Мысли после панихиды.

Владимир Маркелов: литературный дневник

По смерти человека, его душа уже неотвратимо уготована для мытарств, до определения Суда. Как плоть умершую не дано было, кроме Христа, чудесно воскресить никому, так и душе усопшего предписано быть только во власти Божией. Канонические панихиды, «отпевания», - нацелены лишь к призыву необходимости молитвенного стояния близких, дабы как-то облегчить эти мытарства, не упоминая о грешных деяниях усопшего при жизни, так и не уповая на его заслуги перед людьми при жизни. Заслуги оценит Господь. Сие глаголание не облегчит её (души) мытарства. Молитва? – «да».Частично. И совсем неуместно из уст священника слышать по отпусте «процедуры» такие слова, что «..человек-то, де, - был добрым и хорошим. Возможно – грешил, но…» Странны такие комментарии на панихиде! Напоминают «партийные» речи над телом усопшего. Не может ущедрить Бога увещевательными речами даже Патриарх , выступая потроном усопшего. Лишнее это. Всё есть в книге жизни. И странно слышать подобное из уст служителя церкви Христовой! Хотя, многие из близкого окружения Христа были чрезмерно эмоциональными. Лишь зрелость, убелив их виски, - обуздала эмоции и смирила плоть. 2000 лет спустя, некоторые современные попы этого не поняли, хотя кичатся тем, что знают толкования Евангелия. Печально. Это - не самодеятельная поминальная трапеза-застолье, организованная близкими. Было рядовое каноническое таинство. А «водворится-ли во благих душа его» – это не «отпевальщику» решать. Так мирское (эмоциональное) уже проникает в сознание пастырей РПЦ…ИМХО. В Латрунском монастыре монахов вообще хоронят молча…..



Другие статьи в литературном дневнике: