Жуки

Marks: литературный дневник

У каждого человека есть яркие моменты, которые запоминаются на всю жизнь и регулярно потом всплывают в памяти, напоминая и заставляя задуматься...
Мне кажется, такие моменты – самые важные в жизни человека. Вглядитесь в свою жизнь. Было многое, казалось бы, очень важное. Тогда важное. А теперь вы смотрите назад и видите всё неверно, странно... Да было ли это?! Да со мной ли?!
Событие не оставило следа в памяти, значит оно не было точкой роста. Значит оно не делало личность, значит оно затерялось среди других.
Вот ко мне недавно пришли три жука. Я подумал, что это не спроста, что природа не зря возвратила меня в эти воспоминания, и вот что из этого вышло...

1-ЫЙ ЖУК
Это было летом примерно в 57-ом(!) Мне пять годиков или около того. Я ходил в детский сад от Механического завода. А летом этот детский сад выезжал на дачу в Дубовку. Как это объяснить? Сейчас, я этого сделать не смогу. Но выглядело это так – весь детский сад со всеми поварами, нянечками, воспитательницами и детишками выезжал в Дубовку, в большое деревянное здание, где все мы жили некоторое время (месяц, всё лето... не помню), а родители приезжали к нам только на выходные и то на какое-то время.
Я был маленьким, и это было почти полвека назад, так что я почти ничего не помню из дачной жизни, зато я помню я ТОТ вечер, когда к нам в группу вошла воспитательница Зоя Гавриловна (вот ведь как выборочна наша память), взяла меня за руку, и мы пошли к ней в комнату.
Сумерки уже спустились на дачу, так что когда Зоя Гавриловна закрыла дверь, в комнате оказалось совсем темно. Я замер и прижался к воспитательнице.
Включенный свет озарил маленькую комнатку с простецкой обстановкой, которую я фотографически запомнил – справа диванчик, слева большой шкаф, посредине круглый стол, а под потолком абажур.
И вдруг под этим абажуром и вокруг него стал кружиться, жужжать и звенеть огромный жук. Помню я замер.
Свет снова выключился, и жужжание прекратилось. Воспитательница снова включила свет, и снова через какое-то время вокруг абажура стал описывать круги мощный жучище…
Так было несколько раз. Я стоял потрясенный… Я вдруг понял, что и ЖУК И ВСЕ ПРОЧИЕ ЗВЕРИ, И, ВИДИМО, ВООБЩЕ ВЕСЬ МИР ЗАВИСЯТ ОТ НАС... Мне потом ещё очень долго казалось, что ночь наступает не потому, что садится солнце, а потому, что люди выключают везде свет.
Мы потом с Зоей Гавриловной, поймали этого жука. Им оказался огромный коричневый носорог. Он не влезал в спичечный коробок, и мы склеили для него бумажный домик, и я до сих пор помню это шуршание…


2-ОЙ ЖУК
Второй жук образовался где-то в 3-ем классе. Это был даже не жук, а какой-то муравей огромных размеров. Я еле-еле засунул его в спичечную коробку. Весь день я себе представлял, что именно это и есть муравьиная матка, и что вот скоро она наплодит множество маленьких муравьят…
И действительно, вечером мой «жук» отложил горку яиц… (а может быть это были совсем не яйца?). Я был на седьмом небе.
Коробка с «жуком» была в блюдце, плавающем в кастрюльке. Мне важно было сделать так, чтобы родившееся муравьи не расползлись...
Но была одна проблема. «Жук» ничего не ел, и я никак не мог понять, какую пищу едят такие животные.
На следующий день я обнаружил своего «жука» МЕРТВЫМ... Это был ужас. Мало того, что мой эксперимент не удался, но я так и не понял почему… а, главное, было очень жалко «жука». Помню, мне взрослые что-то говорили, утешали, но я ничего из этого не запомнил. Ничего.
Помню только ощущение бессилия... БЕССИЛИЯ И ЖАЛОСТИ.
«Жук» был «с честью похоронен» в той же коробочке, где и жил почти целые сутки. Там во дворе, за сараями, на углу Пушкинской и Куцыгиной до сих пор есть пригорок, на вершине которого... «почил» мой второй жук.


3-ИЙ ЖУК
Этот жук случился со мной совсем недавно, летним августовским вечером в двухтысячном... Я вышел погулять с собакой. И только зашел за дом, как мимо меня прогудело что-то – то ли огромный жук, то ли какое-то большое насекомое.
И я (почему-то) пошел в ту сторону, куда прогудел жучище. Обычно я не хожу сюда, под деревья, я гуляю по асфальтовой дорожке, но в этот раз... я пошел именно туда.
Метров через 20-ть я увидел его. Это был огромный бронзовик. Видимо он налетел на дерево и свалился вниз, в муравейник.
Трагедия была на лицо. Жук бился, барахтался, но уже сотни муравьёв облепили, бороли и грызли его.
Я поднял жука, сдул с него муравьёв и поднял высоко на ладошке. Собака с интересом смотрела на мои странные действия.
Жук расправил крылья, зажужжал и полетел... куда-то.
А я остался думать про то, что ТОЛЬКО ЛЮДЯМ ИНТЕРЕСНА ДРУГАЯ ЖИЗНЬ… Причем совершенно любая... Что ТОЛЬКО ЛЮДИ МОГУТ ЦЕНИТЬ ЖИЗНЬ, причём совершенно любую...
Не потому, что корова дает молоко, а собаки нас почти понимают, а потому что ЖИЗНЬ. Не знаю почему. Наверное потому, что жалость и любовь... Наверное потому, что все мы божьи твари... Наверное потому, что так мы устроены...
Вот такие важные жуки, неправда ли?



Другие статьи в литературном дневнике: