БЖ. Поэтическая дуэль с Аль Ру

Люба Новикова: литературный дневник

Дуэль произошла 13 июля в Доме молодёжи на ВО - на Ваське.
Было интересно. Впервые в истории поэтических дуэлей обошлось без убийства и Гробовщик остался без работы. Но об этом никто... (?) не пожалел.
Гуру питерской молодёжи поэт СолоВэй так изложил мнение Гробовшика на стене БЖ:


"Вот отчёт легендарного гробовщика: 13 июля в четверг у Мише-Вея, или, как ласково называют его ближайшие ученики и соратники – Вермишеля, в помещении класса школы «Линия Времени», класса, увешанного портретами классиков и самого Вермишеля, дуэлировали* Аль Ру и Евгения Бильчинко.


Аль Ру известен как зверский джаз-исполнитель своих текстов, Евгения Бильченко – во всяком случае, именно в компании Мишевея – распиарена, как поэт майдана, а потом антимайдана. Сама она объясняет, что многие желают ей зла.


Это была битва несколько несравнимых авторов и соревнующихся неизвестно в чем, как если бы облачко и скажем, автомат газированной воды соревновались бы в дружбе со льдом или с радугой. Кто с кем. Развивалось впечатление эклектики.


А секундантами были Джамиль Нилов и Александр Гущин. Они тоже зачитали по тексту. Джамиль нечто высокопарное и сентиментальное. А Александр кубистическое – у него действовала целая армия героев: убиенная родина, стадо черных обезьян, поп, последний царь, Каин с Авелем, а также тени и свет, ну и звезды, что-то дающие одинокому разуму.
Создалась парадоксальная версия, что Александр подался в постмодернисты и силами своих светлых грез попробовал преобразовать строки о последнем царе, удавленном кишкой последнего попа, в элегию жизни, но несколько заплутал в лабиринте самого себя, ловя там то ли нить, то ли быка.


Непосредственно к сути творчества дуэлянтов.


Аль Ру признался стихами и кусочками размазанной прозы, что у него похитили железного коня, поэтому он станет в ряды спартанцев с копьем, а чтобы писать, нужно стать китом, нырнуть на дно и попробовать на зуб скрежещущий планктон.
Без сомнения верно. Только вряд ли спартанцы с охотой примут в свои фаланги человека хоть и с копьем, но проспавшего коня.


Слушая Бильченко, понимаешь, что невозможно отвлечься от пиара и самопиара её майданности, а также и её различных майданных и культурологических разъяснений, – ибо она любит подробно разъяснять свою деятельность не хуже Стефании Даниловой.


А читая её тексты, понимаешь, что это современная поэзия и создана более для эстрадного исполнения, а к чтению путем кабинетного читателя не совсем пригодна. Вроде бы для кабинетного читателя, да еще и с лампой, эту поэзию надо несколько дорабатывать и перерабатывать, но также откуда-то становится известно, что при переработке наверняка потеряется что-то важное, а может и вся эта поэзия целиком.


В текстах Бильченко имеется концепция и они разительны, хотя частью разительности почему-то является обязательное продирание через нагромождение.


Более того, это нагромождения такого рода, что нагроможденность даже как-то способствует через себя продиранию, давая продирающемуся некого пинка.


Везде акцент безграмотного построения, но это почему-то умиляет.


Может быть, действует прием закольцованности, который автор умело, хотя не без искусственности, использует часто?


Банальность, разумеется, тоже иногда торжествует – если поэзия, – так обязательно распята на кресте, а слушают её только проститутка и маргинал, но это вначале, а в конце проститутка с маргиналом куда-то исчезают, зато появляется «и только тинейджер, жуя резинку и томно предавшись пустой мечте, смотрел, как с библейской сойдя картинки, висела Поэзия на кресте».


Трудно возразить. Хотя «жуя, предавшись, смотрел, как висела, сойдя» – выглядит жутковато.


Школярка-гимназистка носит в «дырявом ранце: дырки от бубликов, дырки от пуль, дырки от дефлорации».


Священник говорит странные вещи: «слова для души, что чреву – пуд каши гречневой: за это крестил поэта я, пусть и грешен он».


Генерал-завоеватель, «свадебный, пишет депеши, разводит крыс, девчонок обращает в баб».


Птички летят «во время оно – встречать первопредков в чужом раю».


А поэт заявляет что-то поэтическое: «я тоже стою под пулями, кишка хоть тонка, как лирика Ахмадулиной».
Субъективный момент.


Прошу просить расовые предрассудки, но временами хочется привлечь к анализу термин «украинский колорит».


Словом современная поэзия. Ускоряющая.


Имеется динамизм нарастания, но также некое явное щегольство экзотическим материалом и пиар-позиция этого щегольства. Что приводит опять-таки то ли к разительности, то ли к ощущению напыщенности.


Некоторые суждения являются черными дырами семантики, в них прячутся какие-то мыши энергии. Но также коты того понимания, что энергия возникает от забивания колов смысла молотом софизма в яму эффекта.
К примеру.
«Могила Иммануила – так именита, что потеряла имя».
«Когда по цене свободы на вокзале сбывают ксивы, категорические императивы теряют силу».


А что если переиначить?
Скажем, «когда по цене несвободы на вокзале сбывают ксивы, категорические императивы обретают силу».
Звучит не хуже.
«Могила Иммануила так безымянна, что обретает ксиву и становится вокзалом».
Совсем хорошо. И современней.


Словом, Гробовщик заявил, что Бильченко талантливостая и её поэзия «эвфеминистична» в хорошем смысле – ясно, что хочет сказать автор и ясно, что он высказывается разительно, но без царя в голове, но таким образом, что организуется некая поверх слов и даже вопреки словам светящаяся метафизика.
Что уже хорошо.


И под этим предлогом объявил всем амнистию.



*Четверная дуэль. Основные дуэлянты по три текста, их секунданты выступают с защитными речами, в конце сами зачитывают по одному тексту, а Гробовщик против всех. Миша в роли разъясняющего ведущего, говорящего невесть что. В этот раз он требовал праздника и буйства жизни. Но делал это как-то, с очень большой долей унылости пригорюнясь."
- - - - - -
Конец цитаты.
Это мнение, конечно, не бесспорно. Тем не менее весьма основательно и интересно.
Спасибо Михаилу Вэю и его верному служителю Гробовщику всея Поэтической Руси.



Другие статьи в литературном дневнике: