Хиллари Реттиг Писать профессионально

Лика Гуменская: литературный дневник

Размышление одного из популярных блогеров о теме книги.


Перфекционисты бывают разные - надменные или запуганные (и оба-два невротики), но объединяет их желание прыгнуть выше головы и леденящий ужас при одной только мысли о возможной ошибке. Ужас не обязательно осознаваемый, все-таки, механизмы психзащит - очень гуманная, по-своему, штука. Работа, при этом - продолжение собственного "я" для перфекциониста. И я имею в виду не ту работу, которая в офисе, а ту, которая труд или дело. То есть, любая ошибка смерти подобна, она опасна не только для самооценки, а и в принципе для всей личности целиком. Разумеется, не ошибаться никогда - нереально. И каждый раз это драма. Потому что в голове перфекциониста появляется вопрос: "Ну, и кто я после этого?" И этот несчастный, разумеется, сам себе отвечает: "Никто". Здоровый человек так бы не сделал никогда, но в гонке за безупречностью речь о здоровье не идет. Да, и будьте уверены, если видите фетишизм на почве подтвержденных свидетельств профессионализма - дипломов, грамот, медалей, званий и степеней - перед вами точно перфекционист.


Перфекционизм не обязательно сопровождает человека постоянно, он бывает ситуационным. Как это? Не как, а когда. Например, если вдруг случайно удалось заветную планку взять. И вот сидит человек и думает:"Ё-моё, что ж я сделал-то? Это что, я теперь каждый раз обязан СООТВЕТСТВОВАТЬ?" Взятая планка моментально становится обязательным минимумом достижения и теперь в любой момент рекорд должен быть не просто повторен, а и побит, желательно, с большим отрывом. Или, как вариант, некто купил кучу материалов и оборудования. Скажем, для живописи. Отучился на курсах, нашел, куда пристроить детей на время создания предполагаемого шедевра. И теперь без шедевра никуда, хоть лопни, иначе деньги даром пропали.


Самое забавное то, что любой перфекционист даже при всем своем самоуничижении страдает манией величия. Как? Опять же, не как, а когда. В момент планирования. Когда он, презрев законы физики, логики и здравого смысла, хочет с понедельника резко изменить жизнь, написать диссертацию за 2 недели, сделать бизнес успешным за месяц, скинуть 5 килограммов за выходные. Чтобы это сделать, надо обладать качествами сверхчеловека. Но перфекционист искренне считает, что справится. И даже если здравомыслие не покинуло его полностью, планка результата задирается выше возможностей организма. И именно в этом его мания величия и состоит. Он не восхваляет себя, просто не может трезво оценить свои силы. За человека это делает прокрастинация. Она говорит ему: "Чувак, ты уже пробовал это самое. Или не это самое, но похожее. И что? Правильно, ты облажался, чувак. Помнишь, как облажался? Страшно тебе? Вот и правильно, что страшно. Сиди, не дергайся, тогда цел останешься. Вот тебе фигня, отвлекись".


Природой в нас заложены 3 распространенные реакции на страх (три, три, не две) - бей, беги или замри. С помощью них мы возвращаем себе ощущение безопасности. И они же соответствуют самым распространенным вариантам выражения прокрастинации:


1. Бей. Это отношения противоборства с важной деятельностью. Думай так: "А почему это я должен писать диплом, когда вся группа пошла на вечеринку?" Иногда, конечно, бывает, что лучше сходить потусоваться и развеяться, но если делать это постоянно...
2. Беги. Делай что угодно, кроме важного. Особенно хорошо, если деятельность-побег нужна кому-то еще и можно долго прокрастинировать "во имя брака" или "для детей\престарелых родителей". Сюда же - постоянные попытки забивать гвозди микроскопом без паузы на подумать о молотке.
3. Замри. Реши, что все тлен и безысходность. Подумай, что ты все равно не справишься, так что нет смысла даже начинать.


Сделать перфекциониста из человека легко. Надо просто некоторое время заставлять его бежать "быстрее белых коней" и больно бить, если он не хочет или не может. Особенно хорошо этот фокус удается с детьми при активном участии семьи и школы. И даже если после этого человек будет всего лишь опираться на максимум своих возможностей всегда, только потому что ему "время от времени удается взять эту планку" - знакомьтесь, это тоже перфекционист. Одна неудача и он негодный весь, даже если неудача произошла по причине цунами или извержения вулкана. В современном обществе очень популярны истории о "невероятных достижениях" в различных областях, лучше всего, если у главгероя были плохие стартовые условия, он нечеловечески их превозмог и прославился в веках. Перфекционизм вездесущ, потому что он умеет продавать. Если мне удастся убедить вас, что вы носите немодную одежду, вашему дому не хватает чистоты, а детям - воспитания, я могу продать вам любое потенциальное решение ваших проблем. Я так делать не буду, потому что манипуляций не люблю, но такое происходит вокруг да около в невероятных количествах ежесекундно.


Ок, допустим, вы уже узнали в какой-то части текста себя и ужаснулись. Что делать? Основной способ борьбы с прокрастинацией как последствием перфекционизма - применение принципа дружелюбной объективности. Это такой образ мышления, в котором сочетаются:
- дружелюбие - когда вы принимаете себя и свою работу с должным сопереживанием и пониманием;
- объективность — когда вы видите вещи такими, какие они есть, со всеми нюансами.


Как это реализовать на практике, описано в той самой, упомянутой выше книге. Называется она "Писать профессионально". Почему она именно о писателях - не знаю. По-моему, она о любом человеке-с-проектом, даже самостоятельным предпринимателем быть не обязательно.


Итак, вот что пишет автор книги Хиллари Реттиг о писателе, применяющем на практике принцип дружелюбной объективности:


Ему известно, что:
- каждый действует в условиях определенных ограничений — временных, финансовых и профессиональных. Нужно оценивать результат относительно реальных возможностей и ресурсов, а не фантазий;
- нет необходимости решить все проблемы, связанные с текущим проектом, прямо сейчас — позже будет масса возможностей с этим справиться. И не стоит ожидать, что удастся решить их все — это перфекционизм;
- даже если этот писательский проект не совсем удался, впереди еще масса шансов на успех;
- невозможно прыгнуть выше головы и написать двадцать страниц в день, если ваш рекорд — десять страниц. Кроме того, человек — не робот, он не может работать круглосуточно семь дней в неделю, когда болен или испытывает другие серьезные проблемы;
- писатель — не провидец. Поэтому он не будет критиковать себя за то, что принял разумные решения, которые, к сожалению, не сработали так, как планировалось.
Наконец, тот, кому свойственна ДО, понимает, что он не только писатель, но и обычный человек. Поэтому нужно позаботиться о своем здоровье, безопасности, материальной стабильности, отношениях с окружающими и т.д. И дело не только в том, что это нормальные потребности, но и в том, что их игнорирование ведет к непродуктивности. Он знает также, что развитие в других областях жизни способствует писательскому успеху, так же как писательский успех поможет процветанию в других важных сферах.


От себя добавлю. Если вдруг вы не можете разрешить себе не прыгать выше головы или в очередной леденящий душу раз обнаружили себя внезапно тупящим в игрушку часами, а слова про объективные ограничения рассыпаются на бессмысленные звуки, значит, вам нужна помощь. Как минимум дружеская, как максимум профессиональная. Не бойтесь за ней обратиться, вы имеете на это полное право.
(Взято из Интернета)



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.09.2015. Хиллари Реттиг Писать профессионально