***
Я, когда маленькая была, все подряд читала и то, что на заборах писали, и то что, клали в холщовый мешок в коммунальном туалете в квартире на Красной улице, где прошло мое детство. Газеты любила читать и в другом формате, те, которые на стены клеили, под обои. Они держали стены и оторвать их не было никакой возможности, если только вместе со стенами. Когда я подросла, я читала книги собраниями сочинений. Так был прочитан Золя, Бальзак, Диккенс. Они в нашем доме имелись в виде книжных стопок с мрачноватыми обложками. Потом в юности я читала русскую классику, и в запой - переводную современную литературу, преимущественно английскую,американскую, немецкую, французскую. Советскую литературу не любила, но кое-что прочла, Абрамова, Быкова, Астафьева, Распутина.Самиздат читала. Спасибо одной моей подруге , проживающей ныне в Нью-Йорке,за это. В зрелые годы я читала умные книги по специальности.И вот наступил закат моей читательской карьеры - я увлеклась мемуарной литературой. У меня есть опыт прожитой жизни, у других есть опыт прожитой жизни. Интересно, кто как ее прожил.
И вот однажды наткнулась я на мемуары "дорогого Никиты Сергеевича". Сначала по "Эху Москвы" услышала про полную драматизма историю их написания и публикации, а потом и книгу в библиотеке нашла.Дай, думаю, возьму почитать. И вот несу я книгу домой и представляю, как этот толстый смешной человек, отстраненный от государственного управления, сидит на даче и вспоминает прожитую жизнь. Он испытывает стыд и жажду правды, он хочет успеть сказать то, что знает. Во многом он раскаивается, многое его мучит. Чем-то он гордится. Но уж , наверняка, читать будет интересно, все-таки целая эпоха в истории страны , в которой я родилась и живу, называется хрущевской.
Как известно, Никита Сергеевич писать не любил, свои воспоминания он надиктовал между огородными заботами и прогулками на магнитофон. Магнитофонные пленки горят, у нас, конечно, но , если их переправить на запад, то там они уже не горят. Воспоминания "дорогого Никиты Сергеевича" были опубликованы впервые в Америке, а теперь их можно взять в районной библиотеке и почитать, если будет охота. Вот и я взяла, вот устраиваюсь поудобнее и открываю толстый том. И что же? Обкомы, райкомы, партийные съезды и конференции, организация активов, борьба, свершения и т.д. Короче говоря, подробный рассказ об ответственной партийной работе, которую поручил Никите Сергеевичу главный партийный человек и с которой он прекрасно справлялся. Вот , к примеру, цитата.
Звонит мемуаристу Сталин и говорит:" Товарищ Хрущев, дошли до меня слухи, что у нас в Москве неблагополучно дело с туалетами. Даже "по-маленькому" люди бегают и не знают, где бы найти такое место, чтобы освободиться. Создается нехорошее, неловкое положение. Вы подумайте с Булганиным о том, чтобы создать подходящие условия" Казалось бы такая мелочь . Но это меня еще больше подкупило: вот даже о таких вопросах товарищ Сталин заботится и советует нам. Мы, конечно, развили бешеную деятельность с Булганиным и другими ответственными лицами, поручили обследовать все дома и дворы... поставили на ноги милицию. Потом Сталин уточнил задачу: надо создать культурные платные туалеты. И это тоже было сделано. Были построены отдельные туалеты. И это все придумал тоже Сталин... Вот такой эпизод, казалось бы мелочовый, свидетельствует, что Сталин и мелочам уделяет внимание. Вождь мирового рабочего класса... вождь партии, а ведь не упускает из виду такую жизненно необходимую мелочь для человека как городские туалеты. И это нас подкупало".
Хрущева, может, и подкупало, а меня не подкупило.Вспомнила я, что Хрущев, быв главным "партейцем" на Украине, просил у вождя мирового пролетариата квоту на расстрелы для тамошних жителей и выпросил, вспомнила я события в Новочеркасске, о которых Хрущев не стал распространяться, и бросила читать "Воспоминания" на 28-29 страницах, там,как раз, про эти платные туалеты повествовалось.
Нет, даже в старости, даже готовясь к смерти, не могли эти люди прийти к осмыслению того, кем они были в этой жизни. Ни стыда у них и ни совести, а почему? А потому, что они по природе своей к этому не способны - мыслить, оценивать свои поступки, раскаиваться, сострадать... И почему эти люди нами управляли столь лет? Почему мы им позволили.
При Хрущеве я выросла и начала ходить в школу, при Брежневе я была молодой, рожала детей,работала. А ведь в библиотеке, в которую я хожу за книгами, есть и его"Воспоминания". Срочно сдаю "Хрущева", беру "Брежнева". Какого же было мое изумление. Под обложкой скрывались хорошо знакомые тексты "Целина", "Возрождение", " Малая земля". В ведь книга издана в 2005 году. Предисловие "Слово о деде" написано внуком писателя Андреем Брежневым, а М. Лепехиным -завершающая статья о "Литературном наследии Л.И. Брежнева", в которой - ни слова об обстоятельствах написания мемуаров.
Это как понимать? Это что такое? Я же еще в 70-е годы, когда нас сгоняли обсуждать бессмертные сочинения генсека, знала, что это не он написал. Еще сорок лет назад мы в курилке рассказывали стишки: «Он и маршал, и Герой, и писатель молодой». Это была шуточная рифма.Леонид Ильич, когда стал «писателем», уже не был молодым, да и писателем он тоже не был, тем не менее, Ленинскую премию за свои литературные труды получил. Кто же написал эти, как было принято считать, гениальные книги? Разные люди. Силы для создания шедевров Брежнева собрали нешуточные
Книгу «Малая Земля» о том, как «дорогой Леонид Ильич» выиграл Вторую мировую войну, - поручили фронтовику, писателю Аркадию Сахнину. Сагу «Возрождение» - о временах, когда «дорогой Леонид Ильич» работал в Запорожье и Днепропетровске, - писал известный очеркист «Известий» Анатолий Аграновский. Журналист Александр Мурзин сочинил мемуары о пребывании Брежнева на целине. Позже Мурзин говорил, что не уверен в том, что Брежнев читал свои «мемуары». Народ, который в обязательном порядке должен был знакомиться с книгами Брежнева, тоже не был уверен в этом. В те годы ходил анекдот: собирается Политбюро, и все хором начинают превозносить генсека за «Малую Землю», «Возрождение» и «Целину». И эпичность в них, как у Шолохова, и стиль, как у Тургенева, и роль народа в истории раскрыта, как у Толстого… Послушал эти славословия Брежнев и подумал: «Неужели правда так хорошо получилось? Самому, что ли, прочитать»? Книги Брежнева выходили тогда астрономическим тиражом. Авторский гонорар генсека составил почти 180 тыс. руб. По тем временам это была огромная сумма. Непосредственных исполнителей, как часто случается в России, наградили гораздо скромнее: орденами. За молчание, наверное... Их имена не стояли рядом с именем Брежнева даже в качестве литературных помощников.
Тогда!!!Но сейчас!!! Столько лет спустя. Да что же это такое. Что же у нас за страна такая,что за читатели,что за писатели? Да как же так можно?
Да, вождям писать пристало мемуары... Кому, как не им, размышлять «о времени и о себе». Ведь они столько всего наделали и натворили за те годы, которые были связаны с их мудрым руководством партией и страной. Вот и нынешние наши правители тоже оказались "писучими". Интересно, что они напишут о времени и о себе.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 29.06.2010. ***
- 04.06.2010. ***
- 01.06.2010. ***