Наталья Захарцева черновики бродячего кота Серёжка

Марина Виноградова Юрченко: литературный дневник

прошу, Мари, поехали со мной. забудем всё, как страшное кино: начальников, завистников, злодеев. не возражай, я помню: ты ничья, но мельницу построил у ручья и посадил у замка орхидеи. они цветут так ярко и тепло. мой дом, Мари — он крепость, он оплот, в нём много света, витражей и места. вкуснейший запах дерева и шёлк. тебе в нём точно будет хорошо. прошу, Мари, поехали, не смейся.


смотри, Мари, вот здесь ты будешь спать. в большие окна видно звездопад. скажи, Мари, ты хочешь звездопады? приносит солнце золотую весть. мешает солнце — окна занавесь и спи себе, родная, сколько надо.
экскурсию по замку? да легко. на кухне хлеб, цукаты, молоко. а в погребе вино — ты снимешь пробу? на праздники пекутся пироги.
пожалуйста, не трогай сапоги, хорошая, оставь в покое обувь.


Мари, мне нужно в город. в пятый раз я повторяю — я не Карабас, не людоед, не бородатый дурень. я Кот, но тем не менее, не зверь. вольна открыть, Мари, любую дверь, на поле не гуляй — сегодня дует. ты мне не веришь, добрая Мари. фонарщику же верят фонари, а паруса обычно верят ветру. волшебник жил, седая голова, и он меня, чудак, заколдовал, а колдовское слово это вето.
Мари, родная, мельник ни при чём. теперь я человек, но обречён в скрипучих сапогах гулять по небу. твои глаза, Мари, чистейший мёд, а с сапогами что произойдёт — я превращусь в кота, как будто не был.


встречай, Мари, я голоден как волк, но столько накупил тебе всего. какие деньги, глупая, да брось ты. такой же глупый залетел к нам стриж. Мари, я увезу тебя в Париж, поахать на соборы и погосты. наш мир устал от бытовой грызни, а сказка рядом — руку протяни, погладь её, кусачую, смешную, по мягкому хранилищу любви. поэтому прошу, Мари, живи. а сапоги, что сапоги, да ну их: сожги, избавься, выбрось за порог. не думаешь же ты, что сам Перро писал от скуки, безо всякой пользы.
у сказки нет конца, но есть финал. ты разберёшься, девочка, я знал. возможно, не сейчас, возможно, после.


***
вновь мегаполис полон суетой, проблемами, заботами, бедой. огни текут, и жизнь течёт по рекам. не замок у Мари — панельный дом.
и спит она с мурлычущим котом, но кажется Мари, что с человеком.
а через год, отчаявшись слегка, встречает незнакомца в сапогах, у памятника или на аллее.
кольцо замкнется, когда он весной ей скажет: а поехали со мной. поехали, Мари, не пожалеешь.


Серёжка


И вот твой дом, и вот твоя качель (пирог с малиной, папина корзина), где жизнь не за плечом, а на плече. И бабочково ей, и стрекозино.
Где тысячи незыблемых основ: любовь, надежда, справедливость, жалость.
Где молчаливый возвращатель снов напомнит, что тебе принадлежало.


***
Серёжке десять непослушных лет, из них четыре он в своей тарелке. С трудом, но съеден разовый билет. С большим трудом. Сергей рисует стрелки. Кому-то пригодятся же, ну вдруг. Найдут друзей. Перекочуют в книги. Макушки стрел направлены на юг, а стрелки цвета спелой земляники. Серёжка верит: это неспроста. Наверно, маг, возможно, просто птица, глаза зажмурил, досчитал до ста, заставил чудо как-то появиться. Расписан летний день под хохлому, ложится тень загадочным курсивом. Серёжка рад — работа по нему. Ложатся стрелки правильно, красиво. Настолько, что предательский комок приходится сглотнуть неоднократно. А вдруг Сергей кому-нибудь помог сбежать от смерти, будь она неладна.
Над головой проносятся стрижи, блестит закат как чешуя кутума. По крайней мере, хочется так жить. По крайней мере, хочется так думать.


Серёге двадцать невозможных зим, по детским меркам это неприлично. Он ходит в банк, ныряет в магазин, цитирует на память Гая Ричи. Но как бы ни мягка была кровать и как бы ни манило одеяло, он снова должен стрелки рисовать, хотя, Серёжа, Вас здесь не стояло, Вы не волшебник. Вы не чей-то сон. Обидно? Привыкайте понемногу. Художества оставьте Пикассо, Кандинскому, Малевичу, Ван Гогу. Дождю. Снегам. Закату над рекой. В кривую обращается прямая.
А кто ведёт Серёгиной рукой, Серёга до сих пор не понимает. Ужасно невесёлые дела, нет пользы от трамвайного билета. На юг, — дрожит крылатая стрела, на юг, — звенит асфальтовая флейта. Оставь соседу ключ, рюкзак надень и улыбнись. Не вешай нос, лабазник. Смотри, какой тебе назначен день. Смотри, какой тебе назначен праздник. Похрустывает ветер как щербет. Заманчиво. Дурацким красным мелом Сергей рисует стрелки не себе. Серёга никогда не станет смелым.


Серёге тридцать, сорок, пятьдесят. Он невысок, он бородат и жилист. Над пирсом звёзды крупные висят, как будто тайный сейф опустошили. Сергей на море, отдыхает он от чёрточек, от стрелочек, от линий. Бутылочный зелёный пантеон сияет этикетками в витрине. Вот старики играют в домино, вот солнце закольцовано в рефрене. Сергей плывёт, угадывая дно, бормочет про себя, как шизофреник: уплыть бы далеко, на край земли или рвануть на север к маламутам. Кому-то мои стрелки помогли? Я, бесполезный тип, помог кому-то? Серёга слышит сверху: эх, чудак. Насмешка, дятел. Недоумок, боже. Твоя задача, Серый, сделать так, чтоб красных стрелок в мире стало больше. По ним вернётся Тот, Кто нужен всем. Он возвращатель снов. Он не обманет. У нас случился полный сбой систем. Ты береги, Серёга, мел в кармане.


И вот твой дом, антенны, провода. Знакомая до трещинок дорога. Но возвращатель снов умеет ждать — поэтому иди, рисуй, Серёга. Пока ты жив, не спрашивай, зачем. Беги во двор, счастливый, как подкова, где жизнь не за плечом, а на плече, и бабочково ей, и васильково.



Другие статьи в литературном дневнике: