Кого Вы можете назвать лучшим из ныне существующих

Лариса Михайлова: литературный дневник

«Кого Вы можете назвать лучшим из ныне существующих поэтов?» Понимаете, я не могу вам сказать ничего о лучшем из ныне существующих, потому что лучших выделять бессмысленно. Я вам могу рассказать о моём недавнем литературном открытии (может быть, вам это понравится).


Я прочёл стихи Веры Кузьминой. Вера Кузьмина живёт в Каменск-Уральском, она работает медсестрой, ей 40 лет. Стихи она пишет последние 5 лет. Она получила приз на конкурсе «Заблудившийся трамвай». Она пишет довольно… Знаете, вот такого яркого ощущения дебюта у меня не было, может быть, со времён Марины Кудимовой. Она и похожа немного на Марину Кудимову, но лучше, как мне кажется. И она похожа немножко на Марию Аввакумову, которую потом тоже унесло в какое-то безумие. Я помню её стихи: «Но ты очнись, потухший свет, скорей! // Зачем ты спишь, когда не спит еврей?» Но мне казалось, что начинала Аввакумова очень ярко. Я помню, как Слепакова восторженно её приветствовала и говорила: «Вот! Мясо, мускул есть в стихах».


Так вот, Вера Кузьмина. Очень большая её подборка появилась сейчас в «Дне и ночи», хорошем красноярском журнале (можно найти в журнальном зале), и в одном петербуржском альманахе (не вспомню сейчас название) лежит буквально целая книга её стихов. Она, как и Борис Рыжий — такой поэт Урала, несколько упивающийся, по-моему, иногда чрезмерно уральской местной экзотикой, диковатостью и несколько демонстративной пьяной несчастностью, — в общем, поэт настоящий. Видно, что она очень хорошо владеет инструментарием современного стиха.


Понимаете, что появляется иногда? У неё появляется такая довольно противная, к сожалению, интонация… Я вам сейчас попробую продемонстрировать. Интонация: «Ну да! А что? Да, вот мы такие! Мы — русские. Мы самые несчастные, поэтому самые лучшие». Её может унести в том же направлении, в котором унесло Аввакумову. Но у неё есть лирическая сила, лирическое чувство, есть свои интонации — ну, есть свой материал. Поэт вообще должен приходить со своей территории. И у неё есть этот быт полудеревенской, окраинной уральской жизни, этих двухэтажных деревянных бессмертных домиков, этого белья, которое сушится на верёвке, этих тёплых вечеров, когда сидят хмельные мужики. У неё очень точно подборка в «Дне и ночи» названа — «Совки». Она, как мне кажется, настоящий поэт.


Но посмотрите, куда её может унести и что, по-моему, неправильно. Кстати говоря, я говорил о том, что Бродского делают имперским поэтом. Как видите, корневая Россия сопротивляется. Вот её стихотворение «Бродскому и не только» с эпиграфом «На Васильевский остров // Я приду умирать…»:


Гаражи, да сараи,


Да дощатая гать…


Что ты, Бродский, забаял?


Что придёшь умирать?


Расскажу, как, до дому


Не дошедши — на кой? —


Я к проулку Речному


Прижималась щекой,


А старуха Парася


У ворот подняла:


«Эко чо, напилася…


Ведь спалишься дотла.


Шибко быстро да просто…»


И отчистила грязь.


Твой Васильевский остров


Маловат для Парась.


Что ты баешь: по-скотски?


Мол, холопская кровь?


Как презрительно Бродский


Вскинул рыжую бровь!


«К равнодушной Отчизне…»


Слышь, во все времена


Нам Россия — для жизни,


Вам — для смерти дана.


Мы не братья и сёстры


Перед нашей страной:


Вам — Васильевский остров,


Нам — проулок Речной.


Отвратительное стихотворение. Отвратительное прежде всего по такой интонации высокомерия. Кто она такая, чтобы обращаться к Бродскому — «слышь»? Надо всё-таки уважительно разговаривать с поэтом. Почему, собственно говоря, тот факт, что она сильно напилась в проулке Речном, как-то поднимает её над Васильевским островом? Это очень плохо. И, Вера, если вы меня сейчас слышите, очень плохое стихотворение вы написали — по-человечески плохое и эстетически. Это тем более обидно, что у вас есть превосходные стихи, стихи, которые выдают в вас блистательные зачатки. И мне очень жаль, что в самое ближайшее время, наверное, вас будут приватизировать критики, типа Бондаренко. А вы не давайтесь, не давайтесь! И ужасно мне тоже нравится:


На осевших сосновых воротах


Досыхает рыбацкая сеть.


Мне охрипшей прокуренной нотой


Над провинцией тихой лететь.


Здесь ответы — лишь «по фиг» и «на фиг»,


Здесь, старушечью келью храня,


С чёрно-белых простых фотографий


Перемёршая смотрит родня,


Здесь в одном магазине — селёдка,


Мыло, ситец, святые дары,


А в сарае целует залётка


Внучку-дуру — бестужи шары.


Половина из нас — по залёту


Заполняет родную страну…


(Блестяще сказано!)


Мне — охрипшей прокуренной нотой


По верхам — по векам — в глубину —


В ласку тёплой чужой рукавицы,


В стариковский потёртый вельвет…


Дотянуть. Долететь. Раствориться.


Смерти нет. Понимаете? Нет.


Вот какая густая фактура, какая точность деталей! Блистательные стихи! А мне скажут, что это пошло, что это традиционализм какой-то. Да я вообще традиционалист, я такой же «совок», и мне ужасно это нравится. Вот замечательное стихотворение «Всего лишь сохнет бельё»:


На вокзале гудят электрички,


После дождика город просох.


Осыпаются яблони-дички


На колени уставших эпох.


(Это очень здорово сказано тоже.)


Сушит ветер трусы-парашюты,


Ползунки и футболки мужей.


Под заборами кашка и лютик,


Над заборами — синяя гжель.


И на лавках сидят с разговором —


Каждый тёплому вечеру рад —


Работяги, студенты и воры,


Пиво пьют и ментов матерят.


Я не буду дальше читать, но это очень хорошее стихотворение, любовью большой проникнутое. Понимаете, как-то удивительно: как только человек впадает в пафос, тут же ему изменяет литературное чутьё; а пока он просто пишет о том, как он любит всё это, всё у него получается, и вообще он большой молодец.


Дмитрий Быков. Эхо Москвы.


http://echo.msk.ru/programs/odin/1610806-echo/



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 17.09.2015. Кого Вы можете назвать лучшим из ныне существующих