Старые сказки

Геннадий Лазарев Комиссар: литературный дневник

ЖЕСТЬ
СТАРЫЕ СКАЗКИ НА НОВЫЙ ЛАД
В губернии наблюдается возрождение интереса к театральному творчеству. Растёт количество драмкружков в школах. Театральных коллективов и студий в вузах. Даже, в центрах социального обслуживания представители «серебряного» возраста ставят спектакли по произведениям классиков.
В одной из школ губернии драматический кружок под руководством учителя приступил к постановке спектакля по мотивам русской народной сказки «Репка». Ну, помните: «Посадил дед репку. Выросла репка ни простая, а огромная. Стал дед репку тянуть…». Ну и далее «как в сказке». Казалось бы, хорошо! Сказка ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок. Да вот «урок» оказался ни «тот» и «ни впрок»!
Дети и учитель наперебой рассказывали, что они хотят поставить «старую сказку на «новый лад»! Типа, «Репка» не хочет, чтобы её (!) «сажали»! А «бабка» ходит со (!) смартфоном! А дедки, среди исполнителей - участниц, вообще не наблюдалось.
Участники, подростки. Учитель и руководитель кружка, опытный (!) педагог. И, почему-то вспомнилась реклама нового фильма, идущего сегодня на экранах кинотеатров, снятого «по мотивам» сказки Андерсена, «Огниво». И сопровождающий её текст: «От сказки Андерсена, осталось одно название. Весь фильм (!) «адаптирован для восприятия современного зрителя»! А сколько уже таких «адаптаций» появилось на свет! И вот этот «адаптированный» зритель ставит в драмкружке в школе «адаптированный» спектакль по «мотивам» (!) русской народной сказке!
«Как в капле воды отражается море», так в этой ситуации глобальная проблема воспитания, образования и уровня культуры «общественного Сознания»! Вероятно, в школе не обращаются к национальному фольклору. И как к его разновидности, к национальным сказкам. А ведь в них вся народная Мудрость. А сам жанр, это способ передать для не сформированного ещё Сознания в доступной форме смысл и суть происходящего в окружающей человека действительности.
И как мог в таком случае педагог, руководитель драмкружка, согласиться с такой «адаптацией» и постановкой такого спектакля. Для начала педагогу - руководителю драмкружка надо бы поинтересоваться, а, знает ли кто из участников саму сказку. Так сказать, в «первозданном» виде. Про что она. И что в ней происходит. И в чём, так сказать. «добрым молодцам урок». А, уже потом, рассматривать «свой вариант». И «урок», воплощенный, в своей постановке. И сравнить их.
Возможно тогда, все с удивлением увидят, что в «новом» предложенном варианте, «урок» для самих артистов.
«Репка», это тот «груз» знаний, который должны «вытянуть» ученики школы. Но! «Репка» не хочет, что бы её сажали» (за парту, для получения знаний). А «бабка» отнимает у неё смартфон и бегает с ним за внучкой, чтобы засадить её за уроки. А «дедка» бросил лопату и ушёл на речку ловить окуней, Жучка побежала за ним.
Не мене важно осознать, что «драматический кружок», это не только возможность занять детей. Это прикосновение к особой форме существования в «предполагаемых обстоятельствах»,- в Театре. У него свои законы существования. И, прежде всего необходимость глубокого видения и понимания сути произведения, взятого в работу. Для того чтобы как можно точнее и ярче воплотить в спектакле основную идею драматического материала.
«Репка», сказка о значении коллективного усилия в преодолении трудностей в предлагаемых обстоятельствах. А в данном случае, поскольку герои родственники, в коллективных усилиях семьи. «Дедка, за репку, Бабка, ЗА дедку. Внучка, ЗА бабку. Жучка, ЗА внучку. Вот вам и спектакль, посвящённый традиционным ценностям семейного единства. Где «За», означает, что каждый из них, друг «ЗА» друга, готов «порвать» любого, как Жучка грелку. Вот вам и «урок»! Сказка про «ценности» семьи в Год семьи.
Ну а как же с «адаптацией»!
Сегодня «адаптация», это тренд. Примета времени. «Адаптируют» все и всё. В театре. В кино. И, странно! Что всё это происходит «по умолчанию» со стороны государства и его ведомств: законодательных, исполнительных, профессиональных и общественных. Образовательных и просветительных.
«Огниво» (и ему подобные «адаптации»). Мало того, что нарушаются «авторские права» создателей литературно произведения. Дискредитируются все «традиционные ценности», воплощённые в нём. И вообще создаётся впечатление, что всё «это» делается ради «прикола». Ну «прикольно же», когда герои сказки «стебают» на «новый», современный «лад»! Только вот все эти «приколы» и «фишки» понятны только (!) «взрослым», а не детям. И, как подтверждение, восторженная реакция взрослых на увиденный фильм. И, редка и стеснённая, детская. Вообще весь фильм, это один большой «прикол»! «Прикольно» же, что герой «сказки» «Репка», не хочет, чтобы её «сажали». А в «Огниво» герой не настоящий солдат («за веру, царя и Отечество»), которого «злые силы» околдовали, превратив в «ворона», а беглый ЗК. Карточный игрок и шулер. Которого по «достоинству» оценил «лжецарь», сравнив с собой. Сказка. Ложь, Да «намёк» уж больно схож.
Фильм идёт без малого два часа. И всё это время держится на двух главных персонажах, воплощённых, безусловно, талантливыми актёрами. И корифеями кино. Когда один из них в образе «заплечных дел мастера», спрашивает, привязанного на Дыбу «солдата»: «А мы раньше не встречались?». Так и хотелось ответить за «солдата»: «Встречались. В Кандагаре. Там нас до сих пор боятся»!
«Кто виноват». «Что делать»
Того, кто ответил на «первый вопрос», совершив «Путешествие из Петербурга а Москву», сослали в Сибирь.
За ответ на второй «вопрос» автора подвергли «Гражданской казни»!
А вот в саратовском ТЮЗе решили (!) «оживить …Пушкина»!
«Если звёзды зажигаются, значит это, кому-то нужно»!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 04.11.2024. Старые сказки