Ошо о любви, близости, доверии.

Марианна Эн: литературный дневник

«Каждый боится близости – другое дело, осознаете вы это или нет. Близость означает: полностью показать себя незнакомцу – а все мы незнакомцы; никто никого не знает. Мы незнакомцы даже для самих себя, потому что не знаем, кто мы такие.
Близость приближает тебя к незнакомцу. Тебе придется отбросить все защиты; лишь тогда возможна близость. И страшно то, что если ты отбросишь все защиты, все маски, кто знает, что с тобой сделает незнакомец? Мы все прячемся за тысячей и одной вещью, и не только от других, но и от самих себя».
«Неважно, прожил ли ты с этим человеком тридцать лет, сорок лет; «незнакомость» не исчезает никогда, - безопаснее кажется поддерживать некоторую защиту, некоторое расстояние, потому что кто-то может воспользоваться твоими слабостями, хрупкостью, уязвимостью.
Все боятся близости.
Проблема еще более осложняется, потому что каждый хочет близости. Каждый хочет близости, потому что иначе ты одинок во Вселенной – без друга, без любимого, без кого-то, кому ты можешь доверять, без кого-то, кому ты можешь открыть все свои раны. А раны не могут исцелиться, если они не открыты. Чем более ты их прячешь, тем они становятся опаснее».


«Но если у тебя нет никаких подавлений, никаких ограничений, тогда нет и ран. Если ты живешь простой, естественной жизнью, нет никакого страха близости, есть огромная радость двух огней, горящих так близко, что они становятся одним огнем. И эта встреча очень благотворна и приносит удовлетворенность, осуществленность. Но прежде чем попытаться достичь близости, тебе нужно полностью очистить свой дом.
Только человек медитации может позволить случиться близости. Ему нечего прятать. Он сам отбросил все то, что заставило бы его бояться, что об этом узнают другие. У него есть только молчание и любящее сердце.
Тебе придется принять себя всецело. Если ты не можешь принять себя всецело, как ты можешь ожидать, чтобы тебя принял кто-то другой? Тебя все осуждали, поэтому ты научился только одному: самоосуждению».
«Связь – это вещь: ты к ней цепляешься. Бытие вместе это поток, движение, процесс. Ты встречаешь человека, ты любящий, потому что у тебя есть столько любви, чтобы отдавать – и чем больше ты отдаешь, тем больше у тебя есть».
«Если ты не можешь быть настоящим с человеком, которого любишь, с кем тогда ты будешь настоящим? Где? Если ты не можешь быть настоящим с человеком, который, как ты думаешь, любит тебя – если ты боишься даже с ним открыть истину и быть совершенно духовно обнаженным, если даже с ним ты прячешься – где тогда ты найдешь место и пространство, чтобы быть совершенно свободным?
Именно в этом смысл любви – по крайней мере, в присутствии одного человека мы можем быть совершенно голыми. Мы знаем, что он любит, поэтому он поймет. Мы знаем, что он любит, поэтому страх исчезает. Человек может открыть все. Человек может открыть все двери, человек может пригласить другого войти. Человек может начать участвовать в существе другого.
Любовь это соучастие, поэтому, по крайней мере с любимыми, не будь ненастоящим».
«Никакие отношения не могут быть безопасными. Не в природе отношений быть безопасными, и если какие-то отношения будут безопасными, они потеряют свою привлекательность. И это проблема для ума. Если ты хочешь наслаждаться отношениями, ты должен быть в опасности. Если ты хочешь сделать их совершенно безопасными, абсолютно безопасными, тогда ты не сможешь ими наслаждаться – они потеряют все очарование, всю привлекательность. Ум не может удовлетвориться ни тем, ни другим, поэтому он всегда в конфликте и хаосе. Он хочет отношений, которые живы и безопасны, но это невозможно, потому что живой человек, или живые отношения, или вообще что-то живое должно быть непредсказуемым. Что произойдет в следующее мгновение, нельзя прогнозировать. И из-за этой непредсказуемости мгновение становится интенсивным».
«Если хочешь любить человека, люби его здесь и сейчас. Люби его, потому что никто не знает, что произойдет в следующее мгновение».
«Любовь возможна, только если есть глубокое принятие себя, другого, мира».
«Любовь – это не страсть, любовь – не эмоция. Любовь – это глубокое понимание того, что другой человек дополняет тебя, помогает тебе стать полным кругом. Присутствие другого человека делает тебя более значительным. Любовь дает свободу быть самим собой; это не обладание».
«Когда ты ни о чем не спрашиваешь, когда достаточно одного лишь присутствия другого человека, достаточно уже того, что он есть, чтобы ты был счастлив… значит ты любишь. Когда внутри тебя что-то расцветает, тысячи цветков лотоса распускаются в тебе… тогда ты любишь, ты сможешь пройти через все трудности жизни. Ты сможешь преодолеть всевозможные страдания и превратности жизни, а твоя любовь будет расцветать все больше и больше, ибо все эти ситуации станут уроками жизни. Преодолевая их, твоя любовь будет становиться все сильнее.
Любовь – это вечность. Если она есть, то будет постоянно усиливаться. У любви есть начало, но нет конца».
«В любви необходимо отказаться от эго. Следовательно, любовь может стать дверью в рай. Можно начать любить определенного человека, а закончить любовью неопределенной, любовью ко всем. Человек становится похожим на окно, открытое бескрайнему небу. Но нужно абсолютно четко осознать, что эго необходимо принести в жертву любви.
Людям хочется любви, но одновременно они цепляются за свое эго. Поэтому любовь никогда не становится для них реальностью. Люди рождаются и умирают, так и не вкусив нектара любви. И если человек никогда не любил, то он, собственно, и не жил. Он упустил суть».
«Любовь можно сравнить с дыханием. Любовь может быть только качеством, присущим человеку; и, где бы ты ни был, с кем бы ты ни был, даже если ты совсем один, любовь постоянно переполняет тебя. Задача не в том, чтобы любить кого-нибудь, задача в том, чтобы самому стать любовью.
Люди разочаровываются в своем опыте любви не потому, что что-то не так с самой любовью. Они сужают любовь до маленькой капли, так что океан любви не может оставаться там. Невозможно вместить в себя океан, это не маленький ручеек. Любовь – это вся твоя сущность, любовь – это вся твоя Божественность.
Нужно спросить себя, любишь ли ты сам. Вопрос об объекте любви не возникает. Когда ты с женой, ты любишь свою жену; когда ты с детьми, ты любишь своих детей; когда ты со слугами, ты любишь слуг; когда ты с друзьями, ты любишь друзей; когда ты с деревьями, ты любишь деревья; когда ты с океаном, ты любишь океан.
Ты и есть любовь.
Любовь не нуждается в объекте, любовь – это излучение твоей сущности, излучение твоей души. Чем больше излучение, тем больше душа. Чем шире крылья твоей любви, тем больше небо твоей души».
«В общении обнажается все: твоя нагота, твоя никчемность, твоя пустота. Кажется, что безопаснее держаться на расстоянии. Дистанцию держат даже любовники, они раскрываются ненадолго, но они всегда настороже, всегда готовы повернуться спиной. У них есть определенные границы, которые они никогда не переступают, оставаясь в их пределах. Да, это можно условно назвать отношениями, но они основываются не на общении, а на обладании».
«В общении нет места обладанию, в общении проявляется уважение. Общение – проявление большого уважения. В общении люди открываются, сильно сближаются, проникают друг в друга. Но никто не посягает на свободу другого, каждый остается независимым индивидуумом».
«Двое любящих поддерживают нечто невидимое и нечто чрезвычайно ценное: какую-то поэзию бытия, какую-то музыку, раздающуюся в самых отдаленных уголках души. Они оба поддерживают это, поддерживают гармонию, оставаясь при этом независимыми. Они могут открыться друг другу, потому что у них нет страха.
Они знают, что они существуют. Они открыли свою внутреннюю красоту, они ощутили свое внутреннее благоухание; у них нет страха».
«Общение – это одна из тайн. Так как оно существует между двумя людьми, то зависит от обоих. Когда встречаются два человека, рождается новый мир. Сама их встреча рождает новое явление, которого не было раньше, которое никогда раньше не существовало. Благодаря этому новому феномену оба меняются и трасформируются».
«Вначале встречаются только периферии. Но если отношения перерастают в близкие, интимные, глубокие, то постепенно начинают встречаться и центры. Когда открываются души, рождается любовь.
Когда встречаются периферии, рождается знакомство. Ты касаешься человека снаружи, на самой границе – это знакомство. Часто ты называешь знакомство любовью. Тогда ты совершаешь ошибку. Знакомство - еще не любовь.
Любовь – это очень редкое явление. Для того, чтобы встретиться с центром другого человека, познать его душу, нужно самому пройти через революцию; ибо если ты хочешь достичь центра своего партнера, нужно позволить и ему достичь твоего центра. Тебе придется стать чувствительным, чрезвычайно чувствительным и открытым.
Это рискованно. Рискованно, опасно раскрывать кому-либо свою душу, ведь неизвестно, как он поступит с тобой. Раскрыв все свои секреты, полностью открывшись, сделав тайное явным, всегда остаешься в неведении относительно того, как поступит другой человек. Мы боимся, поэтому никогда не открываемся».
«Можно впустить кого-то в свою душу лишь тогда, когда не опасаешься, когда не боишься.
Итак, я говорю о двух видах жизни. Первый наполнен страхом, второй – любовью. Жизнь со страхом никогда не приведет к глубоким, искренним отношениям. Человек продолжает бояться, никогда полностью не раскрываясь партнеру. Он раскрывается лишь частично, но затем опускается стена и все прекращается.
Любящий человек – это религиозный человек. Любящий человек – это тот, кто не боится причины и следствия; тот, кто живет здесь и сейчас».
«Любовь – это редкое явление. Она приходит лишь изредка. Миллионы и миллионы людей живут с обманчивым представлением о том, что они любят кого-то. Они верят в то, что любят, но это только их вера. Любовь – это редкое явление. Она приходит иногда. Она встречается редко потому, что приходит лишь тогда, когда нет страха, не раньше. Это означает, что любовь может прийти только к очень духовному, религиозному человеку. Секс доступен каждому, знакомство доступно каждому, но только не любовь.
Когда нет страха, терять нечего, можно быть открытым, можно убрать все границы. Тогда ты можешь впустить партнера в самое сердце. Помни, если разрешить кому-то глубоко проникнуть в себя, то и другой позволит тебе проникнуть в него; рождается доверие. Если ты не боишься, то и у партнера пропадает страх».
«Если ты любишь кого-то, вначале постепенно исчезает периферия человека, исчезает его форма. Ты все больше соприкасаешься с бесформенным внутренним. Постепенно форма становится размытой и исчезает. Если же погружаться еще глубже, то даже этот бесформенный индивидуум начинает исчезать и таять. Тогда открывается нечто запредельное. Тогда этот конкретный человек стал дверью, проходом. Благодаря твоему любимому ты находишь Божественное».
«Позволь другому проникнуть в тебя без всяких условий. Тогда однажды человек исчезает, и появляется Бог».
«Попробуй найти в другом человеке его реальную сущность, которая спрятана. Каждый человек – это такая тайна, что, погружаясь в нее все глубже и глубже, ты увидишь, что его внутренний мир бесконечен.
Но общество другого человека нам быстро надоедает, так как мы находимся только на периферии, блуждаем лишь по поверхности».
«Если ты воспринимаешь любовь как садхану, то ты никогда не станешь обвинять своего партнера. Ты просто постараешься найти причину недоразумения: она должна где-то быть в тебе; ты устранишь недоразумение.
Будет нелегко, ибо придется идти против своего эго. Будет нелегко, ибо гордость будет уязвлена. Будет трудно, ибо придется отказаться от лидерства, обладания. Ты не станешь более могущественным благодаря этому обладанию. Это уничтожит твое эго, вот почему это трудно.
Но именно в уничтожении эго и заключается сама задача, сама цель. Как бы ты ни приближался к внутреннему миру – через любовь, медитацию, йогу, молитву, какую бы тропу ты ни выбрал, цель остается той же: уничтожение эго, преодоление эго.
Этого легко добиться с помощью любви. Это так естественно! Любовь – это естественная религия».


http://www.stihi.ru/2008/04/15/2241



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.06.2008. Ошо о любви, близости, доверии.