Поэтический вектор цивилизации…
Поэтическая сказка, фэнтези – самый продуктивный жанр современности, и это не просто литература и кино: сам мир вокруг нас все более напоминает фэнтези, где фантазия становится движущей силой перемен и логикой порождения возможных миров.
История ведет ко все большему смешению этносов, и возникает "всечеловек", вбирающий признаки разных наций, культур, языков. Книги, фильмы, путешествия, изучение языков и истории, - все это способ "перенесения значений", обретения другого в себе: русский может почувствовать себя французом или японцем, наш современник - древним воином или средневековым монахом. Весь символический обмен, ускоряющийся с развитием цивилизации, служит поэтическому "переносу". "Поэзия — везде, где за немногими чертами определенного замкнутого образа стоит многообразие значений", - писал А. А. Потебня. Поэтическое слово, в отличие от прозаического и особенно научного (строго определенного термина), стремится к предельному расширению, вбирает значения других слов. Современный человек, вопреки ходячему представлению о его прагматичности, становится существом все более поэтическим.
Именно цивилизация ХХ- ХХI вв. создает этот новый, транскультурный тип личности –мультивидуума, которому тесно в рамках одной культуры, одного языка. Это человек нового образа, воистину "образное", метафорическое существо.
Михаил Эпштейн „Сверхпоэзия и сверхчеловек“
Опубликовано в журнале "Знамя", 1, 2015