О любовной лирике, абстрактном и конкретномВыдержки из моих ответов автору стихи.ру. Сохраню пока здесь. Оговорюсь сразу. То, что мне не нравятся стихи множества (большинства, прямо скажем) других авторов (в особенности это касается любовной лирики), не означает, что я сама хороший поэт. Я практически не пишу стихов о любви - именно потому, что не представляю, как это сделать хорошо, а плодить фигню мне неинтересно. Если бы я попыталась описать какие-то любовные переживания, получилось бы примерно то же, что в рейтинге, не лучше. Мне вообще редко нравится любовная лирика. Могу даже сказать более конкретно, почему. Когда чувства описываются напрямую абстрактными словами, тем более со страстью и пафосом, это, как правило, меня не трогает, слова остаются пустыми словами. Чтобы стихотворение о любви "заиграло", нужна какая-то конкретика: конкретная ситуация, бытовые детали, образы, сравнения. Вот ситуация у Вас есть: тетенька влезла на сайт. Но тетенька уж больно абстрактная и обезличенная. Такой невозможно сопереживать, ибо она искусственная, как манекен. Если бы вместо всех истерических воплей от ее имени вставить пару бытовых деталей (как она сидит, какое у нее платье), она бы уже "ожила". Одежда - это был просто пример, первое, что в голову пришло. Сгодится и обувь, и цвет волос, и предметы на столе. Ну нельзя написать универсальную формулу: в первой строчке опишите одежду, во второй - улыбку и т.д. Я писала о бытовых, конкретных деталях вообще. Это очень сложно об"яснить, я же не ставлю целью написать эссе по стихосложению. Оставлю эту задачу тем, кто в этом больше разбирается. Приведу просто пример. Предположим, Вам нужно в стихотворении дать понять читателю, что героиня бедна. Вы можете прямо написать: она была очень бедна. Читателю будет понятно, но это написано "в лоб", с помощью абстрактных слов ("бедность" - понятие абстрактное), а потому звучит пусто, неинтересно. Можно поступить интереснее: Вы не употребляете слова "бедный" напрямую, но упоминаете какую-то бытовую деталь, например, дырявое платье. Это гораздо более видимый образ, потому что дырявое платье - это нечто конкретное, материальное. И тогда сочувствия к героине у читателя появляется больше, да и понятнее, насколько она бедна (а то у разных людей разные понятия о бедности, для кого-то бедная героиня - это у которой служанка носит дырявое платье). Такой иносказательный метод, конечно, гораздо сложнее. В первую очередь тем, что не так просто найти подходящий образ ("дырявое платье"), характеризующий нужное нам качество ("бедность"). Очевидный, хорошо понятный образ, скорее всего, окажется банальным, что производит неприятное впечатление на любителей поэзии. А может статься и так, что читатель воспринимает образ по-другому, чем автор. То же "дырявое платье" для кого-то означает не бедность, а лень. А кто-то вообще подумает, что ей мужчина в порыве страсти платье порвал. Я сама была на стихире свидетелем любопытного спора. Автор стихотворения писал о враче, сидящем возле камина. Для него камин создавал атмосферу романтики. Читатель же ассоциировал камин с материальным достатком, из-за чего стихотворение для него потеряло цельность: какой же это честный врач, если он может себе позволить камин в доме? Так что видите - все это очень сложно. И для Вас, наверное, останется пустыми рассуждениями, пока Вы не придете к тем же выводам, самостоятельно проанализировав стихотворения, которые Вас трогают за душу. Бытовые образы - это тоже не панацея. Можно построить стихотворение на одной очень красивой метафоре, например. © Copyright: Левконоя, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|