Мои современницы. Две любви.

Люба Новикова: литературный дневник

1.
Сегодня у меня радостный день: я была на концерте моей любимой певицы Елены Фроловой. Её приезд в Петербург был внеплановым (обычно она приезжает осенью и весной). Весной Елена приезжала, но я не смогла посетить её концерт: билеты были дорогими для меня. И вот радость: 17 июня у нас в городе был запланирован не просто концерт, а презентация её новой книги! Я купила её ещё до концерта. Очень красивая, подарочная: в твёрдой яркой обложке - на ней живопись автора - на великолепной бумаге! Называется "Не молчи, сердце". Стихотворения. Издатель Игорь Вирковский (Минск), а отпечатана в Литве. В книге 48 страниц и 37 стихотворений. Тираж указан 96 экз. Презентация была в Москве, в Париже и у нас в Петербурге. Раскупили всю пачку. И зал был полон. С некоторыми здороваешься, как со старыми добрыми знакомыми, поскольку видишь их на концертах не один год. Тепло человеческое чувствуется, одухотворённость зала.


Пела Лена, как всегда, превосходно! Без волнения, воодушевления её слушать невозможно. Ладони болели от аплодисментов. Цветы были: несколько букетов алых роз и букет жёлтых игольчатых хризантем. Зал - ВЕСЬ! - был покорён мастерством певицы. Лена очень гармонична в своём творчестве: гитарой владеет, как Бог. Голос тоже Божественный. Я называю её Поющей Душой. И слова достойны самого строгого ценителя. Это или авторские стихи, как в сегодняшнем концерте, или песни на стихи поэтов-классиков (от поэтов Серебряного века до Вениамина Блаженного и Иосифа Бродского). Поёт она и песни других народов на языке оригинала: греческие, мексиканские, испанские.


Когда основная масса слушателей ушла, остался десяток поклонников, ждущих автографов. Я попросила Лену подписать книгу не мне, объяснив, что купила её в подарок ко дню рождения киевскому поэту Евгении Бильченко. Он будет 4 октября, а я как раз собираюсь в Киев к родным. Лена написала на книге: "Евгении Бильченко! Поэту - на радость - от певца! Е. Фролова"


Но до осени книга будет у меня! Я её прочла по дороге домой. Большинство стихов я слышала как песни. Некоторые уже были опубликованы в первой книге Лены "Песня для Эвридики", изданной Алексеем Захаренковым. СПб.: Вита Нова, 2007. - 96 с.+ Цв. вклейки (живопись автора). В первой книге почти 90 стихотворений. Все их люблю. Но разборчивые / придирчивые критики считают, что они простоваты и годятся только как тексты песен. Но несмотря на безыскусность, слова стихов проникают глубоко в душу, сжимают сердце и вызывают множество разнообразнейших чувств. Их гораздо больше, когда Лена это поёт!


Елена Фролова - моя любимая современная певица.


2.
Евгения Бильченко (БЖ) - мой любимый современный поэт.


Я познакомилась с творчеством Евгении Бильченко в конце мая 2013 года. Её стихи поразили меня, ошеломили своей энергией, многообразием тем, насыщенностью смыслов, новизной изложения, оригинальностью, актуальностью материала, высоким уровнем мастерства, смелой авторской позицией. Она говорила то, что хотела и как хотела. Оставалось вникать в смысл и понимать. Но то, что казалось вполне доступным пониманию, уходило, ускользало, превращалось в нечто невиданное и неслыханное. Тексты как будто имели двойное и даже тройное дно, а контекст казался временами беспредельным.


Захотелось узнавать об авторе как можно больше. Поэт живёт в Киеве, преподаёт в университете на кафедре культурологи, доктор философских наук. В Интернете я прочла несколько её статей на русском и украинском языках. Очень интересно, хочется разбираться в написанном. С тех пор – уже год – я слежу за творчеством этого одарённого человека. Читаю стихи, которые она выкладывает в Интернете, слежу за выходом её поэтических книг.


Вот первая книга поэта, вышедшая в России, в Петербурге (а вообще-то до этого у неё вышло несколько сборников стихов в Украине). Называется она «Кто я?» и состоит всего из тридцати трёх стихотворений, отобранных автором (по числу лет поэта). Особенность стихотворений: все они написаны с конца ноября 2013 по 21 февраля 2014 года – за три месяца! И в этот сборник вошли НЕ ВСЕ стихи, написанные в этот период! Это обычая производительность поэта: 20-30 стихотворений в месяц! И каких!.. Они современны, но говорят и о вечном, всегда актуальны, но затрагивают непреходящие ценности. «Кто я?» – книга, с которой я продолжаю познавать и открывать мир. Она – из моей интеллектуальной десятки любимых книг. Она волшебно воздействует на меня: вдохновляет, учит (без назиданий, естественно), меняет моё отношение к миру – к людям, прежде всего, и к природе, и к себе самой.


Хочется определить место поэта среди поэтического сообщества и место стихов поэта в современной поэзии. Чтобы лучше понимать автора, хочу разобраться в нашем постмодернистском времени и в современном направлении в искусстве и словесном творчестве, называемом постмодернизмом. В библиотеке беру современный энциклопедический словарь (для начала), потом нахожу специальный словарь, который так и называется «Постмодернизм». Составитель Илья Ильин. Вышел в Москве ещё в 2001 году тиражом 3000 экз. Он довольно объёмный – 384 стр. и более 150 статей! Много психологического материала, особенно мне интересного.
Узнаю, что постмодернизм возник во второй половине прошлого ХХ века, а осознан был в 80-е годы как общеэстетический феномен культуры, как специфическое явление в философии, эстетике и литературе. Основные теоретики – французы, американцы, голландцы, англичане. Бильченко читает о них лекции своим студентам, а сама на практике воплощает их идеи. Конечно, это получается у неё как бы само собой – не «от головы» идёт поэт в своём творчестве, не от идей. Вознесенский так отметил: «Стихи не пишутся – случаются». Но как широк, как богат тезаурус поэта, досконально изучившего всё это! И в стихотворных текстах Бильченко видишь, как снимаются разграничения между «высоким» и «низким», прекрасным и безобразным, как снимаются эстетические табу, как отвергается возможность утопического изменения жизни с помощью искусства. Принимаешь вместе с поэтом бытие таким, каково оно есть. Ведь искусство Бильченко предельно открыто, наполнено фрагментами реального жизненного процесса. Оно полистилистично. Хотя её стиль не спутать ни с чьим! Стихи Бильченко глубоко эмоциональны, внутренне прочувствованы реакции поэта на окружающий её мир. Но поэт не изрекает истины – отрезвляет корректирующая ирония по отношению ко всем проявлениям жизни. В стихах чувствуется характерное для постмодернистской литературы общее ощущение кризиса, трагическое восприятие мира и себя в мире. Рассматриваемая книга – живое поэтическое осмысление действительности с помощью нового поэтического мышления. Миры поэта Бильченко разнообразны и густо заселены, язык богат.


Несколько формальных характеристик. В книге 234 имени существительных, обозначающих людей. Из них 23 называют людей по взрасту, 28 названий профессий, 29 названий свойств/типов людей. Ещё 13 названий людей по способностям. 12 типов людей названы по родству, по семейным связям. 23 наименования людей по социальному положению. 10 человек выделены по национальному признаку и по религии.17 человек отличны по своим взглядам / идеологии. 23 человека разнятся по своим социальным ролям. Есть и сказочные, мифические существа.


В тридцати трёх текстах книги встречается более 160 имён собственных (в поэтическом наследии Цветаевой, к слову, их «всего» 800)! Из этих полутора сотен - четыре в эпиграфах и десять в посвящениях. Среди имён собственных в текстах имена реальных лиц – мужа, друзей, родственников. Это и русские и европейские деятели культуры: поэты (Галич, Визбор, Фет, Лао Цзы, Бродский, Маяковский, Есенин, Овидий, Юрий Крыжановский и др.) и философы (Вольтер, Кампанелла, Батай, Махатма), музыканты (Дженис Джоплин, Моррисон, Капоэйра, Паганини, Цой, БГ, Янка, Шевчук, СашБаш – Башлачёв). Исторические деятели (Сталин, Колумб, Маркс, князь Игорь, Пётр, Буш, Дж. Бруно, Че и др.) и имена героев литературы и кино (Шаганэ, Дон Кихот, Беатриче, Портос, Колобок, Бэтмэн). Художники и писатели (Дега, Рубенс, Чехов, Солженицын, Кастанеда, Осборн), античные и фольклорные имена (Пегас, Эдем, Санта). Это астрономические названия: Вселенная, Земля, Луна, Нептун, Млечный Путь. Это и географические: реки (Днепр, Ворскла), материки и страны (Африка, Атлантида, Россия, Чили, Исландия), земли (Крым, Коктебель, Сибирь, Тибет, Соловки). Это города (Магадан, Питер, Сталинград, Киев, Львов, Херсон, Мекка, Женева) и улицы, микрорайоны (Сенатская Площадь, Куренёвская ул., Майдан, Петровка, БЖ* - микрорайоны Киева. Инициалами БЖ поэт Евгении Бильченко обычно подписывает свои тексты, выкладываемые в Иртернете).


Даже названия впечатляют. Но насколько же интереснее взаимоотношения между героями стихов! Как волнует позиция лирического героя! Как впечатляют образы, зачастую неожиданные и всё же узнаваемые: они из нашей с вами жизни.


Шедевром не только этой книги, но и знакомого мне поэтического творчества автора (далеко не всего, конечно же) является стихотворение «Кто я?» - оно дало и название книги. В нём поэт предстаёт перед нами в лицах своего народа в трудное для Украины время. Поэт поднимается до обобщения: «я – Родина», а это не только народ, но и земля, её недра, и власти с палачами. Наконец поэт предстаёт перед нами в образе Бога, способного воскрешать. Сколько ни читай этот текст, перехватывает дух и слёзы проступают на глазах, а в сердце – благодарность поэту Евгении Бильченко, которую любят и ценят читатели русской поэзии.


Что так действует на меня в текстах поэта?


Это смыслы. Их так много, что кружится голова. У поэта многосмысловые тексты.
И эта многосмысленость, насыщенность стихов жизнью и культурой удивительна.
Эти стихи многонаселённые, как магаполис. Открываешь книгу поэта – как выходишь
на улицу столицы в час пик. Но даже читая отдельное стихотворение, поражаешься обращённостью и к тебе лично и одновременно к каждому другому - и к тому,
кто рядом, и к кому-то далёкому, даже ушедшему в другой мир. И всё же это
обращение к тебе в надежде, что услышишь, поймёшь. Будешь рядом в самый
нужный момент.
Эти многочисленные смыслы текстов поэта не застывшие. Они меняются, расширяются, вызывая разнообразнейшие эмоции и чувства. Это похоже на глаз хамелеона: он поворачивается не только на 360 градусов в одной плоскости, но и вращается в разных плоскостях. Как всевидящее око в центре сферы. Таково зрение души поэта. И ты вместе с ним видишь всю красоту и всё уродство этого мира, смеёшься и плачешь, ликуешь и стонешь от муки.


Как же не благодарить его за это, живущего рядом с нами и несущего нам эти свои дары?!


Пока поэт жив, он больше своих текстов и достоин нашей любви.
А потом – только стихи…


Май - декабрь 2014 г.








Другие статьи в литературном дневнике: