Контрольный выстрел в Пушкина и Достоевского

Мила Щербакова: литературный дневник

Уличная субкультура крикливой рекламой пробивает себе дорогу. Вице-премьер
Ольга Голодец вновь обеспокоена просвещением нашей молодёжи и недавно заявила,
что рэп-баттлы формируют новый русский язык. Она не одинока.
Некоторые "продвинутые" учителя согласны пересмотреть методы преподавания
русской литературы в школах.



Протоиерей Геннадий Беловолов о предложении словесника Р.Дощинского проводить уроки литературы в школе в формате рэп-баттлов …


На днях председатель Независимой ассоциации словесников, доцент кафедры гуманитарного образования Московского института открытого образования (МИОО) Роман Дощинский предложил проводить уроки литературы в школе в формате рэп-баттлов, сообщает Lenta.ru.


По его словам, традиционные уроки литературы уходят в прошлое, в школы приходят новое поколение учителей и учеников. Вместе с тем появляются новые авторы, возникает определенная мода на книги. «Уже невозможно преподавать данный предмет так, как мы его преподавали 5-10 лет назад», — сказал он.


Дощинский отметил, что разнообразить уроки литературы можно, например, рэп-битвами, синквейнами и хокку. «Я совершенно ответственно заявляю, что сводить уроки литературы к какому-то одному жанру нельзя — это убьет предмет», — подчеркнул филолог, добавив, что словесники не предлагают полностью заменить уроки литературы на рэп-баттлы.


Инициативу Романа Дощинского прокомментировал в интервью «Русской народной линии» настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор Мемориального музея-квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте протоиерей Геннадий Беловолов: 


Роман Дощинский обозначает проблему кризиса современной педагогики и преподавательской деятельности. Но боюсь, что его предложение является не лечением, а контрольным выстрелом в литературу. Проводить уроки литературы в жанре баттлов означает переворачивать всё с ног на голову. В чем смысл присутствия предмета литературы в системе образования? Ввести ученика в систему традиционных ценностей, культурных и базисных образов, ценностей и мифов нашей цивилизации. Введение человека в культуру и традиции должно совершатся в традиционных формах. Я не отрицаю современные авангардные формы общения, в том числе баттлы, если его участники избегают ненормативной лексики. Баттлы требуют находчивости и сноровки ума, но подобная форма интересна лишь на короткое время. Послушал, и слава Богу. Но баттл как система явится убийством литературы как предмета. В конце концов, есть базисные потребности человека, которые также естественны, как дышать, утолять жажду и греться на солнце. Точно так же ученик нуждается в нормальных стихах, классической прозе – это наше национальное сокровище и богатство. Именно за литературой надо закрепить определение «национальное достояние», а не за нефтью и газом. Привить традицию в форме баттла не представляется возможным. Что останется от Пушкина, если мы его великое наследие будем изучать через баттл? Это будет побрякушка. У всякого времени и молодого поколения бывает искушение сбросить всех предшественников с корабля современности. Мы наблюдаем этот эффект в истории культуры, особенно в переломные мгновения эпохи, когда современники забывают, что являются лишь частью древа культуры, пытаясь пилить сук, на котором сидят.


Идея с баттлами – это сиюминутная затея или провокация. Конечно, если мы стремимся отбить у молодежи интерес к чтению литературы, то можно перевести всё великое наследие Пушкина на смс-ки. Как выглядел бы роман «Евгений Онегин», если бы Пушкин его посылал телефонными сообщениями? Смысл урока литературы в соприкосновении с фундаментальными базисными основами нашего национального бытия – «Не в силе Бог, а в правде». Честь выше чувства, чему нас учит Евгений Онегин. Долг и жертвенность – основа нашего бытия. Поэтому литература выполняет форму первичного введения в Христианство. Многие приходят к Богу, перечитав все произведения Достоевского, Гоголя и Пушкина. Наша литература выполняет функцию введения в Православие, поэтому наносить удар по предмету литературы означает профанировать ее и лишать главной функции, превращая в игру в бисер и цирк.


В чем секрет? В личности педагога. Я советую Роману Дощинскому всей душой и сердцем возлюбить русскую классическую литературу и поделиться со всеми этой любовью. Поверьте, еще ни одно сердце не осталось безразличным и бесчувственным к сигналу любви. Никто и никогда не сможет уничтожить в человеке желание любить.


Литература – это наш последний оплот, который противостоит клиповому сознанию и мышлению в духе баттла. Если мы сдадим литературный бастион, то баттл нас победит. У нас ничего не останется за душой, кроме клипов и баттлов. Поэтому мы должны беречь нашу святыню – русскую литературу и бессмертных классиков. Если мы канонизируем наших исторических героев-воинов, святого праведного воина Феодора Ушакова, теперь призывают к канонизации полководца Суворова, то почему никто не ставит вопрос о канонизации наших литературных гениев? Они сделали для нас не меньше, чем святые воины, а, может быть, и в сто раз больше. Федор Михайлович Достоевский для нас является не только гением, но и пророком. А Александр Сергеевич Пушкин? Его дуэль – это жертвенный поступок. Он вступился за честь жены и положил душу свою за нее. Пушкин стал мучеником чести. А многие ли ныне осмелятся постоять за честь супруги, как Александр Сергеевич Пушкин? Мы должны сохранить сакральность нашей культуры, сокровище наших великих гениев. Баттл станет надгробной плитой литературы, на которой напишут эпитафию в виде рэпа.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 24.11.2017. Контрольный выстрел в Пушкина и Достоевского