Полет через край познания

Татьяна Водлей: литературный дневник

Полет через край познания


Воображение, экспрессия, очарованность красотой и ритмами, стремление раскрыть тайны мироздания и описать их понятным для других языком — все это доступно не только профессиональным поэтам, посвятившим свою жизнь всевозможным вариациям слов, рифм и размеров./p>


«Поэзия является одной из ярких форм духовности и духовного
освоения мира, что Гоголь назвал подлинным проявлением души человека».
Из предисловия к сборнику стихов «Социология души»
Е.Д.Шарко


Е.Д.Шарко


Преподаватели и студенты Петербургского университета в очередной раз разрушают привычные стереотипы, показывая, насколько вдохновляющей и глубоко поэтичной может быть жизнь, наполненная искренней страстью к изучаемой науке. Такой становится любая профессия, если отдавать ей душу без остатка — как делают это настоящие универсанты.


Природа — муза геолога-поэта


Небольшая комната геолога Елены Дмитриевны Шарко, выпускницы Университета, напоминает настоящий музей. Здесь все заполнено вещами, рассказывающими об истории ее семьи и собственной долгой, насыщенной удивительными событиями жизни, похожей на большой эпический роман. Вот старинная картина, принадлежавшая ее деду Александру Яблонскому, диакону Исаакиевского собора, вот голова черепахи и засушенный крокодильчик, подаренные молодой женщине во время геологической экспедиции на Кубе, вот кукла-китайчонок, сделанная в начале XX века и купленная сестрой Елены Дмитриевны на первую зарплату. Кстати, именно сестра начала записывать первые сочиненные двухлетней девочкой строчки — тетрадь с этими записями также хранится здесь до сих пор. Придумывать стихи, вспоминает Елена Дмитриевна, было так же естественно, как есть или говорить — возможно потому, что, слушая рассказы родителей, переживая сама все самые грозные, жестокие и знаменательные события России в XX веке, девочка не могла не представлять себя героиней необыкновенной книги.
— Представляете, во мне, советской пионерке, бабушка сумела воспитать любовь к царской семье! — восклицает Елена Дмитриевна. — Помню, мы уже после войны, после блокады, вернулись из эвакуации. И в коммунальной квартире, где было 10 комнат, 30 человек, бабушка сидела на кухне и рассказывала о встречах с Николаем II и его дочерьми. Помню, как еще до эвакуации, в первые месяцы блокады, на моих глазах в дом у Аничкова моста попала бомба. Мне было 6 лет. Помню, как непонятно мне было отсутствие папы — он пробыл в лагерях с 1938 по 1948 год, но это тогда воспринималось очень смутно.
Более чем 150-летняя история большой семьи Можаевых — такую фамилию в девичестве носила Елена Дмитриевна — не могла, в конце концов, не отобразиться в книге, озаглавленной «Россия. Триптих». Первая часть, названная строками любимого поэта, Александра Блока — «Мы — дети страшных лет России», содержит, помимо биографических данных, поразительные подробности жизни знаменитых петербуржцев прошлого столетия. Это своего рода история нашего города и всей страны через призму отдельных судеб.
Лилия Порицкая


Лилия Порицкая


— Петербург полон теней, — убеждена Елена Дмитриевна. — Моя мама часто общалась с приемной матерью дочери Блока, это была Мария Сергеевна Сокович, врач Суворинского театра, где в последние годы своей жизни работал поэт. Александра — дочь его последней любви, Людмилы, с которой он встречался в Рождествено, в 1920 году. В июле Людмила умерла от туберкулеза, и Блок привез крохотную девочку в театр, попросив друзей позаботиться о ней.
Благоговейное чувство к поэзии и культуре Елена Можаева-Шарко пронесла через всю жизнь, и сама писала стихи, вдохновляясь самыми различными событиями. Сегодня она с улыбкой вспоминает школьные переводы Гете — а когда-то учительница немецкого сравнивала ее тексты с переводами самого Жуковского! Но самый интересный материал для творчества будущий геолог приобрела, поступив в Университет и побывав на первых практиках. Тогда Елена Дмитриевна и обрела свою музу — природу, гармонию стихий, растений и земли.
— Это все — романтика. И геология — романтика, и поэзия — романтика. Потому что ведь красота-то какая! — вспоминает геолог. — Но и печального много. Вот Приморье, Дальний восток. 200 километров от железной дороги, надо ехать на автобусе к вольфрамовому комбинату. И внезапно я понимаю, что дым на комбинате — это дым от сгоревших уссурийских кедров, что топят эти котлы настоящим природным «золотом». Стало больно, и так родились строчки одного из самых памятных стихотворений.


Елена Шарко
Приморье. 1979 год


Вот и кончилось зимнее лето любви.
И все та же луна за окном,
Где в сугробах следы утонули твои,
Чтоб уже не вернуться потом.
А меня закружили дорог огоньки,
Увозя далеко в Ленинград.
Но, как память, простертые руки тайги
Убегают послушно назад.
Перевал распахнул во все стороны ширь.
Солнца диск ослепительно рыж.
Волны сопок застыли, как мертвая зыбь,
Как с Исаакия — волны крыш.
А в долине дымы — как толпа чумаков,
У корчмы чубуками дымят.
Пахнет ладаном дым — с легкой русской руки
Уссурийские кедры горят.


Память геолога хранит множество экспедиций, но особую часть в них занимает поездка на Кубу в 80-е годы. Елена Дмитриевна до сих пор может воспроизвести любую подробность этой увлекательнейшей командировки — от запаха сосен в провинции Пинар-дель-Рио, до танцев на народном празднике кубинцев. Ну и конечно, подробности самой работы — ведь для геолога нет ничего более вдохновляющего, а для геолога-поэта — особенно.
— Мы сделали там множество препаратов из руды. Ведь смысл работы нашей, геологов, минералогов, с рудой — это увидеть, в каком виде там находится полезный компонент как минерал, с чем он сможет взаимодействовать, чтобы позже нельзя было разрушить это свойство при обогащении руды. Это похоже на то, как будто ты читаешь волшебную сказку, которую написала природа. Это сказка, которую мы читаем внутри самой руды с помощью микроскопов, а потом рассказываем о ней другим.


В ожидании весны


Возможно, именно потому, что эта профессия неразрывно связана с поразительными открытиями и романтическими историями, тайнами природы и самой жизни, геологи оказались одними из самых поэтичных универсантов. Чтобы убедиться в этом, достаточно взять сборник, подготовленный к одному из юбилеев окончания Геологического факультета — практически половину толстого тома занимают стихи и песни бывших студентов, аспирантов и преподавателей.


Лилия Порицкая


«Зима, зима, я еду по зиме»
И.Бродский


«Зима, зима, я еду по зиме
Куда-нибудь по видимой отчизне.
Гони меня, ненастье, по земле.
Хотя бы вспять, гони меня по жизни».


Эпиграф Бродского. Я еду по зиме
В приют любви и теплого участья,
Гони меня, ненастье по земле,
Здесь собираю я осколки счастья.


И этот дом, традиции храня,
Поймет любого в жизни преходящей.
«Согрейся, любим, — здесь звучит, — тебя,
Оставь заботы, всяк сюда входящий».
В единстве душ далеких и живых,
И в дымке нереального уюта
Звучат слова, бокалы, тихий стих
Напева, посвященного кому-то.


Застыло время, за окном зима
Всех отношений видимых в Отчизне.
Поднимем кубок за приют тепла
В холодной стуже мимолетной жизни.


Имя автора этих строк, Лилии Геннадьевны Порицкой, специалиста в области рудной минералогии и геохимии, занимает особое место среди тех, кто посвятил свою жизнь тому, чтобы словом и делом прославить геологию как науку. Она работала в экспедициях в разных уголках нашей страны, а в 1985 году защитила кандидатскую диссертацию. Лилия Геннадьевна ушла из жизни в 2009 году — для ее коллег, друзей, всего Университета это стало невосполнимой потерей.
— Лилия Геннадиевна была очень добрым, интересным и без сомнения талантливым человеком, — рассказывает доцент кафедры минералогии, кандидат геолого-минералогических наук Наталия Ивановна Краснова. — Хотя жизнь оказалась несправедливо суровой к ней — оставшись вдовой еще до рождения ребенка (муж трагически погиб в экспедиции), она многие годы одна воспитывала сына. Затем после нескольких счастливых лет жизни с горячо любимым вторым мужем, тяжелая болезнь унесла и его, а вслед за ним трагически погиб в годы перестройки сын Лилии Геннадьевны.
Стихи, которые писала Лилия Порицкая, она никогда не считала достойными опубликования, но сейчас ее коллеги планируют восполнить этот пробел и издать сборник ее произведений. Кроме того, оказалось, что в последние годы ею были написаны удивительно живые и искренние очерки, посвященные биографиям разных ученых геологического факультета, истории музея кафедры петрографии и истории развития некоторых направлений науки. Для всех универсантов необычайно интересен ее очерк о Михайловской усадьбе, где с 1919 по 1941 годы действовала детская трудовая школа — коммуна «Красные зори», которую возглавлял до 1937 года талантливый педагог И.В.Ионин (см. журнал «СПбУ» №23 (3746) от 8 декабря 2006 г.).
— Перечитывая стихи Лилии Геннадьевны, — отмечает Наталия Ивановна, — я не перестаю удивляться, как созвучны они тому, что происходит рядом с нами. Например, некоторые из них просто поразительно точно описывают нынешнюю зиму! А вот еще одно, которое вспоминается в преддверии наступающей весны.


Лилия Порицкая


Эй, березы, сосны, ели,
Пробудитесь ото сна,
Неужель не надоели
Вам метели и зима?


Словно вам увидеть трудно,
Что снега, как соль, лежат
И под их тяжелым спудом
Воды вешние бурлят.
Протяните руки-ветки,
Отряхните снег с ресниц
И пошлите с этим ветром
Вы призыв к зимовкам птиц.


Пусть они скорей вернутся,
Скрасят леса тишину,
Жителям лесным проснуться
Вдруг помогут, и весну


Приведут, подснежник белый
Ей, кивая, путь устелит.
Эй! Березы, сосны, ели,
Да проснитесь же скорее.


Социологическое воображение в поэтическом преображении
Социологи готовят поэтический сборник «Социология души»


Социологи готовят поэтический сборник «Социология души»


Весна, время пробуждения природы и души, не случайно считается в истории поэзии самым плодотворным и вдохновляющим временем года. А с недавних пор у всех, кто не может прожить без завораживающей прелести поэтической формы, появился официальный повод отметить наступление теплых дней. В 1999 году на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО было решено ежегодно отмечать Всемирный день поэзии — World Poetry Day — 21 марта. Как говорится в резолюции ЮНЕСКО, именно поэзия может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека. И для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание, дать возможность шире заявить о себе малым издательствам, чьими усилиями, в основном, доходит до читателей творчество современных поэтов, литературным клубам, возрождающим традицию живого звучащего поэтического слова.
В прошлом году инициатива международной организации ЮНЕСКО была подхвачена и Петербургским университетом, где преподаватели и студенты направления «Социология» обнаружили, что внушительная часть из них пишет стихи и поэмы. Начиная, в частности, с директора НИИ комплексных социологических исследований профессора Валентина Семенова и его заместителя Александра Шарова и заканчивая первокурсниками. Такое необыкновенное явление не могло не привлечь внимание Студенческого совета и его идейного вдохновителя, профессора кафедры теории и истории социологии Асалхана Ользоновича Бороноева. Было решено провести литературный вечер в честь Дня поэзии, а также выпустить поэтический сборник. В этом году оба эти мероприятия были осуществлены вновь — таким образом, они стали уже традиционными.
— Это один из самых потрясающих, самых любимых студентами проектов. Мы даже не ожидали, что так быстро мероприятие обретет популярность, — отмечает Наталья Кривицкая, председатель Студенческого совета Факультета социологии, студентка 4 курса. — Студенты и преподаватели сами шли на контакт с нами, чтобы участвовать в Дне поэзии — и тех, и других было примерно одинаковое, довольно внушительное число.
Как отмечает профессор Бороноев, основная задача мероприятий в честь Дня поэзии — раскрыть творческий потенциал студентов и преподавателей, помочь им обрести читателей и даже поклонников. Вторая цель, которую с легкостью можно считать и средством — создать на факультете по-настоящему праздничное, весеннее настроение. Поэтому задолго до литературного вечера коридоры и аудитории начинают украшать яркими плакатами, в студенческой газете «Социограф» появляется информационная статья, готовится сценарий мероприятия, который включает музыкальную часть и даже выступления известных профессиональных петербургских поэтов. Обе задачи, считают организаторы, оказались вполне достижимыми и даже превзошли ожидания.
— Когда я читала творения студентов, своих однокурсников, меня очень многое удивило — вот этот порыв души, эмоциональность. Я даже не ожидала, что у них в голове творится такое. Все-таки стихотворения очень раскрывают людей, — говорит Наташа Кривицкая. — Открываешь какую-то дверцу, которая закрыта, и то, что ты видишь за этой дверью, очень часто удивляет и радует. Или наоборот, пугает. Но очень интересно. Тем более, если речь идет о преподавателях. Когда вы видите перед собой профессора, который вам читает лекции, это одно. А когда вы читаете его стихотворение о любви, это совершенно другое. И это очень сильно трогает. Когда он проходит мимо, думаешь — а я про тебя кое-что знаю! Учеба становится более персонифицированной, с ореолом личностей.
Авторство словосочетания «Социология души», ставшее названием для первого поэтического сборника факультета, принадлежит доценту кафедры общей социологии и поэту Наталье Ивановне Боенко. Как отмечают сами студенты, преподаватели удивили их не только самим фактом, что они пишут стихи, но и тематикой этих произведений. Оказалось, что большинство из них так или иначе отражают в стихах результаты своих размышлений в сфере непосредственной профессиональной деятельности.


Александр Шаров
Размышления эмпирического социолога на тему теории общества


Избави, Боже, пуще всех печалей:
Концептуальных споров не унять.
Ну что же делать, нас они достали,
Придется, как умеем, отвечать.
Одни выводят всё из личной воли.
Все — государство, танцы и долги…
Но чтобы общество в заглавной роли —
Про это и подумать не моги.
Такой подход — дитя чикагской школы,
Его пророки — Гофман, Кули, Мид,
И стал он чем-то вроде «Кока-колы» —
В любом киоске на виду стоит.
Другое толковал покойный Парсонс,
К нему вполне относят и марксизм.
Не очень ловко стал он называться —
Структурный, это, функционализм.
Не будем тратить лишние минуты,
Укажем только главное в статьях:
Здесь крепко чтят структуры, институты,
А индивид тут на вторых ролях.
Ну а вокруг бушуют направленья,
Без меры вешки новые столбя,
И каждый полагает себя гением
И одеяло тянет на себя.
Но что же делать тем, кто просто практик,
Тем, кто в SPSS’е заторчал.
— Не заморачивайся, твердо стой на факте,
Как Секст Эпмирик некогда сказал.


На это стихотворение Александра Шарова, заместителя директора НИИКСИ, обратили внимание многие студенты, чьи стихи также были опубликованы в сборнике «Социология души». По словам Маши Ерофеевой, студентки 4 курса, сама потребность социолога писать стихи связана, скорее всего, не с поэзией, а именно со спецификой профессии.
— Я уверена, что душа социолога — она всегда социологична. Поэтому он свою социологичность пытается во всем, что он делает, реализовать. Я в будущем планирую заниматься теорией социологии, и в своих стихах тоже часто использую социологические термины. Хотя у меня, конечно, стихи более лиричны, — улыбается Маша. — Вообще у нас, социологов, даже термин есть — социологическое воображение. В других науках такого нет. Это означает, что человек, который занимается социологией, должен связывать и объяснять явления посредством социальных причин. То есть должен уметь находить такие связи, которые другие могут не видеть, косвенные, скрытые связи. Поэтому социологи не могут быть нетворческими людьми. Меня, например, вдохновляют встречи с новыми людьми, разговоры, какие-то новые идеи, которые появляются.


Мария Ерофеева


Ты — гипотеза.
Ты — идея.
Пускай и верифицируемая,
Но я все равно не верю
В то, что ты существуешь.
Должно быть, вкралась ошибка,
Неосознанная, проецируемая
В прерывность твоей улыбки.
Ошибка 2-го рода.
Впрочем, может и 1-го.
Если принять положение
О том, что мы останемся целыми.
Мысли мои — вверх тормашками.
Время бежит по кругу.
Я запомню твои движения,
Но возможно, в следующей жизни
Мы не узнаем друг друга.
А дни остаются белыми.


Однокурсница Маши Ирина Мухина согласна с ней в том, что творчество помогает обрести необходимые навыки для выражения своих мыслей — ведь это необходимо при подготовке, в частности, всех многочисленных научных работ и исследований, которые приходится писать социологу. Впрочем, поэтическое творчество Ирина считает скорее приятным хобби, несмотря на то что пишет довольно давно, а в старших классах школы по ее пьесам даже был поставлен спектакль.
— Я пишу лирику, и мои мотивы — это больше душевные переживания. Хочется отразить определенное душевное состояние, даже порой когда очень сложно что-то выразить словами, очень интересно находить нужные сочетания, придумывать, пытаться озвучить свое состояние, отразить в стихах. Кажется, что внутри тебя рождаются какие-то строки, и порой это парадоксально — даже кажется, что не ты что-то придумываешь, а тебе говорят — пиши вот это. И можно сесть и за 10 минут написать стихотворение.


Ирина Мухина
Приглашение инопланетным гостям


О, что мы видим за сверканье
Лазури ясной, голубой,
Тот отблеск не луны сиянья,
Тот отблеск красоты земной.
Нет лучше места во Вселенной,
Чтоб счастье вечное найти,
И каждый с быстротой мгновенной
Захочет в гости к нам прийти.
И мы вас видеть будем рады,
Покажем чудо на Земле:
Поля, дворцы, сады, ограды
И реки, горы, всё, везде!
И неба голубые дали,
И свежий ветер в волосах,
За песни птиц вы б всё отдали,
Все нотки жизни в голосах!
За запах от цветов приятный,
За ощущение тепла,
За звук ручья такой невнятный,
И чтоб потом река текла.
Вы б всё отдали, без сомненья,
Вам стоит только захотеть
И без раздора и крушенья
На нашу Землю прилететь.


Поэт, социолог, гражданин…


Для большинства студентов сборник «Социология души» стал практически первой возможностью заявить о себе широкой публике — ведь до этого ребята лишь изредка показывали свои произведения друзьям и знакомым. Такое тесное соседство начинающих и уже взрослых, уверенных в себе социологов-поэтов привело не только к расширению границ творческой и личностной реализации, но и к весьма значительным для образовательного процесса результатам.
— Мне очень приятно, что молодежь нас услышала. Получилось так, что мы словно взаимно вдохновляем друг друга — студенты и старшее поколение, — признается старший научный сотрудник лаборатории проблем молодежи НИИКСИ СПбГУ и поэт Лидия Ивановна Сугакова. — Они нас вдохновляют своей первозданной молодостью, а мы, в свою очередь, должны им передавать все лучшее в нашей русской, советской истории. И, сохраняя лучшее, одновременно учить студентов критически, социологически, практически мыслить, развивать их интеллект. То есть, с одной стороны, это такой воспитательный момент, а с другой — мы сами молодеем, начинаем смотреть на какие-то вещи по-новому.
Социологи, ежедневно изучающие, анализирующие, систематизирующие «живую» ткань общественных процессов, как в новейшей истории, так и в современной России, не могут горячо не переживать за судьбу страны. И это находит самое прямое отражение в стихах, которые литературоведы могли бы назвать настоящей гражданской лирикой.
— Это стихи о времени и о себе, — так интерпретирует свое творчество и творчество своих коллег Лидия Ивановна. — Мы учились, работали в советское время, и знаем не только минусы, но и большие плюсы той эпохи. Но при этом мы понимаем плюсы и демократических свобод, и сегодня мы видим всю боль и всю внутреннюю борьбу в российском обществе. Поэтому у нас стихи проникнуты мироощущением и патриотическим, и гражданским, и болью за сохранение и возрождение России.


Лидия Сугакова
Дымковской барыньке с коромыслом
Посвящается России


О, древнерусская Фемида, несущая на коромысле
Весы и ведра с нашим смыслом.
Живая, мертвая вода колышется в них постоянно.
Куда несется этот мир?
Чем окропить больные раны?
Она нарядна, величава
Ступает плавно, словно пава.
Кокошник яркий, как корона,
Сама сошла как будто с трона.
Идет с открытыми глазами
И хочет, чтоб мы зрели сами.
Без затемняющих повязок
Мы отличали быль от сказок.
О, древнерусская Фемида,
Дай нам и взвешенность, и силу,
Чтоб удержать Восток и Запад
На коромысле плеч России.


Как и в любой науке, в социологии существует определенное противопоставление теории и практики — его Лидия Сугакова обозначает как «Земля» и «Небо». Невозможно постоянно витать в небесных сферах, как невозможно все время оставаться на земле, ни разу не взглянув вверх. Так и поэзия для социологов помогает не только временно оторваться от насущных, обыденных проблем, но и продолжать свой напряженный труд в более объемном пространстве, дающем широкую картину для исследований.
— Социология — это жизнь. Ведь, например, когда мы анализируем полторы тысячи анкет, ответов студентов, то за цифрами, которые показывает нам машина, ЭВМ, скрываются настоящие, живые души, — поясняет социолог. — Есть такое понятие, как метафизический горизонт, горизонт сознания. И вот сейчас мы выходим на свою связь Земли и Неба, своего прекрасного города и страны, которым мы посвящаем стихи.


Татьяна Семме



Другие статьи в литературном дневнике: