Герман Гессе. Магия красок

Люба Новикова: литературный дневник

1.
Здесь представлены авторские акварели из Тессина (швейцарский кантон), заметки, эссе, письма и стихи.
Составление и послесловие Фолькера Михельса. Пер. с нем. Марии Зоркой.
Книга вышла в изд. "Текст" (нравится мне это издательство!)в 2011 г. 109 стр.


Содержание


Магия красок
Письмо, написанное зимой с юга
Акварель
Радость художника
Без краплака
Радости и печали художника
Цветы позднего лета (отрывок)
Художник пишет фабрику в долине
Сосед Марио
Часы, проведённые за письменным столом (отрывок)
Старый художник в мастерской
Живопись - это чудо
(Из писем и заметок)
Записано ночью в апреле


Ф.Михельс. Послесловие


Г.Гессе начал писать красками во время 1-й мировой войны. Живопись как новый для него вид творчества помогла ему выжить в страшнейшие времена.


Андре Жид: Гессе почти настолько же художник, насколько и поэт. Связь с видимым миром во всей глубине и совершенстве раскрывается у него через слово и изображение.


Герман Гессе: Работа пером и кистью для меня подобна глотку вина, и этот хмель так согревает жизнь, что её можно вынести.


Читаю эту небольшую книгу медленно, смакуя с удовольствием сточки, словосочетания... Так обрадовалась, когда увидела на полке в библиотеке её. Захотелось, чтобы её прочли (или хотя бы подержали в руках) мои друзья: Оля Уварова, Наташа Мисюра, Ира Пономарёва, Аркадий Илин - все они и ещё некоторые из моих друзей и знакомых познают мир и выражают себя и через изобразительную деятельность. Я их понимаю! Как и автора книги, конечно. Чувствую! И я счастлива чувствовать это так!


2.
Гессе считал, что труднейшая из задач - противостояние жизни. И живопись, и музыка помогают противостоять ей. В живописи он был самоучкой и считал себя дилетантом. В 40 лет начал заниматься живописью, чтобы выстоять во времена Первой мировой войны. Но с войной он боролся. Сначала как журналист, написав более 30 статей и воззваний. А вскоре и как практик (волонтёр?) - помогал военнопленным. Его осуждали. Он выстоял. Помогло занятие живописью. Его краски зрелого периода достигли экспрессионистской насыщенности цвета. Он пришёл к смелым обобщениям и абстракциям (орнаментально-сказочным композициям). Палитра его стала жизнерадостно уверенной. В 1919 г. он пишет свою замечательную повесть "Последнее лето Клингзора". Она о художнике. Я прочла её с интересом и нередко вспоминаю по разным поводам. Рекомендовала многим друзьям. В результате не могу найти в нашей библиотеке: кто-то не вернул... :-)


Гессе дружил с художниками: Луи Муайе, Августом Маке, Куно Амье. Был связан с группами "Синий всадник", "Мост". Среди его друзей были экспрессионисты: Карл Хофер, Ганс Пурманн, Альфред Кубин, Гюнтер Бёмер, Эрнст Моргенталер (и выше названные). Но были и художники традиционных направлений. Однако у него с годами выработался свой стиль. Живопись стала его жизненной необходимостью, спасала его, по признанию самого Гессе. Но он считал себя дилетантом. Первая выставка Гессе была в Базеле в январе 1920 г. Он искал в этом важном для него занятии "поэтическую истину", создавая образ действительности, а не воссоздавая её саму. "Новым смыслом станет мир богат" - пишет он в стихотворении "Радость художника". В творчестве Гессе "правит дух, он выправит разлад". "И на сердце станет радостно и ясно". Он чует летучие мгновения идеальной гармонии, как отмечает Фолькер Михельс, и звпечатлевает их в своих творениях. С годами нарастает его стремление к оптимистической уверенности и внутренней беспечности: к смеху бессмертных ("Степной волк") и к "золотому пути" ("Нарцисс и Гольдмунд"). В его живописи это проявилось раньше, чем в писательстве. Картины Гессе как будто возникают из солнечной энергии - они полны света и тепла. Благодаря рисованию, он возрождается к вере и свободе.


Гессе пришёл к сопровождению своих текстов своей живописью. Это принесло ему новую радость и даже доход. Гессе изготавливал маленькие / тонкие книжечки из 12 стихов и стольких же картинок на бумаге ручной работы. Тексты были либо машинописные, либо рукописные. Из заказывали художнику и хорошо оплачивали. Заказы были редки. Но Гессе до самых преклонных лет мастерил такие подборки с удовольствием.


Размеры акварелей Гессе невелики. В основном это 10 х 15 см или 24 х 29 см - в книге "Стихи художника" (1920) это Большие его акварели, а в "Магии красок" - малые, взятые из его альбома "Тессинские ландшафты" и другие, более поздние.


"С возрастом откровенная яркость палитры Гессе уходит, как и его приверженность к детализации" (Ф. Михельс). Его всё больше вдохновляет "только игра красок". Живопись позволяла ему, отрешившись от писательских будней, восстанавливать силы после перегрузок. Перо и кисть наравне со словом были его инструментами, чтобы "поймать ускользающий миг, прикоснуться и сберечь частицу его очарования и магии"


Книгу "Магия красок" хочется брать в руки, перечитывать, рассматривать иллюстрации - жить с нею!





Другие статьи в литературном дневнике: