Православная психология

Елена Афанасьева-Корсакова: литературный дневник



"Помните женщину, которую хотели убить за измену мужу, а Иисус её защищает от толпы одной лишь фразой: "Кто из вас без греха, первый брось в нее камень"? (Ин 8:7). И при этом даже не поднимает головы, рисуя на песке какие-то знаки.


В церковном предании есть интересная трактовка этого евангельского эпизода. Согласно ей, Иисус писал на песке пальцем тайные грехи каждого из обвинителей. Писал кратко, но до озноба страшно для обличаемого, поскольку за любой из этих грехов по иудейскому закону полагалась смерть. Святитель Николай Сербский рассказывал об этом в форме художественного рассказа:
«Мешулам — похититель церковных сокровищ, — писал Господь на земле;
Ашер совершил прелюбодеяние с женой брата своего;
Шалун — клятвопреступник;
Елед ударил отца;
Амарнах присвоил имение вдовы;
Мерари совершил содомский грех;
Иоиль поклонялся идолам…


И так обо всех по порядку писал по земле перст праведного Судии. А те, о ком он писал, склонившись, читали написанное с ужасом. Всё, что они искусно скрывали, все их тайные беззакония, которые, казалось, никому кроме них неизвестны, но которые нарушали закон Моисея, были, оказывается, известны Ему и вот сейчас перед ними объявлены! Уста их вдруг умолкли. Дерзкие "правдолюбцы", гордящиеся своей праведностью, и еще более дерзкие судьи чужой греховности стояли окаменело и немо, как столбы в храме. Они дрожали от страха, не смея посмотреть друг другу в глаза, а о женщине-грешнице они уже и не вспомнили. Они думали только о себе, о своем обличении и своей смерти! Ни один язык больше не мог произнести Господу это надоедливое и лукавое:" Ты что скажешь?" Господь молчал. Он не сказал ничего.


Ему было гадко Своими устами объявить их лукавство, их грехи. И потому Он писал по пыли. То, что так грязно, заслуживает написания на грязной пыли. Другая причина, по которой Господь писал в пыли, еще удивительнее. То, что написано на пыли, быстро исчезает, не оставляя следа. А Христос не хотел объявлять их грехи всем и каждому во всеуслышание. Ибо, если бы Он этого хотел, то сказал бы о них перед всем народом, обличил бы их, и народ, согласно закону, побил бы их камнями. Но Он — не желал ни мести, ни смерти тем, кто постоянно замышлял Его убить и кто больше хотел Его смерти, чем собственной вечной жизни.


Он лишь желал, чтобы они задумались о себе, о собственных грехах.
Хотел напомнить им, что и они не безгрешны и чтобы они, под бременем собственных беззаконий, не были слишком жестокими судьями чужих. Чтобы прокаженные грехом не спешили лечить чужую проказу; чтобы, будучи преступниками, не расталкивали других, дабы быть им начальниками.
Это все, чего хотел Господь.
И когда Он закончил писать, Он вновь разровнял пыль, и написанное исчезло».


Грешники «праведные» оказались на поверку ничем не лучше грешницы, которую они с гневом обличали в ее грехе.
И снова все тот же финал, все та же тихая, исполненная любви фраза: Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши (Ин 8:10–11).


К чему я все это пишу? Это ведь мы с вами... Это всё про нас... Это все про меня... Это мы осуждаем всех и вся, а сами погрязли в грехах, пусть грехи наши и невидимы общему взору. Чужие грехи видим, а собственных не замечаем, оправдывая себя за все. Надеюсь вы понимаете о чем я?


Грехи других судить Вы так усердно рвётесь: Начните со своих – и до чужих не доберётесь».
Имеющие уши слышать, да слышат." (С)


Свщ. Пётр Гурьянов



Другие статьи в литературном дневнике: