Лотман Ю:
Одновременная включенность художественного текста во многие взаимно пересекающиеся внетекстовые структуры, одновременное вхождение каждого элемента текста во многие сегменты внутритекстовой структуры – все это делает художественное произведение носителем многих чрезвычайно сложно соотносящихся между собой значений. Высокая информативность художественного текста связана, в частности, с такой его конструктивной особенностью, как смена структурных доминант: в тот момент, когда тот или иной структурный элемент приобретает черты автоматической предсказуемости, он уходит на задний план, а структурная доминанта переходит на другой, еще не автоматизированный, уровень. Не случайно именно в конце строки, (284) то есть в конструктивной позиции наибольшего нарастания энтропии ритма, появляется рифма (в этом же смысле показательно, что, чем «свободнее» требования к размеру, тем строже – к рифме, и наоборот). Можно было бы показать, что в определенных типах стихотворений метафора тяготеет к концу стиха.
Текст редко является (художественные структуры этим отличаются от лингвистических) простой реализацией кода. Это случается лишь в эпигонских произведениях, оставляющих у зрителя тяжелое впечатление мертвенности. Реальный текст по отношению к коду, норме, традиции и даже к авторскому замыслу всегда выступает как нечто более случайное, подчиненное непредсказуемым отклонениям. В связи с этим уместно остановиться на роли случайных процессов в антиэнтропийном приращении информации.
Последнее выражение может показаться парадоксом, если не прямой ошибкой, поскольку элементарной истиной считается, что случайные процессы ведут к выравниванию структурных противоположностей и росту энтропии. Однако сами творцы художественных текстов знают о смыслообразующей роли случайных событий. Недаром Пушкин поставил случай в ряду и других путей гения, назвав его "Богом-изобретателем":
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И Опыт, сын ошибок трудных,
И Гений, парадоксов друг,
И Случай, Бог-изобретатель...1
Текст и сновидение
С.В.Авакумов
Результаты и обсуждение
Проведенные исследования показывают, что энтропия текстов сновидения выше энтропии текстов того же автора, поясняющих содержание сновидения; энтропия текста сновидения не зависит от формы, в которой сновидение зафиксировано; энтропия сновидения не отличается от энтропии текстов сказок и мифов, но тексты-носители определенной, специфической информации имеют достоверно более низкий уровень энтропии; пол и возраст не оказывают влияния на величину энтропии сновидений, однако мужчины и женщины реагируют на душевное неблагополучие разнонаправленным изменением энтропии текстов своих сновидений.
Выявленные закономерности позволяют сделать вывод о том, что язык, которым пользуется сновидец для описания своего сновидческого опыта, по своему разнообразию приближается к художественному языку, характерному для мифологических и сказочных текстов, и резко отличается от высокоспецифического, конкретного языка нехудожественного текста. С точки зрения теории информации это может означать, что, например, юридические тексты передают существенно более определенную, специфическую информацию, а мифологические и сказочные тексты передают существенно менее определенную информацию, допускающую многозначное толкование. Это позволяет интерпретировать и выявленные различия в величине энтропии между сновидением и пояснением к нему как тот факт, что пояснения включают более определенную информацию, чем сновидение, и это соответствующим образом отражается на соотношении энтропий. В этом смысле можно высказать предположение о том, что сновидения, обладающие низкой энтропией, могут содержать достаточно определенную информацию.
Высокая неопределенность текстов сновидений позволяет говорить о потенциальной способности (по аналогии с шумоподобным сигналом при передаче информации по каналу связи) отчета о сновидении стать носителем разнообразной специфической информации. Эта способность позволяет нагружать сновидение весьма широким спектром разного рода смыслов и значений, что и имеет место в разного рода системах толкования снов – от эзотерических до психотерапевтических.
Резюмируя приведенные соображения, можно сделать следующий обобщающий вывод. Сновидение обладает высоким информационным потенциалом. Однако информация, содержащаяся в нем, неконкретна, неопределенна и скорее стимулирует когнитивную активность человека, т.е. больше ставит вопросы, чем отвечает на них. Сновидение можно охарактеризовать как особого рода художественное произведение, способное вызывать определенные переживания и стимулирующее мышление, специфика которого заключается в отсутствии эстетической компоненты. При этом мужчины и женщины в информационном смысле несколько по-разному строят свои сновидения.
Тексты сновидений в информационном смысле отличаются от текстов иного рода, приближаясь по этому параметру к художественным (сказочным, мифологическим) текстам, информационная емкость текста сновидения является устойчивой характеристикой, не зависящей от формы фиксации сновидения.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.