Юрий Бородин Мой друг читатель и поэт"А каждый читатель Серебряный век - это расцвет не только отечественной поэзии, но и русской критической мысли, связанной с глубоким изучением поэтического творчества, - время высокопрофессионального критического разбора и оценки классических и современных произведений. Гумилёв, пожалуй что, первый заговорил подробно и серьёзно о читателе как важном условии существования поэзии, и литературы вообще. Причём речь в его одноимённой статье шла о "реальном читателе". Как и его единомышленник по акмеистическому цеху Мандельштам, который считал, что поэт адресует свои стихи условному "провиденциальному собеседнику", - Гумилёв также полагал, что поэт обращается к некоему "мистическому собеседнику". Это может быть Но при этом, напоминает поэт, "каждое стихотворение находит себе живого реального читателя среди современников, порой потомков". Читатель "отнюдь не достоин, того презрения, которым так часто обливали его поэты, - пишет он. - Это благодаря ему печатаются книги, создаются репутации, это он дал нам возможность читать Гомера, Данте и Шекспира. Кроме того, никакой поэт и не должен забывать, что он сам, по отношению к другим поэтам, тоже только читатель". В связи с этим Гумилёв задаётся правомерным вопросом: почему руководств для поэтов существует великое множество, а руководства для читателей нет? Поэт-исследователь считает, что общим критерием для читателя является простейший подход к стихам: Хочется дословно привести яркие гумилёвские характеристики всём трём "типам" (может, кто-то узнает себя): 1) "НАИВНЫЙ ищет в поэзии приятных воспоминаний: если он любит природу — он порицает поэтов, не говорящих о ней; если он социалист, Дон-Жуан или мистик — он ищет стихов по своей специальности. Он хочет находить в стихах привычные ему образы и мысли, упоминания о вещах, которые ему нравятся. О своих впечатлениях он говорит мало и обыкновенно ничем не мотивирует своих мнений. В общем довольно добродушный, хотя и подвержен припадкам слепой ярости, как всякое травоядное. Распространен среди критиков старого закала". 2) "СНОБ считает себя просвещенным читателем: он любит говорить об искусстве поэта. Обыкновенно он знает о существовании какого-нибудь технического приема и следит за ним при чтении стихотворения. Это от него вы услышите, что X — великий поэт, потому, что вводит сложные ритмы, Y — потому, что создает новые слова, Z — потому, что волнует путем повторений. Он выражает свои мнения пространно и порой интересно, но, учитывая только один, редко два или три приема, неизбежно ошибается самым плачевным образом. Встречается исключительно среди критиков новой школы". 3) "ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ любит поэзию и ненавидит поэтику. В прежнее время он встречался и в других областях человеческого духа. Это он требовал сожжения первых врачей, анатомов, дерзающих раскрыть тайну Божьего создания. Был он и среди моряков, освистывавших первый пароход, потому что мореплаватель должен молиться Деве Марии о даровании благоприятного ветра, а не жечь какие-то дрова, чтобы заставить вертеться какие-то колеса. Вытесненный отовсюду, он сохранился только среди читателей стихов. Он говорит о духе, цвете и вкусе стихотворения, о его чудесной силе или наоборот дряблости, о холодности или теплоте поэта. Встречается редко, вытесняемый все больше и больше двумя первыми типами, и то среди самих поэтов". Но, выделив основные три типа читателей, Гумилёв вдруг оговаривает и четвёртый тип, с которым, по собственному признанию, он встречался всего лишь однажды и которым могли бы стать многие, "если бы не человеческое упрямство и нерадивость". ЧИТАТЕЛЬ-ДРУГ "думает только о том, о чем ему говорит поэт, становится как бы написавшим данное стихотворение, напоминает его интонациями, движениями. Он переживает творческий миг во всей его сложности и остроте, он прекрасно знает, как связаны техникой все достижения поэта и как лишь ее совершенства являются знаком, что поэт отмечен милостью Божией. Для него стихотворение дорого во всей его материальной прелести, как для псалмопевца слюни его возлюбленной и покрытое волосами лоно. Его не обманешь частичными достижениями, не подкупишь симпатичным образом. Прекрасное стихотворение входит в его сознание, как непреложный факт, меняет его, определяет его чувства и поступки". В своей статье Николай Гумилёв по данной теме предвосхитил многие трактовки и формулировки современного литературоведения, такие, как "внутренний и внешний адресат", "идеальный адресат", "образ идеального читателя". Заметим лишь в заключение, что вполне традиционно рассматривать читателя как соавтора художественного произведения, и в большей степени стихотворения. Несмотря на свою "монологичность", поэтическая речь раскрывается в рамках "диалогового окна". Читатель является неким соощутителем поэта. Глубина его соавторства сравнима лишь с глубиной проникновения слушателя в музыку, с растворением в ней. © Copyright: Людмила Станева, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|