Повторы
школы №1 ЕМР ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ УРОК 4 ТЕМА: «ПОВТОР КАК ОДНО ИЗ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА» План урока: Вступление Основная часть а) звуковой повтор; б) анафора; в) эпифора; г) параллелизм; д) подхват; е) лексический и экспрессивный повтор 3. Заключение На предыдущих уроках мы рассмотрели самые распространённые тропы и фигуры. На данном уроке подробнее остановимся на различных видах повтора как одного из выразительных средств языка. Повтор - повторение слов, выражений, композиционных элементов в художественном тексте. К повторам относятся: анафора, подхват, рефрен, синтаксический параллелизм, эпифора, эпистрофа, звуковые повторы. Звуковой повтор – повторение одинаковых, сходных звуковых сочетаний в художественной речи. Аллитерация (от лат. ad — к, при + litera —буква). Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием, применяемый для создания определённого образа. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин). Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом (Ф.Тютчев) Ассонанс - а) неточная, неполная рифма, основанная на совпадении либо ударных гласных, либо слогов, на которые падает ударение, либо комплексов согласных, смежных с одинаковыми гласными; б) концентрированное повторение гласных звуков: У наших ушки на макушке, Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут. (М.Лермонтов) Анафора (греч. anaphora — вынесение вверх). Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка). Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством... (М.Ю. Лермонтов) Единый зачин делает речь экспрессивной, выразительно подчеркивая основную мысли текста. Различают различные виды анафоры. Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний звуков. Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища. (Пушкин) Анафора морфемная. Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов.... Черноглазую девицу, Черногривого коня! (Лермонтов) Анафора лексическая. Повторение одних и тех же слов. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин) Анафора синтаксическая. Повторение одних и тех же синтаксических конструкций. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. (А.С. Пушкин) Эпифора (греч. epiphora из epi — после + phoros — несущий). Стилистическая фигура, противоположная анафоре (см.), заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь). Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (Блок) Параллелизм (греч. «parallelos» — идущий рядом) — фигура, представляющая собой однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Это одна из характерных черт поэтической речи. Структурный параллелизм обычно сопровождается тематическим, содержательным. Сходство в построении предложений раскрывает живую связь образов: Жизнь без тревог — прекрасный светлый день, Тревожная — весны младые грезы. Там — солнца луч и в зной оливы сень, А здесь — и гром, и, молния, и слезы... (А.А. Фет) Параллелизм имеет разнообразные формы. Когда умирают кони – дышат, Когда умирают травы – сохнут, Когда умирают солнца – гаснут, Когда умирают люди – поют песни. (В.Хлебников) Разновидностями его являются, в частности, единоначатие (анафора) и концовка (эпифора). Подхват — фигура, которая заключается в подчеркнутом повторении конца стиха в начале следующего стиха: Придет оно, большое, как глоток, — Глоток воды во время зноя летнего. (Р.И. Рождественский) Последующая строка здесь как бы «подхватывает» предыдущую, связываясь с ней, откуда и название этой фигуры. Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, повторяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С.Есенин) В те времена алчущий читатель искал книгу – теперь алчущая книга гоняется за читателем. Книга перестала быть учителем жизни, общество, всё вокруг себя превратившее в товар, уронило и значение книги. (Д.Лихачёв) Экспрессивный (эмоциональный повтор) – повторение одного и того же слова или выражения для усиления эмоционального восприятия текста или передачи эмоционального состояния автора или героя. - Скорей, скорей, - кричали мальчики, подгоняя друг друга… (А.Гайдар) Выполнение задания В-8 потребует очень внимательного прочтения текста и осмысления его изобразительно-выразительных особенностей. Для правильного выполнения этого задания нужно разбираться в разнообразии средств выразительности речи, хорошо знать основную терминологию и особенности стилей и типов речи. Готовясь к экзамену, почаще заглядывай в глоссарий, выполняй упражнения и тестовые задания. Желаю удачи! © Copyright: Татьяна Водлей, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|