Работа дураков любит, или вот такая теперь война.

Людмила Скрябина: литературный дневник

Многие меня потеряли... и нарисовали в своём воображении жуткие картины, которые могли со мной произойти…
А приключилась история до отвращения банальная для времени телефонных «разводов».
Наверное, в подобную ситуацию попадают люди, которые думают, что они в ней никогда не окажутся. Пострадавшим они говорят: «Да это может случиться с каждым…», - но самодостаточное «я» уверяет их в обратном: «Со мной никогда этого не произойдёт… Какой же дурой надо быть, чтобы клюнуть на такую банально-массовую лохню…»
Не окажись я в том, в чём оказалась, возможно, так и размышляла бы.
Со смертью тоже так бывает - внутренне настроенные на жизнь, мы не думаем о том, что она может прийти к нам в любой, самый неподходящий момент…
Переписываясь с мошенниками, я искренне думала, что переписываюсь со своим директором…
- Послушай, ну неужели ты не знаешь, что И.В. ни с кем не переписывается по телефону?! – изумлялись удивлённые коллеги.
- Да ведь и А. А. не раз предупреждала, что идут рассылки от имени директора!
Но для меня, цифрового филолоха, рассылка - это какая-то ссылка, нажимая на которую я тут же лишаюсь денежных средств…, но никак не «Добрый день, Л. В!.. Вчера меня вызывали в Министерство культуры… Я разговаривала с Юрием Константиновичем Орловым, ответственным за финансовую безопасность учебных заведений… Вам позвонят… »
Нет сил и желания описывать дальнейшие подробности, да и устало-скучновато. Почему-то не насторожила фраза: «Ко мне не заходите. Будем общаться здесь»
В переписке с мнимым директором я высказала возникшее во мне вдруг желание немедленного увольнения, чтобы выбросить на илистое дно родного пруда телефон и погрузиться в не возмущающую душевный мир деревенскую тишину.
Не горячись! Это эмоция… - ответило мне «руководство»
Впрочем, я уже находилась в преддверии ада, определяемого Достоевским как «слишком поздно».
Мечта об облагораживающем и успокаивающем влиянии уединения была, конечно, очередным самообольщением.
- Куда же уехать от этой связи?! –вопит ежедневно в рекламном ролике оптимистично настроенная девица.
-Никуда, Люся, никуда!
Как не вспомнить известного философа, размышляющего над «Старосветскими помещиками» о том, как непрочны частоколы и плетни, окружающие старичков, желающих «удалиться от суеты жизни и тревоги страстей и похоронить себя заживо в каком-нибудь медвежьем углу в полной тишине и уединении, и тут злой дух настигнет и одним своим дыханием разрушит хрупкий игрушечный рай»*


На мгновение в неразумной моей голове вдруг мелькнули разумные подозрения. На вопрос, встречалась ли лично моя начальница с Юрием Константиновичем, я получила обескураживающий ответ: «Конечно. И не раз. Что я, дура безголовая, чтобы отправлять тебя в руки мошенников?!!»
- Ух! гора с плеч, слава Богу! <…> — как будто и пояснице легче стало!*
- Мой директор - я это точно знала - не была безголовой дурой!

Помня сентенцию Воланда, насчёт того, что человек смертен и что он иногда внезапно смертен! - отправляясь в автомобильное путешествие, я всегда отдавала распоряжения на случай подобного «фокуса», а на этот раз кто-то надоумил меня нацарапать на сей случай записку директору (чеки моих лошарных переводов требовалось передать сотруднику Министерства культуры). Это и спасло меня от окончательного разорения: тогда-то и выяснилось, что Юрий Константинович Орлов – вымышленный персонаж.
Стоит, конечно, поразмышлять, дорогой читатель, о роли немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Смысл её заключается в том, что драматург оставляет своих героев в самый страшный для них момент: момент истины. Также автор хотел показать непонимание героев между собой. В нашей ситуации обе героини понимали, что произошло, и в этом случае наиболее важным является другое значение немой сцены - укрепление смешных моментов комедии, что вызывало у зрителей недоумение и смех…
На мгновение меня придавил ужас - какой-то могильный трансцендентный холод дыхнул на душу и пронзил до костей.
Остальное подобно тому, когда человек вдруг узнаёт, что у него диагностирована злокачественная опухоль, к тому же весьма запущенная… Протест, недоумение, слёзы, раздумья на тему «отчего» и «для чего», поиск выхода, тревога на грани тяжёлой депрессии… закончились осознанием совершившегося и успокоенностью, которая наступает в природе, как правило, после разгула стихии.

Надо бы меня отправить в психушку –
развели на два миллиона, лохушку.
Муж сообщил всему миру на ушко,
я затолкала башку под подушку…
Что поделаешь тут?! Энтропия ума?!
Боже, слава Тебе! Всё ж не светит сума.
… … … … … … … …
Снег растаял внезапно, обнажив перегной:
я увидела тех, кто был рядом со мной:
от немой тишины до злорадных улыбок
всех надёжных в уме, кто живёт без ошибок…


Мой телефон вместе с двумя сим - картами забрали на экспертизу, которая вместо обещанной недели затянулась на два с лишним месяца. Я не знала номера телефонов моих друзей на память - связь оборвалась.


Воистину, «иногда полезно исчезнуть, чтобы тебя заметили».
Моя тюменская подруга решила, что я погибла в автокатастрофе, ибо «какой русский не любит быстрой езды?!» И, скорее всего, в связи с уже внутренне пережитой ею моей гибелью, разлучившей нас, поддержала версию продажи моей машины как выхода из бедственной ситуации: «А по поводу машины, - писала она, - может, это знак, и пора с ней расстаться - на дорогах беспредел, у тебя возраст… подумай…».
Другие хорошие люди, искренне любя меня, жалея и желая помочь, советовали пойти по пути банкротства: «… Вот, к примеру, есть такие случаи среди тех, кто банкротился, - писала мне В., - они сами создавали невозможность платить кредит. Лишали себя собственности (временно переписывали на близких родственников), лишали себя источника доходов, допустим оформляли сокращение на работе или понижение зарплаты, увольнение по нездоровью и тогда в таких случаях им не отказывали в процедуре банкротства и выигрывали дела...»
Наверное, всё это можно было сделать… Сказать, что я не смогла бы слукавить, оказалось бы, пожалуй, ложью, но ишачить, мне отчего-то представлялось более легким занятием.
В студенческие годы увлекалась «Максимами» Франсуа де Ларошфуко, так что до сих пор помню некоторые из них. «Сколько лицемерия в людском обычае советоваться! – писал он. - Тот, кто просит совета, делает вид, что относится к мнению своего друга с почтительным вниманием, хотя в действительности ему нужно лишь, чтобы кто-то одобрил его поступки и взял на себя ответственность за них. Тот же, кто дает советы, притворяется, будто платит за оказанное доверие пылкой и бескорыстной жаждой услужить, тогда как на самом деле обычно рассчитывает извлечь таким путем какую-либо выгоду или снискать почет».


Да простят мне эту цитату мои дорогие друзья: извлечь какую-либо для себя выгоду по данному мне совету в моей ситуации было совершенно невозможно.
В воображении моей ханты-мансийской коллеги Светы Столяровой нарисовалась страшная картина кровопролития: мой муж, напившись, застрелил меня из своего ружья, а после, поняв, что, убив меня, одновременно и себя убил, застрелился уже не в метафорическом смысле, а в самом настоящем. Надо сказать, что вымышленная картина была недалека от реальной. Ружьё вместе с пистолетом чудом удалось припрятать.
Да, страшна наша действительность! И как далека от романтической фантастики юности! «Клянусь, непостижимо странна судьба всего хорошего на земле! Едва оно только успеет показаться, - и тот же час смерть, безжалостная, неумолимая смерть! Я ни во что теперь не верю, и если встречаю что прекрасное, тотчас же жмурю глаза и стараюсь не глядеть на него. От него несёт мне запахом могилы».*
Фантазии потерявших меня друзей были пропитаны гоголевским «запахом могилы», но я не умерла, я только невольно притаилась на время изъятия телефона.

Сколь переменчива всё-таки жизнь! Как опять же не процитировать истинного мученика своего времени Н. В. Гоголя: «Как странно, как непостижимо играет нами судьба наша! Получаем ли мы когда-нибудь то, чего желаем? Достигаем ли мы того, к чему, кажется, нарочно приготовлены наши силы? Всё происходит наоборот. Тому судьба дала прекраснейших лошадей, и он равнодушно катается на них, вовсе не замечая их красоты, тогда как другой, которого сердце горит лошадиною страстью, идет пешком и довольствуется только тем, что пощелкивает языком, когда мимо его проводят рысака. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить, другой имеет рот величиною в арку Главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. Как странно играет нами судьба наша!»*


Только, было, собралась я сесть за работу над книгой, а ещё на старости лет скромно попаломничать на свои скромные средства, чего по некоторым причинам не могла сделать раньше, увы, судьба распорядилась по- другому.


Аллилуйя, Господь! Для чего?! Я не знаю …
По грехам мне достойно. Благословляю…
Разумею, что жизнь - это нуклеус мук…
Всё ж батрачить противно на вражеских «друг»…
Думаю, читатель, ты догадаешься, какое слово должно стоять в кавычках.


Я понимала, на кого я теперь несколько лет буду работать; мне было бы легче, если б мои деньги достались членам преступного сообщества, не воюющего с нами.
Сколько денег ушло на убийство своих!
Если б тысяч шестнадцать! Воистину, чих…
Но шестнадцать умножить на миллиард!
… … … … … … … … …
Не грозит эндокард, никакой другой кард.
Я теперь молода… На переднем краю:
Я - курьер, я- уборщик, я - сиделка в раю….
Абсурдно-парадоксально, стыдно, обидно, что Господь попустил мне пополнить миллиард на убийство своих.
Моя милая В. всё никак не может смирится с этим, но... Его пути – не наши пути, и Его мысли – не наши мысли. «Ты умеешь увидеть Промысел Божий о себе, - пишет она, - а я, если и понимаю всё, но какое-то сопротивление, несмирение проявляю. Всё кажется, что это, может, Боженька построжиться, да и отпустит… Всё моё грешное существо начинает роптать… У меня вся душа и весь разум восстает против твоей "обузы". Это абсурд какой-то, жуткая несправедливость свершилась. Не должно быть так… Молю Господа, чтобы помог восстановить справедливость и защитил тебя, обманом обездоленную… Государство должно уже, наконец, принять закон амнистировать такие мошеннические кредиты. Ведь это террор против беззащитного народа!!! Будем молиться усиленно и каяться за наше маловерие и недоверие Богу. За то, что в критической ситуации предаемся страху и панике и свою волю вручаем не Богу, а чужим людям… Вчера в Новостях сообщили, что вопрос о телефонных мошенниках рассматривается Правительством. Мишустин дал распоряжение, обязать банки делать проверку перечисления со счета на счет и не перечислять, пока все не выяснят… Так что наши молитвы дошли куда надо, слава Богу!»


Когда я ответила В., что несколько скептично отношусь к своим молитвам, то получила в ответ горячую отповедь: «Если человек скептически относится, сомневается в своей молитве и признает это, значит сам человек чувствует, что душа его не с Богом говорит, значит молитва не искренняя, не покаянная, сердце не плачет... Читая отцов о молитве, сделала вывод, что молитва должна быть короткой, одним глубоким порывом. Лишь короткое время моя молитва проговаривается глубиной сердца. Это, как стихи, короткие, глубокие. Если долго рассусоливать, нюни распускать и жаловаться, то уже к середине и забыть можно, с кем разговариваешь и о чем... Так же и в молитвенных правилах, в канонах и акафистах часто кажется, что говоришь впустую, и остается осадок, что не услышал Господь. У одного, отца, не помню у кого, я научилась в таких случаях возвращаться в молитву, спросив себя: "Душа моя! С кем разговариваешь? " И снова настраиваюсь. У кого-то читала, как он молился: "Отче наш!.. "- обратился так, что услышал ответ: "Что, чадо мое? " - и залился слезами. Вот так надо молиться, чтобы сердцем слышать присутствие Бога.... Не мне тебе говорить, что это "кровавый" труд! И чтобы не было скепсиса, надо трудиться так, чтобы после молитвы не оставалось сил ни на что, а если молишься со скепсисом, то это, по мнению А. И. Осипова, духовная лень. Молиться очень тяжело!!! Когда меня просят помолиться за кого-то, я сто раз подумаю: а хватит ли у меня искренности, внимания и покаяния, слез, соплей и пота. Это как надо любить человека, чтобы в молитве за него так страдать... А если этого нет, то и будет один скепсис. Плохо трудимся, от того и "скептическое отношение" к своей молитве. . .»


Всё-таки хорошо, когда есть за Кого держаться! Представляю, в какое отчаяние, уныние и безысходность может впасть человек, не имеющий опоры в Боге! Через свою невольно узнала ещё множество историй, когда люди, оказавшись в такой же ситуации, просто умерли от инфарктов.
Самое страшное в жизни, конечно, потерять Христа, но всё равно грустно: "Господи, но ведь я старалась жить, как Ты говорил: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Еванг. от Мтф. 5:42). Вроде бы я не скупилась…"
Если б сейчас трудиться на восстановление какого-нибудь Храма... Радость-то какая!!! А потом я подумала: «Да ведь никогда бы я не взяла кредиты на восстановление Храма, а если б взяла, тут же и вознеслась бы, любуясь собой, и, непременно, слетела б с маковки –то, да и расшиблась насмерть!»


Недавно я случайно увидела сюжет о батюшке, переехавшем с матушкой из Петербурга в какую-то полузаброшенную деревню восстанавливать Храм. Родилось пятеро детей, и вот, предпоследний из них, Ванечка, тяжело заболел от укуса клеща, и требуются для лечения немалые деньги.
Меня умилило, что когда спросили у Ванечки о трёх его главных желаниях, самым первым и основным из них оказалось желание попасть в рай, а потом уже - выздороветь. Третьим желанием мальчика было желание ещё раз вытащить с папой из речки большую щуку… Я тогда подумала: «Если б я сейчас работала для того, чтобы заработать на лечение этому мальчику…», но это была всё та же игра воображения. Никогда бы я не взяла кредит, чтобы помочь Ване. В лучшем случае перевела бы сколько-то рублей, уповая на «с миру по нитке».


Где-то в глубине души я всё-таки надеялась на чудо. Мне кажется, что и мои друзья тоже втайне надеялись, что Господь каким-то чудесным образом освободит меня от такой, на их взгляд, чудовищной несправедливости: «Желаю тебе чудесного разрешения ситуации, помощи Божией, - писала мне моя подруга. - … А я продолжаю надеяться на чудо, может следствие работает…, и что-то сдвинется».
Приближались выборы президента РФ. Наша область в честь 90-летия проводила викторину «Опорный край» с большим количеством дорогих призов: машин, квартир, мотоциклов «Урал», смартфонов. Розыгрыш должен был состояться 12 апреля в День космонавтики. Собственно, никакой викторины не было, просто раздавали бланки Викторины и карточки с цифрами для розыгрыша, которые нужно был отправить со своего телефона на определённый номер. Всё это время (март – апрель) я ежедневно читала два Акафиста: Николаю Чудотворцу и Божьей Матери, ее образу «Нечаянная радость». Мне хотелось, чтобы Бог помог не только мне, но и ещё моей дальней знакомой, о которой я случайно узнала, что она оказалось в такой же ситуации, как и я: завербовалась под старость лет в Якутию на 60 тысяч в месяц, чтобы оплачивать мошеннические кредиты, живёт там в каком-то вагончике. Я пообещала Николаю Чудотворцу и Богородице, что обязательно поделюсь с ней выигрышем, если чудо произойдёт, да, видно, не судьба...
Стукну по карману — не звенит.
Стукну по другому — не слыхать.
Если только буду знаменит,
То поеду в Ялту отдыхать…
Н. Рубцов
Ветер апрельский свежий
в соты оконной мрежи
подснежником майским дышит…
Дождь барабанит по крыше.
Дождик - мой мокрый рай!
Обвёл вокруг пальца «Опорныйкрай»*…
Даровщинки хотелось, - увы, не моё…
Розыгрыш – это язык Рай Санъё…*
Буду потеть, трёхсменку любя,
Всё, что сверхльготно, не от Тебя!


13 апреля 2024 г.,
Екатеринбург



Сегодня открыла сайт викторины «Опорный край»: «Вчера мы преодолели рубеж в первую 1000 одаренных Свердловчан!».
Как мне хотелось чуда, чтобы со мною было так, как сказал Спаситель, исцелив слепорождённого: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:3).
Для чего же всё-таки?!
Мой добрый батюшка сказал: «Мы с Вами, люди Библии. Значит, у дьявола не было возможности искусить Вас другим способом… Помните Иова?!
- Помню,- ответила я. – И сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно (Иов 1:21)
Конечно, при всём моём повреждении, по милости Божией, я ещё не окончательно повредилась, чтобы поверить в то, что у врага рода человеческого не было, кроме этой, никакой другой возможности подойти ко мне. Сколько угодно было у него возможностей (да и сейчас хоть отбавляй), чтобы искусить меня! Разве могу я сказать о себе словами Господа: «... вот идет князь мира сего, но во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30). Очень много имеет он во мне, повинна, и дьяволу должна, велика во мне область тёмная. Да что там?! Коль Сам Спаситель говорит: «Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:23) В ком из нас, живущих во времена светового загрязнения, «чистый» свет?!
Ни в коем случае не было также мысли у меня уподобится Иову. Разве сравнимо то горнило жесточайших страданий, через которое он прошёл, с моим утеснением?!


Как часто мы верим в Бога Елифаза, Вилдада и Софара, в бога –банкомат, выдающего вместо купюр благословения или проклятия.
«Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице…» (Притчи 30:18-19)
Милый, хороший батюшка! Он тоже всё это понимал, просто любовь и сострадание, живущие в нём, хотели меня утешить!
Искренне говоря Богу: «Достойное по грехам моим приемлю», - я всё-таки лукавила. Со дна моей исковерканной страстями души, заражённой бациллами гордости, подобно пыльце хризомонады, всплывал на поверхность золотисто-жёлтый налёт ропота.
- Ну может ты всё-таки поделишься со мной своей историей?! –спросила меня моя подруга.
- Зачем?
- Ну чтобы мне в ней не оказаться.
- Тебе в ней не оказаться…
От постоянной усталости мне не хотелось говорить: я работала в колледже, вечерней школе и уборщицей в теннисном корте. «Знаешь, что я сейчас подумала?! – сказала сестра во Христе. - Работа дураков любит».
Рассуждая о происшедшем со мною, я писала моей бывшей студентке – инокине: «Для чего Господь попустил мне это?! Думаю, что Там откроет, может быть, ещё и здесь откроет… Возможно, по несознаваемой мною гордости («придёт гордость – придёт и посрамление») или по живущему во мне сребролюбию?!… Слава Богу! «… любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» (Рим.8:28). Но люблю ли я Господа?! Он говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:15). Разве я могу сказать про себя, что исполняю их?! Только: «Научи мя оправданиям Твоим!»
«Поддерживаю – по грехам, - писала Е. – Помогай Бог в трудах и заботах! Нужны миру отзывчивые души – такая проверка, поэтому радуемся и веселимся!» - это был самый лёгкий и благодушный ответ.
«Итак, почему (слепорожденный) родился слепым? Да явится, говорит, слава Божия, - толкует святитель Иоанн Златоуст. - Вот опять новое недоумение: как будто, без его наказания, нельзя было явиться славе Божией! Но совсем не то и сказано, чтобы нельзя было; конечно было можно; но да явится (слава Божия) и на нем. Итак, скажешь, он обижен был ради славы Божией? Чем же обижен, скажи мне? Что, если бы Господу было угодно, чтобы он и совсем не родился? Я, со своей стороны, утверждаю, что он получил даже благодеяние от своей слепоты, потому что прозрел внутренними очами. Что пользы в зрении иудеям? Они подверглись только большему наказанию оттого, что остались слепыми при своем зрении. А ему какой вред от слепоты? Чрез нее он прозрел. Таким-то образом, как зло настоящей жизни не есть зло, так и добро не есть добро. Только грех есть зло, а слепота – не зло. И Кто привел (слепца) из небытия в бытие, Тот имел власть и оставить его в таком положении». *
«Откуда начну плакати окаянного моего жития деяний?
От того ли, когда без венца, без Божьего благословения вступала в такой важнейший этап жизни, как супружество?
От того ли, когда семейной кафедре и обязанностям матери-христианки предпочла университетскую кафедру и роль деятеля науки?
Откуда?


Но теперь об этом стоит ли уж и говорить, когда жизнь наша иллюстрирует забытую нами молитву: "Без Мене не можете творити ничесоже". Много всего мы творили без Бога и по своей вине и не по своей, а теперь смотрим на разоренную в этом творчестве Россию, разоренные семьи, погубленные души… Крест, дорогая, всегда Крест, и всегда это -- слезы и никогда не радость; и силу духа нести Крест дает только сознание, что Крест этот Богом возложен, и с Его помощью мы несем его и донесем до конца.
<…>
А что выдумывать-то в деревню ехать? В деревне-то что - - рай? Да если там и не московская Гоморра, а нечто более приличное, но приедет туда все тот же Р., всё с теми же болезнями и неумением жить в Боге? А значит, мечтательный Ваш "рай" станет адом.
Я знаю людей, которые живут в Москве, и она для них, если не рай, то преддверие его. Они живут верой деятельной, живой, и никакие "чудеса" новой Москвы их не трогают. Святые с ними, и святыни московские укрепляют дух… Период же боренья - самый трудный, но без него не будет здравия душевного. Пока же враг теснит Вас и владеет Вашими помыслами, это - Ваше поле битвы за свободу духа. ( Из писем архимандрита Иоанна (Крестьянкина))


На улицу… Мне дома не сидится –
Передвигаюсь, слава Богу!
Вот накидала снег в теплицу
и вышла на знакомую дорогу.
Нет ни души. Я в первозданном мире.
Осоленеть навеки женой Лота!
Ах, если б не финансовые гири
нелепого глумливого промота!
Судьбы моей последняя развилка
движением терпенья удостоит…
Дым из трубы. Спасай меня, парилка!
Что стоит денег – ничего не стоит.
***
Светлая пятница. Десятое. Май.
Сединою снежной покрылась даль.
Не расцветает зацветший миндаль…
Так бывает во всякой жизни порой,
когда всё не по плану, а вниз головой.
Полноты нет счастья в юдоли земной,
Не оставь, Утешитель, будь со мной.



•"Азбука веры" Библия. Евангелие от Иоанна 9 » Толкования стиха 3

Мочульский К. В. Духовный путь Гоголя
Булгаков М.А. Мастер и Маргарита
Мочульский К. В. Духовный путь Гоголя
Н. В. Гоголь «Невский проспект




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 20.05.2024. Работа дураков любит, или вот такая теперь война.