Удивительная вещь, действительно, феномен. Что там все другие феномены и ноумены нашего мира. 1000 лет существовало Боспорское царство, а сгинуло, аки и не было его никогда. А ведь было, простиралось по берегам Керченского пролива и далее. В его пределах тысячу лет рождались и умирали люди , пока все и навсегда не ушли в землю. А почему так случилось, что безвестно кануло такое большое царство в Лету, почему бесследно растворилось в прошлом, в густеющей мгле за нашими спинами? Может быть, потому что боспоряне не сочиняли стихов, а жили в своем углу, перебирая шелуху, варя зерна, что родила им благодатная земля по обе стороны пролива. Они съедали их подчистую вместе с плевелами, чтобы потом, насытившись кашей, заснуть, обратив к небу и солнцу мертвые лица .
Как славно, что есть в наше время энтузиасты, которые не дают сгинуть Древнему Боспору, копают землю, извлекая из недр его остатки, артефакты, подтверждающие, что жили когда-то боспоряне, эти неутомимые труженники, чьим основным занятием (в чем убеждают некрополи, занимающие заросшие крымскими колючками обширные пространства) было копание могил.
Боспорский феномен - это торжество смерти. Она всегда торжествует, если нет любви. А любви у боспорян не было. Иначе - остались бы бессмертные боспорские вирши, обращенные к любимым. Вы спросите, как они умудрились без любви тысячу лет просуществовать? А вот так, мучаясь и болея, угрюмо копая могилы, и зачиная на них новых боспорян в надежде, что когда-нибудь кто-нибудь из них не выдержит и нацарапает на камне пусть и греческими буквами стих, обращенный к боспорской красавице: "Когда ты мимо с гидрией идешь, вонзается мне в сердце римский нож. Постой, красавица, и жажду утоли". Нацарапает и спасет Боспорское царство для будущих поколений. Но нет, не случилось чуда, не найдено таких стихов. Вот и пропало, сгинуло бесследно Боспорское царство. Да еще и заразным оказалось. Копающие чертоги смерти тоже болеют боспорским феноменом - беспамятством, что делает возможным их бесследное исчезновение. Вот вчера, например, я встретила одного такого копальщика с копальщицей. Как тени, они метнулись в магазин радиотехнических деталей, спасаясь от света и ясного сознания тех, кто может описать боспорский феномен, жизнь без любви в ожидании смерти. Кинулись в магазин радиотехнических деталей и там пропали. Ау, отзовитесь, где вы, как вас зовут, боспоряне?