Рецензия на сб. Эра Эроса СПб, 2009

Михаил Окунь: литературный дневник

Роман Круглов. Грани. Сборник статей. СПб, 2013.
http://folioverso.ru/bibl/kruglov-grani.pdf


С.45. Рецензия на сб. "Эра Эроса".


«ЭРА ЭРОСА»
(Серия ПЕТРАЭДР.Вып. 15. – СПб., 2009)


Хронологические рамки «Эры Эроса» довольно определенны. Во вступительной статье, после описания официального табуирования эротической тематики в СССР, значится: «С той поры прошло два десятка лет, и теперь с уверенностью можно сказать – секс у нас есть!». Перед нами сборник литературных текстов, написанных на рубеже ХХ–XXI веков, объединенных тематикой половой любви. Для нынешней культуры сосредоточенность на этой тематике в высшей степени характерна.
Понятие «сборник» было понято составителями несколько однобоко: набор текстов явно присутствовал, а вот отбор, видимо, нет. Нужно отметить, это делает издание очень современным – хаос текущего литературного процесса отображен ярко. Единственный шаг к систематизации представленного материала – разделение его на две рубрики: «Стихи» и «Проза, афоризмы» – выглядит неуверенно. Приведу пару примеров текстов из раздела «Стихи»:


РУСАЛКА В КЛИМАКСЕ
в этом мире так трудно
трудно быть девою
трудно быть женщиной
но впрочем конечно труднее всего
быть русалкой русалкою в климаксе
полуженщиной-рыбиной
недолюбившею
вот что труднее всего
…теперь восклицайте: «ОГО!».
(Снежана Ра)


Майский дождик –
Как девичьи слезы:
Покапает и пройдет.
(Константин Мелихан)


Вы спросите: где здесь Эрос? Можно поднатужиться и придумать пару аргументов. Но в чем различие «Стихов» и «Прозы, афоризмов» – вопрос еще более сложный. Вот примеры тестов второго раздела:


Пресыщенность – это вожделение с нажитой грыжей
(О`Санчес).


БАБОЧКА НА МАЧТЕ
У нее но… но… номер.
Номер?
Не… не… не знаю принципа связи.
Связи?
Осторожно, ка… ка… кабель.
Кабель? а где же?
(Гном-А-Лле)


Если с внутренней организацией текстов и различием стихов и прозы дело обстоит туго, то эроса в книге вполне достаточно. От любовной лирики, до грубой порнографии (как в тематике, так и в исполнении). Книга содержит большое количество откровенных эротических рассказов разного качества: как сносного (Михаил Окунь), так и уровня газеты «Невская клубничка» (Юлия Андреева). В изобилии присутствуют краткие изреченья, типа:


Бешусь, как торнадо,
Мне надо, мне надо!
(Александр Смир)


Много здесь типичной барковщины:
я красавица марьяна
тертая бывалая
прежде в молодости спьяну
каждому давала я…
(Евгений Мякишев)


Меня всегда удивляло: почему такие тексты не обвиняют в архаичности и беспринципной вторичности? Сегодня подобные произведения выглядит не оригинальнее настенного творчества подростков...
Есть в «Эре Эроса» и глубокая эротическая лирика:

Биться пойманной рыбой в твоих руках,
Замирать, дрожать, расцвести цветком…
Если где-то в душе и остался страх –
Страх свечи погаснуть под сквозняком,
Все равно… И, правда, не в смерти суть.
Мне дано уснуть на твоем плече!
Если Богу угодно огонь задуть,
Я не стану жалеть о своей свече.
Хрупкий, словно крылышко комара,
Счастья миг – нетленнее, чем звезда.
Нет для Бога ЗАВТРА и нет ВЧЕРА.
У Него есть ВЕЧНО и есть ВСЕГДА.
Надо чашу жизни испить до дна,
И когда даже звезды утратят блеск,
Вспомни: та любовь, что нам здесь дана, –
Только слабый отсвет любви Небес.
(Елена Жабинковская)


В конце сборника на глянцевой вклейке представлена подборка цветных
иллюстраций. Это репродукции картин А. Нелюбиной: современный «авангард», изображения диспропорциональных людей, зачастую с акцентом на гениталиях.
Помимо не удовлетворяющего меня уровня литературной работы в большинстве представленных произведений, не могу не отметить специфику отношения к теме Эроса. Не имея общей концепции, книга освещает тему бессистемно, но широко. Это своего рода фотография эпохи: эротичность большинства текстов формальна (упоминаются определенные жизненные ситуации). Как и в современном обществе, в массовой культуре: вседозволенность и распущенность при отсутствии внутреннего наполнения. Чувственность – всегда сексуальна, но сексуальность – не всегда чувственна. Многие авторы сборника, похоже, этого не понимают.



Другие статьи в литературном дневнике: