Осенний разговор ни о чем
Николай Левитов
ОСЕННИЙ РАЗГОВОР НИ О ЧЕМ
(знакомство в парке)
1.
Без трех одиннадцать. Да, может,
они немного отстают.
Да не за что. А вы здесь тоже
на променаде? О, уют,
конечно, тот еще. И запах.
Как говорится, ждем весны.
Не собираетесь на запад?
Да-да, кому мы там нужны?
А знаете, я тоже очень
люблю осенние сады;
и узнаю я среди ночи
свои вчерашние следы.
2.
И листья, что надысь, как флаги,
дразнили с вышины мой взгляд,
теперь покорнее собаки
ковром у ног моих лежат.
О, да! Прекраснее зеленых
крапчатая сухая гладь.
Жаль, меж каштанов или кленов
приходится нам выбирать.
Но мне, вы знаете, хватает
и этих скромных двух сортов.
Глядите, линия какая!
И вот! Поверьте, я готов
3.
поклясться, что сложней узора,
чем есть у них, на свете нет.
Вот этот взять хотя б, но скоро,
подлец пожухнет, и привет.
А вам как нравится погода?
Да, в том году в такие дни
дожди хлестали. Я? В походы?
С чего вы взяли? Нет. Тяни
меня туда хоть клад, хоть что там –
я не охотник, а скорей
наоборот. Что ж, год от года,
вы правы, мы, увы, старей.
4.
У вас кто, сын? А, даже двое.
Ну, про себя не говорю.
Нет, мнение мое другое.
Позволите, я закурю?
Ах, виноват. Вон там есть столик.
Прошу, берите. Хороша?
Американские. Вот нолик,
а нолик – это значит, США.
Да, чистый воздух с никотином.
Сергей Семенович, а вас?
Как? Аля? Ветер просто сильный.
И у забора этот МАЗ
5.
гудит. Все что-то возят, строят,
а мы живем средь пустоты.
Так значит, Галя? Бог с тобою!
А что, мы разве не на «ты»?
Как будто дождик? Показалось.
На всякий случай зонтик есть.
Вон тучка, видишь, набежала?
«Она несет нам скорби весть».
Из Баратынского? Пожалуй.
Или Жуковский? Позабыл.
«Осы осенней злое жало,
нас осудив, остудит пыл».
6.
Нет, это собственные строки.
Так, балуюсь, когда нет сна.
Аллитерация. А многим
она, ты знаешь, не ясна.
Еще? По памяти не помню.
Дай Бог чужие не забыть.
Печататься? Оставь, на что мне?
Здесь нужен не талант, а прыть.
Что в общем-то сродни таланту,
с другим лишь знаком. Ладно уж,
прочту стишок, точней – цитату.
Лирическая, впрочем, чушь:
7.
«Когда б звала меня ты сыном,
когда б звала своим отцом,
я б, может, меньше вполовину
любил смотреть в твое лицо.
И эти руки обнимали
бы так, как обнимает мать.
Не волновали бы детали,
что призваны разволновать…»
Нет, это не жене. А впрочем,
что если даже и жене?
Мы отдыхали как-то в Сочи
и целовались при луне.
8.
Романтика и все такое.
И показалось мне на миг,
что мама мягкою рукою
мне расправляет воротник.
Фрейдизм? Возможно, не без Фрейда
там обошлось. Иль ощутив
себя суденышком без рейда,
иль с детства памятный мотив,
как говорится, краем уха
я уловил. Но как-то вдруг
я понял, что моя подруга
могла б не только род подруг
9.
собою представлять. Но также
род дочерей, род матерей,
род бабушек. Многоэтажен
сам человек в развертке дней.
И тот момент очарованья
от силы на один этаж
мог потянуть, а в целом зданье –
добыча времени. И наш,
наш разговор осенний этот,
как кадр вселенского кино,
лишь – точка в движущемся света
луче, лишь малое звено
10.
в цепи бесперерывных наших
перерождений… Слышишь, стук?
Ну что, панове, дождь? Пшепрашам,
пошел так уж пошел. Что вдруг?
Давай тесней ко мне. Ты плечи
прижми. Сейчас открою. Черт!
Когда понадобится, вечно
в нем застряет. На этот счет
один мудрец… А, все, открылся.
Как он забарабанил, вишь.
Как по жестяному корытцу.
Ну что ж, не лучшая из крыш,
11.
а все-таки от ливня может
спасти заблудших пару душ.
Ну припустил! Ты видишь, боже,
мгновенно миллионы луж.
Давай-ка к дереву поближе.
Вот так. Ты руку опусти.
Плечо намокло? Да, я вижу.
Домой придется вплавь грести.
Ладонь холодная. А значит,
горячим сердце быть должно.
Вот этот шрам? Да так, на даче
пилой случайно. Нет, смешно.
12.
Нет, правда, было мне не больно –
смешно. Соленая на вкус
дождинка. На губах? Изволь, но…
Ну что ты, вовсе не боюсь.
А волосы как будто сеном
пропахли. Губы горячи.
Я? Нет. Что? Нет. Жену? Елена.
Молчи, молчи, молчи… Молчи.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
О чем тоскую? Я не в силах
причину объяснить и сам.
Когда б могла, то объяснила
тоска сама об этом нам.
13.
Но знаешь, это невозможно.
Нет объяснения тоске.
Как этому дождю, как слезной
минутной влаге на виске.
Как близости с тобой. Да, с телом.
Я не целую, я дышу.
До роли Гамлета созрел я?
О, я всю жизнь его ношу.
Да, этот образ. Да, бессмертный.
И я сто тысяч раз на дню
как под рапирою Лаэрта
отравленной… Кого виню?
14.
Нет, это не причина грусти.
Пусть смерть от матери-Москвы,
чем равнодушье захолустья,
где не приклонишь головы.
Здесь все отравлено. Их речи,
их нрав служенья палачу…
Но эта грудь… но эти плечи.
Да, я целую… и молчу…
Зачем? Не знаю. Почему же
вдруг непременно «просто так»?
Не просто так. Не знаю. С мужем?
Зачем ты спрашиваешь? Брак?
15.
Конечно, это дело божье.
Наверно, грех. Не знаю. Нет.
Ну да-да-да! Быть может, позже
на это сам придет ответ.
Ты видишь, все чертовка-осень
в судьбе такое навертеть
успеет. Мне? Ну, тридцать восемь…
Ну, сорок два… Ну, сорок шесть.
Нет, я не спрашиваю, что ты?
Зачем? Ну, ладно, тридцать пять.
Что, больше? Сын пошел работать?
Постой, сухой листочек в прядь
16.
забился. Вот, гляди. На память
себе возьму его. Всегда
он будет пахнуть волосами
твоими чудными… Когда?
Не знаю. Правда, я не знаю.
Уже пора. Я позвоню.
Ну, обещаю, обещаю –
я позвоню, я позвоню.
Вот слово чести, обещаю –
я непременно позвоню.
На той неделе, обещаю –
я позвоню… я позвоню…
Но , знаете , Ваши герои очень даже пытались быть на высоте , и Гамлета вспоминали , и стихи пробовали на вкус и цвет
Романтика и всё такое
Мне больше понравился , созданный Вами образ мужчины, ловец женских душ и очень предусмотрительный , однако
Даже зонтик с собой берёт на случай дождя и стихи у него при себе на всякий случай , видимо для пущей убедительности в романтизме и чистоте порыва
Нравится Ваша мягкая ирония , юмор , проблема вселенского масштаба отражена в стихах и как?
Читать сущее удовольствие , детали живописные , сочные , запоминающиеся
Образ универсальной женщины - не умеющей говорить Нет, мягкая глина , пластилин
Спасибо за прекрасные стихи, высший пилотаж!
Галина Ашмянская 22.09.2015 23:33 • Заявить о нарушении / Редактировать / Удалить
+ добавить замечания
Да уж, Галя, было время, когда мне хотелось писать именно такие тягучие повествовательные стишки. Вернее, они как-то сами писались. Главное было - вовремя остановиться, разделить написанное на 12-строчники и пронумеровать.
Удивляюсь, как Вы раньше этот стишок не читали. Именно с таких стишков и надо было начинать знакомство с Вашим покорным слугой, как с автором.
Об одном прошу, ни в коем случае не следует ассоциировать меня с героем этого "тайного свидания". Веду я себя с очаровательными барышнями совсем иначе - я бы даже сказал, весьма и весьма пристойно. Да некоторые из них мне и сами об этом говорят. В смысле, о пристойности. Вот так, примерно: "Ах, Николай Павлович, я сегодня с Вами провела такой очаровательный и пристойный вечер! Но, прошу Вас, давайте его в конце вместе испортим!"
Это я шучу, Галя, чтобы настроение сегодняшнего вечера у Вас было веселым и приятным.
Николай Левитов 23.09.2015 20:24 Заявить о нарушении / Удалить
Рада Вам , уважаемый Николай Павлович!
Я от радости обычно делаю добрые дела, в 16 -ом 12-ти строчнике в строке про чудесно пахнущие волосы пропущена буква
Нет , я не буквоед(ка) , у меня проф.заболевание осталось , оно не излечимо пока
А стихи совсем не тягучие , они очень динамичны , читаются легко , во всяком случае их не бросаешь в одиночестве с автором
Смеюсь!
Вас ведь не легко понять , Николай Павлович, у Вас дата публикации и дата написания стихов не совпадают , вот и этот поди с тайников, если не свиданий , то с тайников письменного стола
Это я пытаюсь испортить чудесный вечер
Конечно , если бы я с этого стиха начала Вас читать , то сразу поняла бы , что курение очень вредит здоровью, что имя Галя грохот МАЗА укорачивает ровно на одну букву
, узнала бы , что тень Гамлета всё ещё бродит по осенним паркам ( видно выискивает , кого бы ещё с собой прихватить в мир иной) и много другой полезной информации
Вынесите мне порицание , Николай Павлович!
Давайте сегодня ровно без трёх минут одиннадцать прочтём сцену свидания Гамлета с призраком отца
или Вы что-нибудь придумайте поизощрённей и пострашней
Главное , не заставляйте меня учить правила хорошего тона при знакомствах в парках и прочих лесных насаждениях
Галина Ашмянская 23.09.2015 21:50 Заявить о нарушении / Удалить
То, что Вы не буквоедка, Галя, я знал давно. После посещения буквоедок буквы в тексте стихов пропадают бесследно - вероятно, ими съедаются. А Вы - букводарка, то есть дарящая пропущенные буквы. И это совсем иное дело.
О дате написания стишка скажу по секрету одной Вам, чтобы не шокировать других читателей: 1993 год. Надеюсь, читатели это не прочтут - на сайте ведь интересуются авторскими стихами, а не рецензиями к ним. Или я ошибаюсь?
А насчет без трех одиннадцать - не уверен. Гамлета читаю постоянно, т.е. неотрывно и даже во сне - и где гарантия, что в 22:57 я буду находиться именно на странице со сценой свидания Гамлета с призраком отца? Кстати, вот Вам коварный вопрос (а может, давно уже не коварный, так как я его уже лет 40 всем нагло задаю): как звали отца принца Гамлета?
Николай Левитов 23.09.2015 22:35 Заявить о нарушении / Удалить
Отца принца Гамлета звали Гамлетом , т.к. у них было напряжёнка с МАзами, никто не мог наладить поставку сих чудесных автомобилей в ту чудесную страну
А , знаете , я начала недавно перечитывать Гамлета в переводе М.Лозинского, но я очень отвлекаюсь и вот как раз удачно прошла сцену встречи Гамлета с призраком отца и поэтому так и блеснула перед Вами своими глубочайшими знаниями
Отзывы читателей бывают разные , некоторые глаза бы мои не видели , но может кто-то и обо мне так говорит ( не исключаю такой вероятности)
Но ведь интересным бывает и мнение других читателей о прочтённом , не так ли?
Галина Ашмянская 23.09.2015 22:54 Заявить о нарушении / Удалить
Хотел бы Вам возразить, Галя, но не могу. Отца принца Гамлета действительно звали - Гамлет. Называть первого сына в честь отца - традиция того времени. В тексте находим прямое указание на имя отца Гамлета в словах о том, что принц Гамлет родился в день смерти Фортинбраса в замке Эльсинор.
"…Покойный наш король,
Чей образ нам сейчас являлся, был,
Вы знаете, норвежским Фортинбрасом,
Подвигнутым ревнивою гордыней,
На поле вызван; и наш храбрый Гамлет —
Таким он слыл во всём известном мире —
Убил его…" (Акт 1 Сцена 1).
Галя, ставлю Вам пятерку с плюсом. Хотя плюс, пожалуй, заберу себе. Я бы еще и медалью Вас наградил, если бы таковые у меня имелись. А насчет 22:57, прошу, не обижайтесь. Именно на 22:57 у меня было запланировано такое огромное количество разного рода мероприятий, что к шекспировской сцене, боюсь, я бы не поспел. Кстати, "Гамлета" всегда рекомендую в переводе Пастернака.
Сравним лишь одну фразу в двух переводах:
У Лозинского Гамлет говорит Гильденстерну: "Вот видите, что за негодную вещь вы из меня делаете? На мне вы готовы играть, вам кажется, что мои лады вы знаете...и т.д."
И та же фраза у Пастернака: "Смотрите же, с какою грязью вы меня смешали! Вы собираетесь играть на мне. Вы приписываете себе знание моих клапанов. Вы уверены, что выжмете из меня голос моей тайны".
Ах, как эта фраза чудесно звучит!
Николай Левитов 23.09.2015 23:56 Заявить о нарушении / Удалить
Согласна , Николай Павлович!
Она звучит намного богаче
Вы проткнули меня насквозь и я иду спать
Спасибо , как-нибудь поговорим ещё , ладно?
При свечах и сделаем из Гамлета просто амлет
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.