Данилова, Стефания. Неудержимолость

Люба Новикова: литературный дневник

Книга стихов вышла в М.: Изд. АСТ, 2015. - 192 с. - (Стихи.ру). Тир. 2000 экз.
Это следующая за "Веснадцать" восьмая книга поэта.
Посвящена маме и ещё шести людям за неудержимолость в них самих.
В книге 160 стихотворений опубликованы на стр. 7 - 184. Содержание - на стр. 185 - 191.
Названия есть у 62-х стихов, но по содержанию этого не видно (без кавычек).
Вот попробую записать ассоциации от названий первых 5 текстов:
Поэтический шизофреник - смирительная рубаха, крик, страх, смех, медицинский запах, умничанье, непонятость, дурак, сумасшедший, тёмно-синий, тьма, ртуть, робость, печаль, одиночество...
Синий цвет - покой, мудрость, пронзительно, беспредельность, мужество, прохлада, шоколад, внимание... (а небо, мое и мужчины пусть отдыхают)
Снег - тихо, песня, чисто, следы, красные пальцы, розовое, мягко, укрыта, скрытность, начало, сказка, день...
Первое осеннее письмо для - листья, прощание, память, золотые монеты, горькие ягоды, мокро...
Война объявлена - ссора, непонимание, разлука, смерть, голос, листовки, радио, набат, недоверие, боль...


Теперь сравним. Возьмём самое короткое...
Синий цвет.
Без Я нельзя было бы. Вода - это лучше для стихо, чем море. Лучше универсальностью, вместимостью. Восток?... Платочек - понятно. Птица - это здорово. Можно и без имени - пусть свободно летает (без хозяина). Былинка - да, особенно на платьице. И самое главное: Я - то, чего Ты ждал. От этого голова идёт кругом, как и от зова...
Иконопись - синее, охра, коричневое. Троица рублёвская. Византия. Вот и память. И, значит, забвение. Оскара Уайльда читала не всё... Авантюрин - отлично! И по смыслу... И тень - хорошо. И поцелуй бескровными губами. Прохладный почему-ть, как в самом начале или в самом конце.
Блюз - да! Циан?.. Посмотрю. Берлинская лазурь - куда же без неё?! И без Есенина здесь никак. Сон -да! Особенно, когда Ты не спишь из-за Я... И в Тебе синева до умопомрачительности. Всматривание в то, во что трудно поверить. И всё же! И строгость - потому что хочется верить и хочется будущего с Тобой.
Алклголь. Пожалуй. Предложение как соблазн. А наэлектризованное пальто - это Образ, который бьёт током. Немая голубизна здесь нельзя более как уместна. Особенно если она ИСПОЛНЕНА - не полна, а как голубая мелодия.
Море - конечно. Но его ничем не заменить. И здесь без него не обойтись. И море волнуется - раз, два, три! Слепой импрессионист - это нечто! Представляю его яростные, размашистые мазки - сам не знает, что творит, потому что ослеп от нахлынувшей страсти на него - и без того взволнованного всеми красками мира! И - лёд в бокале. Что может быть синее, чем лёд?! Пламень - это не синее пламя газовой кухонной горелки, а сноп сварки, на который нельзя, невыносимо смотреть! Синистер - посмотрю. Ещё не жизнь - это хорошо сказано, а главное - вовремя. Это только начало. Это ещё ДО. Но и уже всё повернулось к началу, к жизни, к тому. что будет и уже не исчезнет совсем. Уже ЕСТЬ!
Все оттенки синего от голубого до самого глубокого меня не трогают - это как фон, побрякушки. Медный купорос - угроза, раскаты грома за горизонтом. Но, может, гроза пойдёт стороной... Здесь обманчиво тихо, если бы не билась дико жилка на виске. Властное требование смотреть - это женское, это ведуньино, уводящее от прошлого (уведёт, не устоять Тебе!)
Гореть синим пламенем?! Гори, гори ясно и не гасни... Чуть не написала ВО ВЕКИ ВЕКОВ. Ан нет, этого не могу пожелать, хотя очень хочется. Очень. Но на жизнь может хватить. Прикосновенья - самовоспламеняющийся материал. Аккорд, который ещё не прозвучал. Но он уже есть!
И мгновенья будут останавливаться ещё не раз, ещё много-много раз...
Бессмертье - это серьёзно. Это вам не предложение брака. Даже не обещание Луны с неба. Это реально. Это возможно. Да будет так!




Другие статьи в литературном дневнике: