Альтруизм и эгоизм две стороны одной медали

Романтичный Мечтатель: литературный дневник

«Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье»
Адам Смит – философ, экономист, классик буржуазной политической экономии


Теоретик жестких концепций «экономического человека» и «естественного порядка» Адам Смит считал, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Эта теория не раз подвергалась критике, однако спустя два с половиной века вновь заставляет нас задуматься над такими понятиями как эгоизм и альтруизм.Традиционно слово эгоизм имеет отрицательную окраску. Альтруизм – наоборот. Считается, что действие, направленное на получение выгоды для других дело хорошее, а любое другое, направленное на получение собственной – плохое. Исходя из этих устоявшихся в обществе представлениях, можно сделать вывод, что забота о собственных интересах – это зло. Само желание жить – зло. Зло – сама человеческая жизнь. А если я скажу, что альтруизм не предполагает существования человека, обладающего самоуважением? Если я скажу, что альтруист не видит в людях никого кроме жертвенных животных? Если я скажу, что альтруизм не предполагает идеи справедливости, то так ли уж я буду не прав? И чем так плох рациональный эгоизм, основанный на этике объективизма?


На самом деле эгоизм и альтруизм – две стороны одной медали. Эти понятия неразделимы. Они отнюдь не противоречат друг другу, а лишь дополняют друг друга. Нравственность лежит в их основе. Нравственные поступки приносят пользу и радость, как эгоисту, так и альтруисту. Жизнь человека – самый высокий ценностный стандарт! Все, что угрожает ей – зло. Все что способствует – добро. Эгоист, заботясь о своей жизни, делает добро не меньшее, чем альтруист, заботясь о жизни ближнего. Когда у альтруиста иссякают возможности безвозмездно делать добро, он превращается в эгоиста, и напротив эгоист, имеющий возможность помочь ближнему, движимый нравственной потребностью и личной выгодой превращается в альтруиста.


Человеческая жизнь – ценностный стандарт. Жизнь собственная – нравственное предназначение. Рациональный эгоизм, как и альтруизм, руководствуется разумом, предназначением, самооценкой. В их арсенале такие добродетели как рациональность, продуктивность, гордость. Людей, живущих не по принципу разума, а при помощи силы мы не называем эгоистами или альтруистами – это животные.


И альтруист, и рациональный эгоист живут по принципу справедливого обмена. Они хотят, чтобы их уважали и ценили не за их слабости и недостатки, а за их добродетели. Ценить – значит любить. Человек, который не ценит и не любит сам себя, неспособен ценить и любить ничего и никого другого. Лишь на основе справедливого обмена люди смогут самореализоваться и жить вместе в свободном, мирном, благоприятном, рациональном обществе. Иррациональное же общество – это общество трусов, паразитирующих за счет других, поправших моральные принципы, человеческие стандарты существования, ценности.


В сфере морали, как альтруиста, так и здорового эгоиста не может быть компромиссов. Альтруист не протянет руку помощи подлецу в какую бы беду тот не попал. Эгоист, руководствуясь здравым инстинктом сохранения собственной репутации, также не станет иметь с ним дело. Они мыслят четкими категориями, без серых тонов, без скидки на нюансы. Черное – это черное. Зло – это зло. Нет серого цвета. Нет смягчающих обстоятельств.


Концепция общества небезразличных людей, единственной общественной формации, что дает человечеству шанс на будущее, невозможна как без здорового эгоизма, так и без альтруизма. Мы говорим: «Судите! Но будьте также готовы быть судимыми». Мы за установленные рациональные моральные ценности и против ухода от ответственности. Поэтому отказываясь кого-то осуждать, человек становиться соучастником преступления. Мы хотим поднять планку моральных ценностей через стимуляцию социальной активности человека различными путями, в том числе и путем личной выгоды.


Беда нашего общества в том, что оно не приемлет ни рационального эгоистического подхода в социальных отношениях, ни, как ни странно, альтруистического. Альтруисты воспринимаются у нас либо как сумасшедшие, либо, как люди, скрывающие за альтруистическими поступками иные цели. Прагматики-эгоисты – это жлобы, хапуги, кровососы. Ни те, ни другие не имеют поддержки в обществе. И все потому, что общество на самом деле разучилось не только видеть в поступках других нечто положительное, но также и само стало неспособным к поступкам. Мы полностью сняли с себя ответственность за собственную жизнь, переложив эту функцию на государство. Мы считаем, что все наши проблемы должно решать исключительно государство. Мы сами хотим жить, руководствуясь ни собственным эгоизмом, ни альтруизмом, а по велению свыше.


На самом деле государство должно быть не нашим властелином, а слугой. Слугой наших эгоистических и альтруистических побуждений. Только так мы можем стать свободными. Только так мы сможем созидать. Наша судьба находиться исключительно в наших руках. Фридрих Энгельс – известный альтруист, классик научного коммунизма, человек который стоял у истоков экономики, противоположной буржуазной Адама Смита, основанной на справедливом распределении прибыли и благ, тем не менее, говорил: «Если мы хотим чем-то помочь какому-нибудь делу, оно должно сперва стать нашим собственным, эгоистическим делом».


Альтруизм и эгоизм ; две стороны одной медали. Кто в нашем понимании Христос? Альтруист. Но в то же время, мы понимаем заповедь «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» так: сначала надо полюбить себя, то есть быть, в некотором роде, эгоистом. Противоречий оказывается, нет. Альтруизм не может существовать без эгоизма. Для того, чтобы кому-то что-то дать это нужно создать. Мы живем в материальном мире и вино из воды делать не умеем. Для создания чего-то необходимы затраты, труд, и не только собственный. Поэтому альтруист – это просто вторая фаза эгоизма. Альтруист появляется на свет из эгоиста, как бабочка из гусеницы.


Заканчивая свое краткое рассуждение, хочу сказать: не стесняйтесь своего эгоизма, а также не бойтесь выглядеть смешным, совершая бескорыстные поступки. Главное не будьте равнодушными. Наше равнодушие – это начало конца нашего мира. Не допустим этого. Неравнодушные люди объединяйтесь! Украина ; навсегда!


Владислав Кривобоков – депутат Луганского областного совета



Другие статьи в литературном дневнике: