Мистификация уродства Маргариты Маульташ
Эмансипированная фемина - неслыханное явление для раннего Ренессанса.
Вельможная дама, изгнавшая нелюбимого мужа - Иоганна Генриха, из родового замка
в Тироле, добившаяся официального развода у главы Священной Римской империи -
Людвига Баварского, и вышедшая вторично замуж, не могла не навлечь на себя гнев
папской курии. Маргариту отлучили от церкви, и в течении нескольких десятилетий подвергали
публичному порицанию. Презрительное прозвище Maultasche - буквально переводимое как пельмень,
но трактуемое как "большеротая" - стало нелицеприятным дополнением к герцогскому титулу.
В действительности же "maultasche" - на германском арго 14 века - означало продажную женщину,
вступающую в противоестественные (содомия, оральный секс) связи. Но переносный смысл папского
хуления затерялся в веках, оставив потомкам лишь образ невероятно уродливой,
лягушкоподобной женщины, став именем нарицательным.
Намеренно ли очерняя преданную анафеме Маргариту Тирольскую, или же невинно вторя
сложившейся в обществе её антагонистов легенде о безобразии, но фламандский художник -
Квентин Массейс, увековечил мистификацию Маульташ. В 1513 году, спустя полтора века со
смерти Маргариты, он напишет небезызвестный портрет-пародию "Уродливая Герцогиня",
который и доныне является общепризнанным шедевром живописи Северного Возрождения.
Марафон "порицания" продолжит немецкий прозаик Лион Фейхтвангер, выпустивший в свет
исторический роман "Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ", где с воистину талантливым
упоением смакуются черты её вымышленного уродства.
Цитата:
"Она казалась старше своих двенадцати лет. На коренастом теле с короткими конечностями сидела большая уродливая голова. Правда, лоб был ясный, чистый, и глаза — умные, живые, испытующие, проницательные; но под маленьким приплюснутым носом рот по-обезьяньи выдавался вперед, с огромными челюстями и словно вздутой нижней губой. Волосы медного цвета были жесткие, прямые, без блеска, кожа — известково-серая, тусклая, дряблая.
Люди переглядывались, ухмылялись. «Рот-то вывернутый! Чисто у обезьяны!»— издевались те женщины, которые сами были тощи и невзрачны; красивые жалели ее: «Бедняжка! До чего она безобразна!»"
Интересно, что на личной печати Маргариты Тирольской имеется её прижизненное изображение, на котором
она предстаёт несомненной красавицей. По описанию её современника, хрониста Иоганна фон Винтертура,
Маргарита была прекраснейшей женщиной.
Мистификация, порождённая злословием папы Климента шестого - стала достоянием истории, вдохновив
на художественные и писательские подвиги - Квентина Массейса, Лиона Фейхтвангера, а чуть позже и Джона
Тенниела на создание образа Герцогини в его знаменитых иллюстрациях к книге Льюиса Кэррола
«Алиса в стране чудес»
Талантливое преувеличение со знаком минус... Как сказал бы Марк Твен -
"слухи о моей смерти сильно преувеличены"
Другие статьи в литературном дневнике:
- 24.03.2011. Мистификация уродства Маргариты Маульташ