"Когда Ницше плакал..."

Егоров Валерий: литературный дневник

«Может, — отозвался наконец Ницше, — я недостаточно хорошо объяснил свою позицию. Скажите, вы уже получили заказанные вами книги от моего издателя?»


«Пока нет. А почему вы спрашиваете? Там есть мо¬менты, относящиеся к нашей сегодняшней дискуссии?»


«Да, особенно в «Веселой науке». Там я пишу, что сексуальные отношения решительно ничем не отличаются от всех остальных разновидностей отношений и что они тоже связаны с борьбой за власть.


Похоть, сексуальное желание есть по сути своей не что иное, как желание абсолютной власти над душой и телом другого человека».


«Звучит не особенно искренне. По крайней мере, для меня!»


«Да, да! — настаивал Ницше. — Загляните глубже, и вы увидите, что страсть — это желание до-минировать над всеми вокруг. «Любящий» — не тот, кто любит, но тот, кто стремится к единолично-му обладанию объектом своей любви.


Он мечтает о том, чтобы лишить весь мир некоего драгоценно-го товара. Он такой же подлый скупец, что и дракон, стерегущий свое золото! Он не любит мир; на-оборот, все остальные живые существа ему со¬вершенно безразличны. Разве вы сами не говорили об этом? Вот почему вам было так приятно, когда... Забыл, как ее зовут... Эта калека?»


«Берта, и она не кале...»


«Да, да, вам было так приятно, когда Берта сказала, что вы всегда будете единственным мужчиной в ее жизни!»
«Но вы говорите о сексе, забывая про сам секс! Я чувствую сексуальное желание в гениталиях, а не в некой абстрактной психической области власти!»


«Нет, — возразил Ницше. — Я просто называю вещи своими именами! Я не возражаю против того, чтобы человек занимался сексом, когда это ему нужно. Но я ненавижу человека, который униженно просит об этом, который сдается во власть женщины-раздатчицы — хитрой женщины, которая свою слабость и его силу обращает в свою силу».


«О, как вы можете отрицать эротику в чистом виде? Вы отрицаете импульс, биологическое желание, заложенное в нас, которое делает возможным продолжение рода! Чувственность — часть нашей жизни, нашей природы».


«Часть, но не высшая часть! Поистине, смертельный враг высшей части. Вот, послушайте, что я написал се¬годня рано утром».


Ницше надел свои очки с толстыми стеклами, потя¬нулся к столу, взял оттуда потрепанную тетрадь и про¬листал покрытые неразборчивыми каракулями страницы. Он остановился на последней странице и, почти уткнувшись в нее носом, прочитал:


«Чувственность — сука, кусающая нас за пятки! А как хорошо эта сука умеет выпрашивать кусочек души, не получив кусочек плоти!»


Он закрыл тетрадь. «То есть проблема не в самом сексе, а в том, что он вытесняет собой что-то еще — что-то более полезное, несравненно более ценное! Страсть, возбуждение, сладострастие — вот истинные поработители. Толпа всю свою жизнь жрет, как свинья, из корыта похоти».


«Корыто похоти! — повторил Брейер, пораженный горячностью Ницше. — Эта тема вызывает у вас сильные эмоции. В вашем голосе я слышу больше страсти, чем когда бы то ни было!»
«Для того чтобы справиться со страстью, требуется сильная страсть! Слишком много людей полегло на колесе меньшей страсти».


«А ваш опыт в этом? — выведывал Брейер. — Прихо¬дилось ли вам сталкиваться с неудачами, ко-торые и при¬вели вас к этим выводам?»


«Вы ранее упомянули примитивный инстинкт про¬должения рода — позвольте задать вам один вопрос. — Ницше трижды потряс пальцем в воздухе. — Разве не должны мы, прежде чем произво-дить на свет себе подоб¬ных, стать творцами, позаботиться о собственном ста¬новлении. Наша обязан-ность перед жизнью состоит в том, чтобы создавать высших, а не воспроизводить низ¬ших. Ничто не должно препятствовать развитию героя внутри тебя. А если на пути встает похоть, с ней необхо¬димо расправиться».


«Вернись с небес на землю, — приказал себе Брей¬ер. — Йозеф, ты практически не способен кон-тролиро¬вать эти дискуссии. Ницше просто игнорирует вопросы, на которые не хочет отвечать».


«Знаете ли, профессор Ницше, умом я могу согла¬ситься с большей частью ваших утверждений, но наше общение идет на слишком уж абстрактном уровне. Оно недостаточно субъективно, чтобы быть мне полезным. Может, я слишком привязан к практике, но вся моя про¬фессиональная деятель-ность построена на выяснении жалобы, постановке диагноза и последующей работе с этой жалобой с применением соответствующих лекарств».


Он наклонился вперед, чтобы заглянуть Ницше в глаза. «Так вот, я знаю, что мое заболевание не может быть вылечено такими прагматическими методами, но мы с вами слишком уж уходим в проти-воположную край¬ность. Я не могу найти никакого применения вашим словам. Вы говорите, что я должен перебороть свою по¬хоть, мелочные страстишки. Вы советуете мне питать высшие аспекты своего Я, — но вы не говорите мне, как перебороть, как питать героя в себе. Это великолепные по-этические конструкты, но для меня сейчас это просто пустые слова».


Ницше, которого явно не впечатлила мольба Брейера, ответил ему, словно нетерпеливому школь-нику: «В свое время я научу вас, как бороться с похотью. Вы хотите ле¬тать, но вы не можете просто так взять и полететь. Я сна¬чала должен научить вас ходить, а первое, что вы должны усвоить, чтобы научиться ходить, — это понять, что тем, кто не подчиняется себе, управляют другие». — С этими словами Ницше вытащил свой гребешок и при¬нялся расчесывать усы.


«Легче подчиняться, чем управлять собой? И опять, профессор Ницше, почему бы вам не обра-щаться ко мне лично? Я улавливаю смысл ваших высказываний, но об¬ращаетесь ли вы ко мне? Как я могу использовать услы¬шанное? Простите меня за мой прагматизм. Но именно сейчас все мои жела-ния носят исключительно практи¬ческий характер. Мне не нужно много: только спать без кошмаров после трех утра, получить некоторое облегче¬ние от прекордиального давления. Вот где гнездится мой Angst, прямо здесь...» — Он постучал по середине груд¬ной кости.


«Что мне нужно прямо сейчас, так это не абстракт¬ные поэтические фразы, — продолжал он, — но что-то более человечное, непосредственное. Мне необходима персональная вовлеченность: можете ли вы поделиться со мной, как это было с вами? Любили ли вы или же бы¬ли одержимы, как и я? Как вы справились с этим? Как победили это? Как долго это продолжалось?»


«Я планировал обсудить с вами сегодня еще один во¬прос, — сказал Ницше, откладывая гребень и снова не обращая ни малейшего внимания на вопросы Брейера. — У нас еще осталось время?»


Брейер разочарованно откинулся на спинку стула. Судя по всему, Ницше собирался и дальше не удостаи¬вать его вопросы ответом. Он заставил себя сохранять спокойствие. Он посмотрел на часы и сказал, что может остаться минут на пятнадцать. «Я смогу приезжать сюда каждый день в десять ча-сов минут на тридцать-сорок, но, разумеется, иногда неотложные дела будут заставлять меня уезжать раньше».


«Замечательно! Я хочу сказать вам кое-что важное. Я много раз слышал, как вы жалуетесь на то, что чувст¬вуете себя несчастным. И правда, — Ницше открыл свой блокнот и нашел список названных Брейером проблем, — «общая неудовлетворенность жизнью» идет пер¬вой в вашем списке. Еще сего-дня вы упоминали Angst и кардиальное давление...»


«Прекордиальное — в верхней сердечной области, cor».


«Да, благодарю вас, мы учимся друг у друга. Прекордиальное давление, ночные страхи, бессонни-ца, отчая¬ние — вы много об этом говорите и вы говорите о своем «прагматическом» желании изба-виться от этого диском¬форта. Вы жалуетесь, что наш с вами разговор не дает вам того, что дал разго-вор с Максом».
«Да, и...»


«И вы хотите, чтобы я начал работать непосредствен¬но с этим давлением, хотите, чтобы я облег-чил ваши страдания».
«Именно так». — Брейер снова подался вперед на своем стуле. Он кивал головой, подгоняя Ниц-ше.
«Два дня назад я отказывался от предложения стать вашим — как бы сказать? — консультантом и помочь вам справиться с отчаянием. Я не соглашался, когда вы ут¬верждали, что я прекрасный спе-циалист в этом, так как долгие годы я посвятил изучению этих вопросов.


Но теперь, подумав над этим, я понимаю, что вы пра¬вы: я действительно специалист. Я действи-тельно могу научить вас многому: я посвятил свою жизнь изучению отчаяния. Я могу легко показать вам, сколько я отдал этому времени.


Несколько месяцев назад моя сестра Элизабет показала мне письмо, которое я написал ей в тысяча восемьсот шестьдесят пятом году. Тогда мне был двадцать один год. Элизабет никогда не возвращает мне мои письма: она собирает буквально все и утверждает, что когда-нибудь она организует музей, в котором вы¬ставит все плоды моей деятельности, и будет брать день¬ги за вход. Зная Элизабет, я не сомневаюсь, что она сде¬лает из меня чучело, поставит на тумбу и будет демон¬стрировать как главный экспонат. В том письме я писал о том, что люди делятся по основному признаку: одни желают мира в душе и счастья, они должны верить и обращаться к вере, а другие стремятся найти истину, и они должны отказаться от мира в душе и посвятить жизнь исследованию.


Это я знал в двадцать один год, полжизни назад. Пора и вам понять это: пусть это утверждение станет вашей стартовой площадкой. Вы должны сделать выбор между комфортом и истинным иссле-дованием! Если вы выби¬раете науку, решаете освободиться от успокаивающих цепей сверхъестест-венного, если, как вы утверждаете, вы выбираете уклонение от веры и обращаетесь к безбо¬жию, вы не можете одновременно требовать и мелочных удобств верующего! Убив бога, вы должны выйти из-под защиты стен храма».


Брейер сидел молча, наблюдая в окно, как молодень¬кая сиделка толкала по круговой дорожке ин-валидную коляску, в которой с закрытыми глазами сидел пожилой мужчина. Он не мог не согласить-ся с доводами Ницше. Их нельзя было отбросить в сторону как легковесное фи¬лософствование. Но, несмотря на это, он предпринял еще одну попытку.


«Вы пытаетесь представить все так, словно у меня действительно всегда был выбор. Мое решение не было таким уж обдуманным, глубоким. Я выбрал безбожие не активно, а скорее не будучи способ-ным заставить себя поверить в религиозные сказки. Я выбрал науку только потому, что это был един-ственно возможный способ ра¬зобраться с секретами тела».


«Это значит только то, что вы сами скрываете от себя свою волю. Теперь вы должны научиться осознавать свою жизнь и обрести смелость сказать: «Да, это мой выбор!» Дух человека создает при-нятые им решения!»
Брейер поерзал на стуле. Ницше говорил голосом проповедника, отчего Брейеру стало неуютно. Где он на¬учился этому? Уж наверняка не у отца-священника, ко¬торый умер, когда Ницше было пять лет. Передаются ли генетически навыки проповедника и соответствующие склонности?


Ницше продолжал свою проповедь: «Если вы выби¬раете стать одним из тех, кто получает удо-вольствие от развития и восхищается свободой безбожия, вам стоит приготовиться столкнуться с сильнейшей болью. Они связаны друг с другом, вы не можете переживать одно, не встречаясь с дру-гим! Если вы не желаете испытывать столь сильную боль, вам придется последовать примеру стоиков и отказаться от высшего наслаждения».


«Профессор Ницше, я сомневаюсь в том, что человек должен принимать такого рода болезненный Weltanschauung . Похоже на Шопенгауэра, но есть и не столь мрачные точки зрения на этот вопрос».


«Мрачные? Задайте себе вопрос, доктор Брейер, по¬чему все великие философы столь мрачны? Спросите себя: «Кто спокоен, кто находится в безопасности, бла¬гоустроен и бесконечно бодр?» Я подскажу вам ответ: только те, кто плохо видит, — народ и дети!»
«Вы утверждаете, профессор Ницше, что рост есть вознаграждение за боль...»
Ницше перебил его: «Нет, не только рост. Не забы¬вайте про силу. Чтобы вырасти высоким и гор-дым, дере¬во нуждается в бурях. Креативность и открытия зарожда¬ются в боли. Позвольте мне проци-тировать мою фразу, написанную несколько дней назад».
И снова Ницше надел очки с толстыми стеклами, пролистал свои записи и прочел: «Человек дол-жен но¬сить внутри себя хаос и неистовство, чтобы породить танцующую звезду».
Цитаты Ницше начинали раздражать Брейера. Эта поэтическая речь ставила ощутимую преграду между ни¬ми. Как следует взвесив ситуацию, Брейер пришел к вы¬воду, что будет намного лучше, если ему удастся вернуть Ницше с небес на землю.
«И снова вы слишком ударяетесь в абстракцию. Не поймите меня неправильно, профессор Ницше, вы гово¬рите красиво, сильно, но когда вы начинаете мне читать свои записи, я теряю ощущение лич-ного общения с вами. Умом я вас понимаю: о да, боль действительно приносит плоды: рост, силу, креативность. Я понимаю это здесь, — Брейер показал на голову, — но досюда, — он показал на жи-вот, — они не доходят. Если вы хотите помочь мне, вы должны добраться до того места, где гнездят-ся мои переживания. Вот здесь, в кишках, я не ощущаю никако¬го роста, я не рождаю танцующие звезды! Там только не¬истовство и хаос!»
Ницше расплылся в широкой улыбке и ответил, по¬трясая пальцем в воздухе: «Именно! Наконец вы сами сказали это! Точная формулировка проблемы! А почему нет роста? Более полезных мыслей? Вот на что был наце¬лен вопрос, который я задал вам вчера перед самым ва¬шим уходом: о чем бы вы думали, если бы не уделяли все свое время этим чужеродным мыслям? Прошу вас, от¬киньтесь назад, закройте глаза и попробуйте вместе со мной провести умственный эксперимент.
Давайте заберемся куда-нибудь высоко, может, на вершину горы, и посмотрим вокруг вместе. Там, далеко, мы видим человека, и человек этот не только умен, но и чувствителен. Понаблюдаем за ним. Вероятно, когда-то он заглянул слишком глубоко в ужас своего существова¬ния. Может, он слишком много увидел! Может, ему до¬велось столкнуться с прожорливыми челюстями времени, или с собственным ничтожеством — он всего лишь пес¬чинка, — или с быстротечностью и непредсказуе-мостью. Его страх был острым, ужасным, но однажды он вдруг узнал, что страсть ослабляет страх. И он впустил страсть в свой разум, и страсть, беспощадный противник, вскоре завладела всеми осталь-ными его мыслями. Но страсть не умеет думать, она жаждет, вспоминает. Итак, человек начал пере-бирать похотливые воспоминания о Берте, ка¬леке. Он перестал смотреть вокруг, все свое время он тратил на свои сокровища: воспоминания о том, как двигались пальцы Берты, ее губы, как она разде-валась, как разговаривала, заикаясь, как ходила, прихрамывая.
И вскоре все его существование было поглощено этими мелочами. На широких бульварах его соз-нания, созданных для парада благородных идей, скопился мусор. Сначала он еще помнил о том, что когда-то в его голове бродили великие мысли, но со временем это воспомина¬ние поблекло и вскоре совсем исчезло. Исчезли и его страхи. Осталась только растущая тревога, словно он упустил что-то. Сбитый с толку, он начал разгребать за¬валы мусора в поисках причины тревоги. И вот что мы видим сегодня: он копается в отбросах, словно в них скрывается ответ. Он даже предлагает мне составить ему компанию!»
Ницше замолчал, ожидая ответа Брейера. Молчание.
«Скажите, — спросил его Ницше, — что вы думаете о человеке, которого мы видим?»
Молчание.
«Доктор Брейер, что выдумаете?»
Брейер сидел молча, с закрытыми глазами; казалось, слова Ницше загипнотизировали его.
«Йозеф, Йозеф, что вы думаете?»
Приходя в себя, Брейер медленно открыл глаза и по¬вернулся к Ницше. Он так и не произнес ни слова.
«Разве вы не видите, Йозеф, что проблема вовсе не в том, что вы ощущаете дискомфорт? Да какое значение имеют напряжение и давление в груди? Разве кто-нибудь когда-нибудь обещал вам, что все будет хорошо? Вы плохо спите? И что с того? Вам кто-нибудь говорил, что вы бу¬дете хорошо спать? Нет, проблема не в дискомфорте. Про¬блема в том, что не те вещи вызывают у вас дискомфорт^.»
Ницше взглянул на часы: «Вижу, я задержал вас на¬долго. Давайте закончим тем же, чем и вчера. Пожалуйс¬та, подумайте, о чем бы вы думали, если бы Берта не за¬полонила весь ваш мозг? Договори-лись?»
Брейер кивнул головой и вышел из комнаты."

Ирвин Ялом.
"Когда Ницше плакал"



Другие статьи в литературном дневнике: