Валерий Сосновский - на отзыв в фб на стихи в "Звезде" №9 - 2015: "непритязательные стишки".
Однажды некий японский император (или сёгун) пожелал научиться новому
искусству, которое развивали адепты новоявленной секты дзен -
искусству обустройства садов (впоследствии знаменитый японский сад) -
цветы, камни, ручей, слива и т.д. Он призвал буддийского монаха (вроде
бы того звали Ринзай), чтобы тот обучил его основам этого мастерства.
После обучения император - в качестве экзамена - создал свой сад и
позвал монаха, чтобы монах оценил его произведение. Нравы у японцев
тогда, как и всегда, были жестокие, поэтому монах здорово рисковал. Он
посмотрел на сад и сказал:
- Император, вели слугам принести охапки листьев (дело было осенью) и
раскидать их по дорожкам.
Те сделали, что требовалось, дунул ветер, листья зашуршали - и всё,
мертвый сад ожил.
- Как ты это сделал?
- Настоящее искусство должно быть незаметно - ответил монах.
С тех пор, как Ортега-и-Гассет объявил признаком модернизма
преобладание приема над нарративом, мы дожны любоваться мастерством
шва больше, чем красотой платья. Но настоящее искусство - Борис бы со
мной согласился - должно быть сделано
так, чтобы не видно было швов, "непритязательно".
Ваши критики видят внешнее - и хорошо видят, - но не видят подлинного
мастерства, ибо непритязательность непритязательности рознь (ну и
фраза, прости господи!)
Бывает, конечно, что и "притязательные" чуваки пишут очень хорошо, но
мне кажется, в этом есть какая-то по большому счету фальшь. Так что я
на вашей стороне.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.