Колоколотерапия в моей врачебной практике.

Владимир Маркелов: литературный дневник

10.06.2013г.


Кампанотерапия. Значение и лечебное воздействие церковных звонов в Православии.


Владимир Маркелов
Пономарь Церкви свв. мчч. Бориса и Глеба, врач высшей категории (организация здравоохранения и общественное здоровье, кардиология, функциональная диагностика); заместитель Генерального Директора по лечебной работе ОАО «Санаторий Крутушка, Казань, Республика Татарстан.


Введение
На протяжении последних 10 месяцев в практику богослужебных мероприятий в Церкви святых мучеников, страстотерпцев Бориса и Глеба в городе Казани (Россия, Республика Татарстан) внедрено одно из классических направлений психорелигиотера¬пии - музыкотерапия с применением воздействия, при помощи прослушивания сеансов церковных канонических и творческих (авторских) звонов - кампанотерапия. Установлено 10 колоколов, ориентированных на четыре стороны света. Басовый колокол, весом 424 кг.(благовестник) – установлен по центру площадки. Звучание частотой от 2 до 150 Гц (область ультразвука, с учетом обертонов доминантной ноты «ля»). Два колокола – малый благовестник и большой альтовый (110 и 82 кг) – ориентированы на север (частотой 150-500 Гц – нота «ми», и 600-1200 Гц – нота «фа»). Два колокола- малые альтовые (59 и 32 кг.) – ориентированы на восток (частота – 1500-3000 Гц, нота «соль диез», и 1900 – 4000 Гц; нота «ми диез»). Два следующих колокола ориентированы на юг (вес – 30 и 24 кг. Частота – 5000Гц, 7000Гц, ноты «ми» и «до диез», соответственно). И три малых (зазвонных) колокола (16, 14 и 8,5 кг) ориентированы на запад (частота 6000-10000 Гц, 9500-11500 Гц, 17000-25000 Гц. Область инфразвука, ноты – «фа», «ми диез», «си»). Суммарная компилированная частота звучания при исполнении музыкальных программ, с учетом обертонов – от 2 до 25000 Гц. Высота колокольни около 30 метров. Управление звоном – вручную, специально обученным звонарем. Длительность сеанса от 7 до 40 минут, 2 раза в неделю (утреннее время, до Литургии – группа №1, вечернее время - перед Всенощной – группа №2. Биоритмы для каждого испытуемого по критериям «самочувствие-активность-настроение» предварительно рассчитаны по специальной программе). Курс лечения составил 1-2 месяца, с последующим продолжением занятий дома (CD-FLAC-audio). Методика является разновидностью антистрессовой музыкотерапии психосо¬матических нарушений волевой и соматической сфер (неврозы, неврозоподобные состояния, алкоголизм и наркозависимость, органические заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и др.). В настоящее время данный метод внедрен и широко применяется нами в комп¬лексной реабилитации пациентов санатория «Крутушка» (регулярно посещающих церковные православные службы) с хроническими заболе¬ваниями внутренних органов; при оздоровлении беремен¬ных, а так же в работе с психологическими и соматическими про¬блемами у детей и подростков. Музыкотерапия, и ее разновидность – кампанотерапия (термин автора статьи) — это специальный метод психотерапии. Поэтому в первую оче¬редь методические разработки адресованы врачам-психотерапевтам, предполагающим использовать в своей повседневной работе различные средства музыкального воздействия на человека с профилактической (оздоровительной), и лечебной целью. Однако, небезынтересным представляется данный материал и для священнослужителей и профессиональных звонарей. Предлагаемая нами рецептивная кампанотерапия основана на пассивном восприятии специально подготовленных программ. Попыток подобных исследований, с целью научного обоснования проблемы в специальной литературе мы не нашли. Публикации разрознены, обобщений не существует.
Цель работы.
1.Попытка кратко изложить и обосновать основные принципы кампанотерапии, пути ее применения, направленные на поддержание качества жизни, повышение стрессустойчивости и минимизацию психосоматической патологии.2.Провести оценку эффективности программ кампанотерапии в группах больных православного вероисповедания по нескольким нозологическим группам. С точки зрения биопсихосоциальной концеп¬ции развития патологического процесса, в качестве основных факторов, ВОЗ выделяет: патологические факторы внешней среды; стрессирование организма, приводящее к синдрому хронической усталости; вредные привычки человека (злоупотребления).Еще в древние времена было отмечено сильнейшее воздействие музы¬ки на психоэмоциональную сферу человека. Символом единства музыки и медицины древних греков был образ Аполлона - покровителя искусств и его сына Эскулапа - покровителя врачевания. Предполагалось, что звук колоколов(их подобий) воздействует непосредственно"на душу", seu – чувственную сферу, вслед за которой "излечи¬вается тело". Издавна в народной медицине эффективным терапевтическим приемом считалась музыка с элементами танца, применением «бил», ударных и духовых инструментов, бубенцов, различных ритуалов. Нельзя не отметить и прямой биологический эффект от воздействия компилированной частотой колокольного звона, в частности – выраженный обеззараживающий эффект в отношении простейших микроорганизмов, бактерий и вирусов, сходный с таковым при использовании специальных технических волновых генераторов, применяемых когда-то для обеззараживания биологических сред. Целители Древней дохристианской Руси, при помо¬щи музыки колокольчиков изгоняли "злых духов" из тела больного. И, может быть, поэтому православные на Руси от инфекционных эпидемий спасались в Храмах с колокольнями?
Физические и биохимические основы механизма действия звука колоколов на человека.
Звук колоколов по сути своей является совокупностью звуков различной частоты, воздействующих на человека. Различают слуховой, виб¬ротактильный и биорезонансный механизмы воздействия звука колоколов на организм человека. Вибротактильный компонент выполняется виброрецепторами кожи. Восприятие музыки происходит в основном через сис¬тему слуха — слуховой анализатор, наружное и внутрен¬нее ухо с помощью рецепторов, реагирующих на колеба¬ния звуковых волн. Звуковоспринимающей системой является внутреннее ухо. Звуковые колебания, действующие на внутреннее ухо, накладывают возникающий микрофонный эффект на эндокохлеарный потенциал, вызывая его модуляцию. Одной из важнейших функций, выполняемых пространственными компонентами музыкаль¬ного восприятия, является их участие не только в элемен¬тарном звуковом анализе, но и в образовании художествен¬ных ассоциаций, объединяющих разнородные представле¬ния в единое целое. Помогая возникновению неслуховых образов, сочетающихся со звуковыми. Вибротактильный механизм действия музыки на орга-низм человека основан на вибрациях, которые возника¬ют во время звукового воздействия, вос¬принимаются тактильным анализатором через рецепторы давления, прикосновения и вибрации. Биорезонансный механизм действия музыки на организм человека обусловлен явлением резонанса как общефизического закона природы, согласно которому внешняя си¬ла, изменяющаяся по периодическому закону и приводя¬щая к возникновению вынужденных колебаний тела, и амплитуда вынужденных колебаний прямо пропорцио-нальны амплитуде вынуждающей силы. Напомним, что при некоторой определенной частоте вынуждающей силы, на¬зываемой резонансной, амплитуда вынужденных колебаний приобретает максимальное значение, что и получило на¬звание резонанса. Изложенное выше дает основание выделить две мише¬ни воздействия колокольного звона, два основных уровня но¬зологии — соматический (биологический, прямой) и пси¬хический (психосоматический, косвенный), что относится к психической и соматической сферам. Учитывая их взаи¬мосвязь, мы добиваемся комплексного психосоматичес¬кого воздействия. Решить проблему может состояние, подобное трансу, в которое погружается пациент. Лечебное воздействие в этом случае направлено на активацию эмоций, регуляцию вли-яния на психовегетативные процессы, повышение эсте¬тических потребностей и развитие навыков межличностного общения (социализация пациента). В качестве механизмов лечебного действия колокольного звона, как музыкального произведения, можно указать катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, уменьшение собственных переживаний и конфронтаций с жизненны¬ми проблемами; приобретение новых средств эмоциональ¬ной экспрессии, облегчение формирования новых отно¬шений и установок. Мы применяем рецептивную (пассивную) кампанотерапию, которая характерна тем, что пациент получает сеанс по той или иной программе, не участвуя в нем активно. Фоновая кампанотерапия (запись и воспроизведение колокольных звонов на аппаратуре качества Hi-Fi на CD-audio носителях в формате FLAC и WAV) служит определен¬ным фоном для проведения психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий вне Храма (аутогенная тре¬нировка, ребефинг, медитативные методики и т.д.), а так же для самостоятельных занятий дома.
Методики, область применения. Порядок проведения сеансов кампанотерапии.
Сеанс проводится как в положении пациента сидя, в удобных креслах, так и в положении лежа в специально оборудованном помещении под площадкой звонаря (возмож¬ность для максимальной релаксации). Рекомен¬дуется закрыть глаза, сосредоточившись на звуках (выключение зрительного анализатора для усиления звуковых восприятий). Важным условием эффективности сеанса является пред¬варительное установление психологического контакта. Это - исповедальные беседы, посещения служб, прослушивание проповедей (подготовительный этап). Предположительная (экстраполированная) оценка эффективности и другие необ¬ходимые мероприятия проводятся психотерапевтом совмест¬но с доверенным священником (духовником). Техническую сторону занятия обеспечивает специально обученный звонарь (в нашем случае – врач-психотерапевт с музыкальным образованием). Он же ведет документацию, создает условия для качествен¬ного выполнения сеанса. Область применения соответствует исцеляющему воздействию на духовную сферу прихожан (в холистической медицине - биоэнергетические центры человека). При болезнях вен конечностей, толстого кишечника – используется медленный музыкальный рисунок (основной ритм - 60 ударов в минуту) с доминантным применением благовестника. При болезнях тонкого кишечника, почек, селезёнки и печени – применяется малый благовестник мажорного звучания (2-ой и 3-ий колокола), в ритме 60-100 ударов в минуту. При болезнях нижних отделов лёгких, желудка применяется мажорный музыкальный рисунок в ритме 80-100 ударов в минуту с включением альтовых колоколов (3,4,5-ый колокола). При болезнях сердца используются звонкие колокола мажорного звучания (5,6,7) в средне-быстром ровном ритме без синкопированных рисунков (Встречный, Водосвятный звоны). При депрессивных и ипохондрических состояниях, алкоголизме - применятся мажорное звучание всех колоколов с акцентом на 8,9,10-ый колокола со сложным гармоническим, повторяющимся циклически, рисунком (например: Покровский, Ионинский звоны и др). Допускаются авторские звоны в размере ; («вальс колоколов»). При заболеваниях центральной нервной системы, органических поражениях головного мозга, алкоголизме, расстройствах сна и бодрствования применяется минорный (торжественный) рисунок мелодии альтовых колоколов в ритме до 60-90 ударов в минуту (Водосвятный, Малиновый звоны). Больные с манифестными онкологическими заболеваниями были исключены из групп.
Результаты и оценка проведенного лечения.
Результаты лечения оценивались по стандартным психотерапевтическим тестам и опросникам (самочувствие, активность, настроение); вазовегетативным изменениям (пульс, артериальное давление, частота дыхания, кожная термометрия); по EEG коррелятивам, уровню сахара и кортизона в крови, а также - по катамнестическим наблюдениям. Всего пролечено 62 человека. Контрольная группа (получавшие только санаторно-курортное лечение) – 70 человек. Получена достоверно положительная динамика по всем оценочным критериям в 89,5% случаев в первой группе уже после семи сеансов кампанотерапии (нормализация психовегетативных нарушений, снижение уровня сахара и кортизона в крови, улучшение сна, снижение болевого синдрома, спазмолитический эффект при мигрени, болезнях печени и почек). ЭЭГ регистрировали от 16 отведений, расположенных в симмет¬ричных точках правого и левого полушарий по системе 10/20, от пе¬редне-фронтальных (Fpl—Fp2), фронтальных (F3—F4), центральных (СЗ—С4), париетальных (РЗ—Р4), окципитальных (01—02), фронто-темпоральных (F7—F8), темпоральных (ТЗ—Т4), и заднетемпоральных (Т5—Т6); с объединённым ушным референтным электродом. Анализ ЭЭГ осуществлялся с помощью переносной установки с программным обеспечением (ноутбук, центральный блок, электроды) с последующей обработкой с помощью аппарата «Нейрокартограф - MBN-01». Для каждого отведения методом быстрого преобразо¬вания Фурье были получены характеристики мощности для диапазо¬нов: дельта (0,5—4 Гц), тета (4—8 Гц), альфа (8—13Гц), по которым мето¬дом интерполяции строились карты распределения спектров мощнос¬ти. На основе индивидуальных карт строились групповые карты рас¬пределения спектров мощности в начале эксперимента в середине и в конце. Для изучения изменений спектров мощности ЭЭГ в разные фазы эксперимента проводили статистический анализ методом критерия Стъюдента. Когерентность анализировали между симметричными от-ведениями правого и левого полушарий мозга. Статистический анализ проводили по методу Манна-Уитни. Результаты анализа мощности ЭЭГ показали, что во время кампанотерапии изменяется спектральная мощность во всех исследуемых диапазо¬нах. ЭЭГ-ответ в начале сеанса (мощное звуковое давление, стресс-эффект) характеризуется быстрым разлитым торможением коры головного мозга с последующим медитативным эффектом: снижается мощность альфа ритма в затылочной области и увеличивается выраженность медленных ритмов — дельта и тета, преимущественно в центральных отде¬лах. С углублением близкого к медитативному состояния постепенно нарастает спектральная мощность медленных ритмов. К концу эксперимента (через 10-15 минут) мощность ЭЭГ приближается к исходному уровню. На основании данных о природе электрической активности мозга (а именно, в общих чертах: более быстрые волны (бета, альфа) генериру¬ются в более поверхностных структурах мозга, более медленные (тета, дельта) в более глубоких, кроме того, известно, что кора принимает участие в модуляции всех корковых ритмов), можно сказать, что рез¬кое снижение мощности альфа ритма в начале медитации отражает реакцию активации. По мере углубления медитативного состояния, наблюдается рост мощности тета и дельта ритмов. Учитывая локализа¬цию в центральных областях, эти изменения можно интерпретировать как усиление активности подкорковых лимбических структур. Далее, в состоянии глубокой медитации максимальная выраженность тета и дельта ритмов и незначительный рост альфа указывают на то, что на¬ряду с высокой активностью подкорковых структур, усиливается моду¬лирующая функция коры мозга, что, вероятно, является нейрофизио-логическим отражением того, что медитация при кампанотерапии является контролируемым процессом. При этом, однако, основные функциональ¬ные изменения происходят в подкорковых структурах, то есть незави¬симо от таких контролируемых корой функций, как представления, установки. Снижение мощности альфа ритма в затылочной области во время медитации, вероятно связаны со снижением функциональной активности зрительной затылочной коры, которая является независимым от таламического источни¬ком генерации альфа ритма. Также наблюдался достоверный рост когерен-тности в состоянии глубокой медитации в передних и центральных от¬делах мозга (середина сеанса), что свидетельствует о более высоком функциональном взаимодействии полушарий мозга, причем его передних отделов. Изве¬стно, что передняя кора принимает участие в сложных интегративных процессах. Известно также, что фронтальные отделы в тесной связи с лимбическими структурами, принимают участие в эмоциональной регу¬ляции. Кроме того, рост межполушарной когерентности ЭЭГ во фрон¬тальных и центральных отделах отражает увеличение функциональ¬ной активности подкорковых структур мозга и большую степень коопе¬ративного взаимодействия коры и подкорковых структур. Снижение когерентности в затылочной области, по-видимому, указывает на сни¬жение функциональной активности зрительной коры. В группе контрольных испытуемых достоверных различий обнару¬жено не было. Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие
Выводы
1. Во время применения курса кампанотерапии (специально составленный ритмический рисунок с компилированной частотой от 2 до 25000 гц), эффект - сравним с состоянием глубокой медитации к середине сеанса: а) усиливается функциональная активность подкорковых лимбических структур; б) растет степень кооперативного взаимодействия коры мозга с под¬корковыми структурами; в) увеличивается функциональное взаимодействие полушарий моз¬га в передних и центральных отделах; г) снижается уровень функциональной активности зрительной коры.
2. Катамнестические наблюдения (до 2 месяцев после первого курса кампанотерапии) показали, что 95% пациентов дома продолжают регулярно слушать звук колоколов для достижения быстрого терапевтического эффекта при ухудшении общего самочувствия, при возникновении того или иного болевого синдрома, при стрессовых , абстинентных и ипохондрических состояниях.
3. Около 48% пациентов, никогда не посещавших церковь, стали регулярно присутствовать на богослужебных мероприятиях. Отрицательных и побочных эффектов в группе пациентов не выявлено. Стоит подчеркнуть, что при заказе и установке кампанов для последующего применения с целью лечения воздействием церковного колокольного звона, желательно подбирать комплекты с учетом как минорного, так и мажорного звучания.
Заключение
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о несомненной полезности методик кампанотерапии в комплексе психосоциального воздействия (лечения) при различных психосоматических расстройствах у православных христиан, регулярно и периодически посещающих церковные богослужения. Сопричастие и соучастие прихожан в эмоциональном самовыражении (творчестве) звонаря во время свершения им колокольного звона – является подготовительной, органически приемлемой благодатной коллективной молитвой, творимой мирянами вне стен Храма перед началом богослужения.
Источники:
1. А.В. Иванов, Ю.Е. Сахабутдинов, Г.З. Шарафиева «Музыкотерапия в системе оздоровления больных с соматической патологией на курорте», г.Казань, 2000 г.
2. В. А.Горохов «Звонят колокола», Москва, Даниловский благовестник, 2006 г.
3. Е. Задубовская «Лечение колокольным звоном», СПб.: Лениздат, «Ленинград»,2006 г.






Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.09.2014. Колоколотерапия в моей врачебной практике.