Осознание себя.

Калитвинец: литературный дневник


"Поэт в России больше чем поэт..."


Есть люди считающие себя поэтами потому пишущие, иногда неимоверную чушь, восторгаясь своим "совершенством" и требуя того же от других, и если того не следует, то очень обижаются, а есть поэты от Бога, которые сами по себе могут быть неоднозначными в восприятии окружающего мира, но стихотворные создания их изумляют читателя, иногда потрясая своею красотою настолько, что и молвить немогут о том, а кого-то подвигают, вдохновляя, на написание собственных произведений. Наверное есть и третьи, и четвертые. Но рассмотрю два типа людей. Первые, во множестве своём, представляют собой так называемых графоманов. Быть может, кто-то, из них приобретя навыки техники стихосложения, станет мастером в этой области литературного искусства. Вторые, представляют собой литераторов с большой буквы, которые приобретают свою аудиторию на подобных сайтах.


Поэт ли я? Могу ли полноправно называться стихотворцем? Вопрос требующий осмысленного ответа. И прежде всего самому себе...
Имея опыт обучения в российских ВУЗах, самообразовываясь всегда работаю со специальной литературой, позволяющей определить для себя многое, познать неизведанное до некоторого времени. Попробую и сейчас, используя понятия, соответствующие выбранной теме, обьяснить моё здесь появление, на этом поэтическом сайте. Правомерность своих публикаций.


Поэт — литератор, творящий в поэтических жанрах.


Очень интересно попробовать себя во всей многоцветной и разноликой палитре поэтического искусства, которое с детских лет завораживало мою впечатлительную натуру. Стихами говорить желал всегда. Неимея умения этот порыв полноценно выразить.


Происхожу из интеллигентной семьи, но не в столь многих поколениях чтобы быть многообразованным человеком, как некоторые представители пишущей братии. Восполняю этот пробел самостоятельно, осваивая упущения школьных лет. Высшее образование имея. Но далёкое от филологии, языкознания и литературоведения.


Но вернёмся к вышеобозначенной теме. В ряде культур, знающих различие между поэзией и прозой, поэт рассматривается как творец, наделённый высоким статусом: он обладает особым поэтическим даром, этот дар носит сверхъестественный характер. К таким культурам относится и традиционная европейская. Первые поэтические тексты имели мистическое назначение.


В связи с этим особым культурным статусом слово «поэт» в таких культурах, по-видимому, часто носит более оценочный, нежели терминологический характер: иными словами, про плохого или слабого поэта часто говорят, что он «не поэт» вовсе, тогда как для признания кого-либо поэтом недостаточно одного факта создания или даже публикации стихов.


Кому-то могут непонравиться мои сочинения, кого-то оставят равнодушным, а кто-то будет лучшего мнения о прочитанном, непостесняюсь сказать, что быть может восхитится чем-либо. И тогда написав мне чем именно его задело, назовёт автора стихотворных строк поэтом.


Вопрос. Является ли публикуемое мной поэзией?
Для начала рассмотрю само понятие поэзии.


Поэ;зия (греч., «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определенной потребностями обыденного языка. Дополнительной мерой речи является стих (стихотворная строка), а так же рифмы, метр и проч. Нередко слово поэзия употребляется в метафорическом смысле, означая изящество изложения или красоту изображаемого, и в этом смысле поэтичным может быть назван сугубо прозаический текст; во избежание путаницы в научной литературе существует поэтому тенденция избегать слова поэзия и говорить исключительно о стихе (стихах), однако и такое словоупотребление не свободно от недостатков, поскольку основное значение термина «стих» — отдельная стихотворная строка.


В современной культуре под поэзией обычно понимают вид искусства, забывая, что и в нынешней повседневной жизни достаточно текстов поэтических, но нехудожественных (например, рекламные). Исторически же стихотворными могли быть тексты любого содержания, вплоть до научных и медицинских трактатов. Целесообразность облекания этих текстов в стихотворную форму была связана с тем, что таким образом текст дистанцировался от обыденной речи, маркировался как наиболее важный, значимый.


Стих (от греч. — ряд, строка) — поэтическая строка (употребление слова «стих» в значении «стихотворение» является речевой ошибкой). В отличие от прозаического текста, который имеет только синтаксическое членение, стихотворная речь дополнительно членится на стихи — обычно небольшие по протяженности речевые отрезки, которые воспринимаются как соизмеримые и сопоставимые. Изучением особенностей стиха занимается стиховедение.


Обрядовая, магическая речь у диких племен имеет исключительно стихотворную форму. Стихотворная форма преобладает в фольклоре и эпосе. В современной культуре стихотворную форму имеет часть художественной речи.


Стихотворение — текст, состоящий из стихов. К литературным жанрам, традиционно имеющим стихотворную форму, относятся поэма, ода, эпиграмма, баллада, элегия и др.


Как правило, в русских поэтических текстах стихи рифмуются друг с другом в определённом порядке. Организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения, называется строфой. Однако нередки и поэтические тексты без рифм — белые стихи.


Белые стихи сочинять настоятельно не рекомендуют. Но я, в дерзости своей, имею такую черту, как попытки написания белых стихов. Пример таковых здесь публикую.


Белый стих — стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от свободного стиха, обладающий определённым размером: белый ямб, белый анапест, белый дольник. Уже, белый стих - нерифмованный пятистопный ямб, каким обыкновенно пишется драма.


Употребление этого термина возможно только для тех национальных поэзий, для которых и размер, и рифма являются характерными, системообразующими признаками: так, применительно к древнегреческой поэзии, в которой нечто похожее на рифму возникало разве что в виде исключения, о белом стихе говорить не принято.


В русской поэзии белый стих пользовался в определённые периоды (главным образом, в конце XVIII — начале XIX веков) значительной популярностью; особенно это касается белого ямба, широко использовавшегося в поэмах и стихотворных драмах. В XX веке употребительность белого стиха в русской поэзии идёт на спад, и его появление обычно свидетельствует о сознательной стилизации.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 22.02.2008. Осознание себя.