Добро Смирение Доверие РелигияНо осталось богатое духовное завещание доктора Гааза: «Спешите делать добро!» Если мы желаем воспитать в себе характер, угодный Богу, то должны формировать в нашей религиозной жизни правильные привычки. Ежедневная молитва столь же необходима для возрастания в благодати и духовной жизни, как и телесная пища для здоровья. Нам следует почаще направлять свои мысли к Богу через молитву. Если наши мысли блуждают, мы должны направлять их в святое русло. Прилагая настойчивые усилия, мы с каждым разом будем все легче справляться с этой задачей. Мы не можем ни на одно мгновение отделиться от Христа и чувствовать себя в безопасности. Он будет сопровождать нас на каждом шагу, но лишь при условии, если мы станем соблюдать все то, что Он заповедал нам. Религия должна быть в твоей жизни на первом месте. Все остальное должно занимать подчиненное положение. В борьбе христианина участвуют все силы его естества: дух, душа и тело. Сила же благодати исходит только от Христа. Если мы твердо будем уповать на Него, то одержим славную победу. Это верно, как и то, что Иисус умер за нас (Вести для молодежи.
Пусть дети и юноши приходят к Иисусу с бременем своих невзгод и переживаний и знают, что Он внемлет их просьбам и желает удовлетворить их насущные нужды. Будь искренним и настойчивым в молитве. Вспомни об обетовании Божьем и нимало в нем не сомневайся. Не ожидай в себе проявления каких-то особых чувств, прежде чем придет ответ от Господа. Не указывай Богу, что именно Он должен сделать, чтобы мы могли получить просимое от Него. Но доверься Его Слову и отдай все в руки Господа с полной уверенностью, что Он выслушает твою молитву и даст ответ в такое время и таким образом, что это будет во благо тебе. Ходи в смирении перед Господом своим и непрерывно двигайся вперед.
Итак, Господь заповедовал нам смирять себя во всех случаях жизни и перед всяким человеком — всякого почитать высшим себя. Если даже мы видим кого-либо из ближних в чем-либо недостаточным, то и тогда мы от всего сердца можем почитать его высшим себя, думая так: «Может быть, на данное ему малое число талантов он все же принесет сколько-то новых, а я на большее число ничего еще не принес». ественного ап. Павла: «Я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15, 10). «Не верь себе, пока находишься в теле сем, — говорил Антоний Великий, — и ничего своего не считай вполне угодным Богу». В итоге каждый христианин должен вычеркнуть из своей памяти все то, что кажется ему добрым из совершенного им в жизни и почитать себя еще ничего не достигшим. И если нужна нам надежда на спасение, чтобы не впасть в отчаяние, то эта надежда должна основываться более всего на искупительной жертве Христа, Кровию Своей омывшего грехи всего мира, и на Божием милосердии. Это, конечно, не исключает необходимости наших усилий, чтобы усердным исполнением Господних заповедей снискать это Божие милосердие, так нам необходимое. Всем талантливым, способным, сильным и богатым надо не столько гордиться, сколько страшиться ответа перед Богом за надлежащее использование данных и многих талантов — ведь «от всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лк. 12, 48). Архиепископ Антоний (Храповицкий) пишет: «Насколько христианин просвещеннее в духовной жизни, настолько глубже и яснее сознает свою собственную греховную слабость». Для приобретения смирения надо также помнить о грехах своих, совершенных в течение всей своей жизни. Смирению способствует и память смертная. Оно приобретается также подвигами уничижения себя перед другими, как, например, первым делать поклон при встрече, уступать всем без спроса; молчаливо терпеть обиды и замечания; первым просить прощения, быть скромным и во всем обиходе жизни безропотно терпеть скорби и, как говорит старец Силуан, «считать себя хуже всех». ..... Смиренного человека меньше всего будет тревожить, как люди думают или судят о нем. Апостол Павел так выразил эту истину: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе» (1 Кор. 4:3). Понятно, почему такое происходит с человеком: если он полюбил всей душой Господа, отдал Ему всего себя, в нем умрет его гордое «я» - он «сораспялся Христу», и уже не он живет, но живет в нем Христос (Гал. 2:20). В душе истинного христианина не живет дух гордыни, себялюбия, высокомерия. В ней живет любовь Христа. Он становится смиренным, незаносчивым и не мнит о себе. О том, что кто-то или что-то может унизить его достоинство, не может быть и речи. Да и о чем можно переживать, если наша жизнь в свете вечности сверкнет молнией - и мы исчезнем, превратившись в пыль?! Подлинной ценностью, не исчезающей во веки, является только преображенная, возрожденная душа, которую и воскресит Господь.
Ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением (Пс. 149:4). Когда мы созерцаем любовь Божью, нашему восторгу нет предела. Мы поражаемся тем, как, каким образом выражает, проявляет, обнаруживает себя любовь и какие удивительные свойства она имеет! Вот и смирение - это качество Божьей любви. Библия говорит: «Любовь не превозносится, не гордится» (1 Кор. 13:4).
легко признает свои ошибки, ради мира готов взять на себя чужую вину, не допускает ропота, не гневается и не сердится, осторожный и тактичный в словах и поведении, чтобы не раздражать никого и не причинять никому неудобств. Словом, смирение - одно из самых очевидных и первостепенных черт характера христианина, по которому можно безошибочно определить, насколько человек действительно исполнен любовью Божьей.
Августин говорил: «Если вы меня спросите, каково первое наставление христианской веры, я отвечу: первое, второе и третье - смирение». Смирение, - это «восприимчивость к благодати». Смирение возвеличивает Бога. Библия неоднократно утверждает древнюю истину, что «Бог гордым противится („противостоит“ - ИПБ), а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). И потому апостольские призывы звучат: «Смиритесь пред Господом, и вознесет („возвысит“ - ИПБ) вас» (Иак. 4:10). Смирение - ибо так выражает себя любовь. Любви чужды гордость, самовозвышение, чванство, ей свойственны смирение, кротость, скромность, застенчивость.
Кротость — это мягкость характера. Она помогает человеку терпеливо переносить оскорбления, при этом не раздражаться, не возмущаться и не желать отомстить. Кротость — качество, которое сочетает в себе мягкость характера с твёрдостью духа. Кротость не следует отождествлять со слабохарактерностью и безволием, Греческое слово «;;;;;;;;» (кротость) может также означать «мягкость» или «приятность». Кроткий человек уступчив и благоразумен. Однако в большинстве языков трудно найти точный эквивалент данного слова, потому что оно описывает не внешнюю мягкость, а внутреннюю кротость и доброту, не манеру поведения, а состояние ума и сердца. Смирение не стремится к славе. Смиренного человека не интересует карьера. Жажда «увековечить» свое имя абсолютно чужда ему и греховна. Душа смиренного человека не болеет этими болезнями своего греховного «я». ... жизнь Давида с ее ошибками и грехами, но это был человек смиренный, скромный, глубоко осознающий свою нищету перед Богом: «Ибо кто я?» - таков лейтмотив его жизни и его псалмов в Библии. Только смиренному человеку свойственно признавать свои ошибки и недостатки своего характера. В этом вопросе он не испытывает никаких затруднений, и это не стоит ему неких больших усилий. У него даже мысли нет, что это его унижает в глазах окружающих людей. Да и вся жизнь смиренного духом с ее самыми разными ситуациями, когда люди могут нас не «жаловать», обходить вниманием, делать нам колкие замечания или открыто игнорировать наше мнение, будет отличаться невзыскательностью и незлобивостью. Смиренный, кроткий, скромный дух - это дух Христа. Никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам (Тит 3:2). Тих стал, нетребователен, невзыскателен - дитя Божье. Вот что делает с нами любовь Христа!
Только смиренному человеку свойственно признавать свои ошибки и недостатки своего характера.
Его невероятная скромность, его простота сказывались тогда на каждом шагу. Я не помню случая, чтобы он, разговаривая с кем бы то ни было, обнаружил хоть словом, хоть интонацией голоса своего превосходство.
Но осталось богатое духовное завещание доктора Гааза: «Спешите делать добро!»
Трудно представить образец женщины-матери без этих качеств характера. И здесь уместно вспомнить о жене Моисея Сепфоре, из-за которой Аарон и Мариамь роптали на Моисея. А между тем это была замечательная женщина. Вот характеристика, данная Духом пророчества Сепфоре: «Хотя и не являясь израильтянкой, Сепфрора была поклонницей истинного Бога. Она была робкой, застенчивой, нежной, любящей и преисполненной сострадания» (Э. Уайт. )Ему между тем были хорошо знакомы принципы иудейской нравственности, основанные на Торе (Законе). В ней придавалось большое значение смирению. Вот некоторые образцы афористических сентенций из Талмуда: «Будь смирен душой перед всяким»; «Если я только для себя, кто я?»; «Кто владеет следующими тремя качествами, принадлежит к ученикам отца нашего Авраама: добрый глаз, смиренный дух и невзыскательная душа». Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее (Притч. 31:26).
© Copyright: Марина Мирейская, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|