстоятельствах - тем талантливее писатель. а поэзия рассматривает оттенки. И не важно чего: снега под закатным солнцем, любовного чувства, или прошу прощения - мочеиспускания. вот стихо моей любимой Воронцовой: "Она долго копила золотистого цвета * * * Золотую жидкость чтобы эта жидкость И боялась даже Но терпенья нету, а вот Вознесенский: как утра хрустальны летние, L 09.09.2010 11:41 Заявить о нарушении правил О законах Но литература ко всему этому не имеет никакого отношения. Литература исследуя мелочи, частности, вывихи может служить Ну у нас: и не декаденты развалили Россию, они только показали: не ладно что-то в нашем королевстве. И вовремя показали, очень вовремя, но правящая элита не вняла, правящей элите нужна была великая Россия, а не великие потрясения, вот огребли потрясений и потеряли Россию. L 09.09.2010 12:07 Заявить о нарушении правил Эля, Вы сказали (см. Лейт в моей предыдущей заметке), что камень с позиции нравственности нейтрален и что такой же, нейтральной по нравственности, является литература. Возможны два варианта понимания использованного Вами слова «литература»: Поскольку в качестве аналога литературе Вы взяли камень, а камень – это объект, то следует принять как истинный первый вариант понимания слова «литература» (второй вариант неприемлем, поскольку некорректно приравнивать просто объекты к воздействующим объектам). И в этом случае Вы будете правы: да, литература (т.е. книга как объект) так же нейтральна с позиций нравственности, как и камень. Да, люди читают книги, и вопрос о нравственности книги должен рассматриваться именно с позиций результата воздействия читаемой (прочитанной) книги на человека. А раз так, то тогда аналогом слова «литература» должен быть не просто объект, а воздействующий объект (а Ваша аналогия с просто камнем тогда является некорректной). Вот это было первое, что я Вам сказал в своей заметке от 09.09.2010 10:25. А дальше я сказал то же самое, что теперь и Вы: Дальше я высказал утверждение (практически, очевидное), что человек воспринимает прочитанное, по сути, так же, как реальность (но - менее ярко, менее сильно). Поскольку воздействие на себя реальности человек воспринимает в категориях морали и нравственности, то, следовательно, книга (литература) воспринимается человеком, т.с., в «нравственном окрасе». И, следовательно, Ваше утверждение Лейт – неверное, ложное. Если Вы согласны с таким моим доказательством ложности Вашего утверждения Лейт, то тогда зачем все эти Ницше, Воронцовы и прочее?.. Если Вы не согласны и можете доказать, что мои утверждения и\или логические построения неверные, то докажите. Если можете привести доказательство своего утверждения Лейт, то приведите это доказательство – желательно, толково и обстоятельно. ... понимаете, Эля, мне не особо интересны «признанные истины» и «цитаты из великих» --- ------- О законах. «уравновешена», «инертна», «не развивается», «слишком хорошо», «умирает» -- (с) «не имеет никакого отношения», «Не Тургенев придумал», «Не Лев Толстой виноват», «не декаденты развалили» -- (с) Владимир Кочетков 09.09.2010 14:54 Заявить о нарушении правил Владимир, Вы меня переспорили. L 09.09.2010 14:59 Заявить о нарушении правил Эля, я воспринимаю подобное «интеллектуальное бодание» так: важна истина, а не победа, но важно и то, чтобы процесс поиска истины был интересным. Владимир Кочетков 09.09.2010 15:15 Заявить о нарушении правил
L 10.09.2010 07:49 Заявить о нарушении правил
//Из Ницше можно вывести призыв к свободе, а можно - фашизм. а сам писатель, м.б., исследовал только одиночество.// - А если читатель правильно понял автора? То произошёл "пси-эффект"? :)) //Литература не решает этические задачи - это задачи этики, литература решает задачи литературы: монументальная проза - ставит человека в какие-то обстоятельства и смотрит, как он себя поведет. И чем ЕСТЕСТВЕННЕЙ будет поведение данного ПРИДУМАННОГО человека в ПРИДУМАННЫХ обстоятельствах - тем талантливее писатель. - Это какой-то инфантилизм... Аля, что Вы говорите? Разве нам с Вами мама не объясняла, что хорошо, а что плохо? Разве мы не учились этике по "Мойдодыру"? :)) //а поэзия рассматривает оттенки. И не важно чего: снега под закатным солнцем, любовного чувства, или прошу прощения - мочеиспускания. вот стихо моей любимой Воронцовой: Вопросы Психоделики 14.09.2010 17:29 Заявить о нарушении правил
© Copyright: Владимир Кочетков, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|