Повторы

Татьяна Водлей: литературный дневник


учитель русского языка и литературы


школы №1 ЕМР


ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ


УРОК 4


ТЕМА: «ПОВТОР КАК ОДНО ИЗ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»


План урока:


Вступление


Основная часть


а) звуковой повтор;


б) анафора;


в) эпифора;


г) параллелизм;


д) подхват;


е) лексический и экспрессивный повтор


3. Заключение


На предыдущих уроках мы рассмотрели самые распространённые тропы и фигуры. На данном уроке подробнее остановимся на различных видах повтора как одного из выразительных средств языка.


Повтор - повторение слов, выражений, композиционных элементов в художественном тексте. К повторам относятся: анафора, подхват, рефрен, синтаксический параллелизм, эпифора, эпистрофа, звуковые повторы.


Звуковой повтор – повторение одинаковых, сходных звуковых сочетаний в художественной речи.


Аллитерация (от лат. ad — к, при + litera —буква). Повторение одина­ковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием, применяемый для создания определённого образа.


Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пуш­кин).


Люблю грозу в начале мая,


Когда весенний первый гром,


Как бы резвяся и играя,


Грохочет в небе голубом


(Ф.Тютчев)


Ассонанс - а) неточная, неполная рифма, основанная на совпадении либо ударных гласных, либо слогов, на которые падает ударение, либо комплексов согласных, смежных с одинаковыми гласными;


б) концентрированное повторение гласных звуков:


У наших ушки на макушке,


Чуть утро осветило пушки


И леса синие верхушки –


Французы тут как тут.


(М.Лермонтов)


Анафора (греч. anaphora — вынесение вверх). Стилистическая фигу­ра, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в на­чале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).


Клянусь я первым днем творенья,


Клянусь его последним днем,


Клянусь позором преступленья


И вечной правды торжеством...


(М.Ю. Лермонтов)


Единый зачин делает речь экспрессивной, выразитель­но подчеркивая основную мысли текста. Различают различные виды анафоры.


Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний зву­ков. Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища. (Пушкин)


Анафора морфемная. Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов.... Черноглазую девицу, Черногривого коня! (Лермонтов)


Анафора лексическая. Повторение одних и тех же слов. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин)


Анафора синтаксическая. Повторение одних и тех же син­таксических конструкций. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. (А.С. Пушкин)


Эпифора (греч. epiphora из epi — после + phoros — несущий). Стили­стическая фигура, противоположная анафоре (см.), заключающа­яся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого па­раллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно ти­тулярный советник? (Гоголь).


Милый друг, и в этом тихом доме


Лихорадка бьёт меня.


Не найти мне места в тихом доме


Возле мирного огня!


(Блок)


Параллелизм (греч. «parallelos» — идущий рядом) — фигура, представляющая собой однородное синтаксиче­ское построение предложений или их частей. Это одна из характерных черт поэтической речи. Структурный парал­лелизм обычно сопровождается тематическим, содержа­тельным. Сходство в построении предложений раскрыва­ет живую связь образов:


Жизнь без тревог — прекрасный светлый день,


Тревожная — весны младые грезы.


Там — солнца луч и в зной оливы сень,


А здесь — и гром, и, молния, и слезы...


(А.А. Фет)


Параллелизм имеет разнообразные формы.


Когда умирают кони – дышат,


Когда умирают травы – сохнут,


Когда умирают солнца – гаснут,


Когда умирают люди – поют песни.


(В.Хлебников)


Разновид­ностями его являются, в частности, единоначатие (ана­фора) и концовка (эпифора).


Подхват — фигура, которая заключается в подчеркну­том повторении конца стиха в начале следующего стиха:


Придет оно, большое, как глоток, —


Глоток воды во время зноя летнего.


(Р.И. Рождественский)


Последующая строка здесь как бы «подхватывает» предыдущую, связываясь с ней, откуда и название этой фигуры.


Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, повторяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя.


Не напрасно дули ветры,


Не напрасно шла гроза.


(С.Есенин)


В те времена алчущий читатель искал книгу – теперь алчущая книга гоняется за читателем. Книга перестала быть учителем жизни, общество, всё вокруг себя превратившее в товар, уронило и значение книги. (Д.Лихачёв)


Экспрессивный (эмоциональный повтор) – повторение одного и того же слова или выражения для усиления эмоционального восприятия текста или передачи эмоционального состояния автора или героя.


- Скорей, скорей, - кричали мальчики, подгоняя друг друга… (А.Гайдар)


Выполнение задания В-8 потребует очень внимательного прочтения текста и осмысления его изобразительно-выразительных особенностей. Для правильного выполнения этого задания нужно разбираться в разнообразии средств выразительности речи, хорошо знать основную терминологию и особенности стилей и типов речи.


Готовясь к экзамену, почаще заглядывай в глоссарий, выполняй упражнения и тестовые задания. Желаю удачи!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 21.07.2013. Повторы