Мастер и Маргарита

Геннадий Лазарев Комиссар: литературный дневник

МАСТЕР И МАРГАРИТА
Евангелие от Булгакова. В одноимённом, гениальном киноромане Владимира Бортко.
О чём роман Булгакова. О не совершенстве «созданного» Творцом.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Понтий Пилат
После сотворения Адама и Евы, Творец привёл их в Райский сад, сказав: «Я создал вас по образу и подобию своему. Наслаждайтесь, но не трогайте плодов с дерева», оставил их одних. Появляется Диавол в образе «змея-искусителя» и соблазняет Еву, предлагая попробовать плодов с запрещённого Дерева. Ева, боясь наказания, соблазняет Адама. Адам не устоял и сделал это. Первое подтверждение не совершенства Сознания созданного.
Творец, узнав о случившемся, проклинает своё же творение и, сопровождая его проклятиями: «Ты, Ева будешь в муках рожать своих детей; а ты, Адам, будешь в поте лица добывать хлеб свой»,- отправляет их на Землю.
(Замечательный факт, подтверждающий внеземное происхождение всего «творения».)
Шло время. Творец, наблюдая за происходящим на Земле, увидел, что всё там происходящее, хотя и двигается по «восходящей», но ведёт к самоуничтожению. И посылает на Землю своего Посланника, с тем, чтобы на «месте» разобраться в «причинах». И, по возможности, направить процесс в «нужное» русло.
Попытки Посланника обратить внимание землян на простые и понятные Истины, которые бы могли устранить Хаос и водворить Порядок в их бытие, привели к его предательству, аресту и к прокуратору Иудеи. Народ Иудеи требовал казнить нарушителя «спокойствия». И, после нескольких попыток прокуратора отменить казнь, по настоянию граждан, он дал на неё согласие.
Роман Мастера был посвящён прокуратору Иудеи Понтию Пилату. Его личной драме. Он вынужден был поступиться своими нравственными принципами.
К нему привели странствующего философа, который проповедовал простые для понимания истины, которые помогли помочь человеку во взаимоотношении с окружающими и миром в целом. Он выслушал его. Сопоставил с обвинениями, предъявленными гражданами Иерусалима. Не найдя в проповедях Философа ничего противозаконного и запретного, посоветовал гражданам отказаться от их требования казнить философа. Те настаивали на своём. Прокуратор предложил казнить вместо философа преступника и убийцу. На что так же не получил согласия. Философа казнили. Прокуратор переживал случившееся. У одного из учеников философа он попросил пергамент с записями его проповедей. Среди прочих его внимание привлекли две: « Смерти нет. Самый большой грех, предательство». И он понял, почему граждане Иерусалима считали проповеди «крамольными». Суть их сводилась к тому, что человек должен был сам следить за исполнением их. «Ни убий. Не кради, ни лжесвидетельствуй. Возлюби ближнего своего, как самого себя». Они - то, по мысли философа и должны были стать для человека внутренним законом. Но для его исполнения человек должен был обладать волей, помогающей их исполнять. А вот на это не всякий а, в сущности, никто не был готов и способен, потому как не обладал ей. Да и властям Иерусалима, фарисеям и книжникам, такие проповеди могли только навредить. Изменить Сознание человека. Вывести его из-под их контроля. Понтий Пилат переживал вину за случившееся. Но он не мог поступить иначе, следуя «политической целесообразности»,- сохранения необходимых «ровных» взаимоотношений Рима и Иудеи. По ночам ему снился философ, уходящий по лучам света вдаль. И себя, идущего следом за ним со своей верной собакой. Он собирался вывести свою когорту солдат из Иерусалима и вернуться в Рим. Но, не смог.
«Смерти нет». Умирает плоть. А дух, энергия дающая жизнь, вечны. Философ уходил, оставив «мёртвую» плоть свою не «совершенному сознанию». Следом за ним, уходил Понтий Пилат, вынужденный предать нравственные законы в угоду «политической целесообразности».
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Мастер и Маргарита
Наши дни. Москва. Город-сад. Третий Рим. Теперь уже Мастер, написавший роман про Понтия Пилата, изложив в нём «простые истины», которые, по его понятию должны были стать для человека внутренним законом, и не готовых принять их человеком, подвергался нападкам, как со стороны граждан, так и со стороны официальной власти.
А в это время на Патриарших прудах, на скамеечке сидел визитёр, из рода «соблазнителей» Евы и вёл неторопливую беседу с местным поэтом. Цель его визита заключалась в том, чтобы понаблюдать за происходящим на земле. Разобраться в причинах и, по возможности, направить процесс в «нужное русло». Тема беседы была не обычная. Существует ли дьявол на самом деле или нет. Поэт почти убедил «визитёра», что его «нет».
На самом деле Воланд, дьявол воплоти, а это был он, со своей свитой, хотел проиллюстрировать и подтвердить несовершенство создания Творца. И не способность принять массовым Сознанием простых нравственных истин.
«Наши дни», ни времена Понтия Пилата и философа. Москва ни Иерусалим. И страна ни Иудея тех времён. Сегодня она обрела новое общественное бытие, определяющее общественное сознание. В основе его, традиционные нравственные и моральные ценности. «Человек человеку друг, товарищ и брат». Которые должны стать не «догмой», а «руководством к действию», но, не стали. Поскольку контролировать этот процесс должен был сам человек. И не всегда и не всем это удавалось. И, что бы это «доказать, Воланд начал «соблазнять». Обращаясь к самым потаённым чувствам и слабостям человека.
И пошли слухи о странностях и чудесах по Москве. И все сословия, и ранги горожан стали «жертвами» их.
А в больнице для душевнобольных в соседних палатах, каждый по-своему переживали случившееся с ними Мастер и поэт.
Москва гудела от «чудес» Воланда и его команды. Выступления гипнотизёра и иллюзиониста оставляли зрителей, присутствующих на его представлениях буквально голыми при выходе на улицу. Деньги превращались в обрывки газет. Все силовые структуры были подняты на ноги в поисках нарушителей спокойствия. Но усилия их были тщетны. Те, как бы «растворялись» в воздухе. Но апофеозом всего стал бал сатаны. Бал ста королей, ежегодно проводимый дьяволом в разных городах.
На нём было представлено вселенское сборище тех, кто пренебрёг простыми истинами, которые должны были стать для человека внутренним законом. От королей, до простолюдинов. С ущербным сознанием, данным им при их создании. На роль королевы бала была приглашена Маргарита. Она дала согласие на эту роль ради спасения мастера. В течение трёх часов, а, именно столько продолжалось шествие участников, испытывая неимоверную боль от железных «доспехов», в которые она была облечена, и принимала гостей бала.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Они встретились. Воланд и его спутники. Мастер и Маргарита. Она спросила мастера: «Теперь ты веришь, что Он есть!»
Трудно не поверить, если всё «не совершенство» проявилось не без его вмешательства.
Воланд спросил мастера про его роман. Тот ответил, что сжёг его. На что Воланд возразил,- «рукописи не горят». И один из его спутников подал мастеру рукопись его романа. Тот принял её без особого «энтузиазма» на лице.
«Что ты хочешь за помощь мне», - спросил Воланд Маргариту.
«Мне ничего не надо»,- ответила она.
«Никогда ничего не проси. Тем более у того, кто сильнее тебя. Придут и сами всё дадут. И, всё же»
«Верните нас в квартиру мастера», попросила Маргарита.
«Ну, что ж, тогда прощайте. Да и нам пора».
ЭПИЛОГ
Я создал вас по образу и подобию своему. И был создан Человек: «Чело» (лицо) «века». (Век, единица времени). Человек, «часть», создавшего его. «Образ», плоть его. «Подобие», дух, энергия, воля. Именно она даёт силы противостоять соблазну. Сначала был Адам. Потом из «ребра его», Ева, как часть его генетического единства. В этом геноме был заложен код способности к «самовоспроизводству». «Плодитесь и размножайтесь».
«Запретный плод».
Адам не помышлял нарушить «запрет». У Евы не достало воли, чтобы противостоять «соблазну» Дьявола. Запрет был нарушен. Ева «познала» удовлетворение от, совершённого ею, не её руками, ощутив дьявольскую силу.
Жители Иудеи, требовавшие казни философа из боязни, что им самим придётся отвечать за свои поступки. Бал сатаны, «героями» которого стали те, кто пренебрёг такой «ответственностью» во имя удовлетворения своих слабостей и инстинктов. Жители Москвы, ставшие жертвою иллюзиониста и фокусника Воланда, - «лицо» века прошлого и настоящего. И, как видно, с «веками» не меняющееся.
Преданный философ. Понтий Пилат, вынужденный предать истину во имя политической целесообразности. Мастер, бросивший в огонь своё творение, понимая, что не «время» ему являться на свет.
Маргарита, признавшаяся мастеру в том, что она теперь ведьма, после общения с дьяволом, ставшая участником и свидетелем бала сатаны. Познавшая пьянящую свободу и власть всеобщего обожания. Все они, каждый по-своему, понимали, что им здесь не место. И они ушли.
Философ, в луче света. За ним Понтий Пилат. Воланд, со своими спутниками. Мастер и Маргарита. Он взял их с собой. Предварительно лишив их плоти. Их дух и энергия уходили в глубину Вселенной.
***
В чём же «несовершенство «созданного». В «искусственном интеллекте». Он не может оценивать и анализировать результаты своей деятельности. Из-за этого миссия Посланца оказалась «невыполнима». Проявление результатов его наглядно продемонстрировал Воланд. «Бал ста королей». Да, на нём присутствовали представители разных общественных слоёв, от простолюдинов до королей. Но бал был назван в их честь. А, что такое «король»? Это средоточие власти. Получается «Власть» испокон века находится в руках «искусственного» интеллекта. И «искусственный» интеллект всегда стремится овладеть «властью». Те немногие, кто в состоянии усилием воли взять под контроль своё Сознание, чтобы оправдать своё происхождение (по «образу» и «подобию») и предназначение Человека («лицо» века), становятся изгоями и подлежат «уничтожению».
И И может создать ракету. Определить координаты, направить к «»цели», проконтролировав её полёт. Но не может отвечать за результат воздействия своего на окружающих.
Все радовались первому полёту человека в космос. А ведь это был лишь «побочный» продукт создания средств массового уничтожения. Которым всех нас сегодня заставляют «восхищаться» и «радоваться» результатам его «деятельности».



Другие статьи в литературном дневнике: