Кому не нужно это читать:
- мастерам поэтического слова, давно переросшим «азы»;
- поэтам, считающим – как хочу, так и пишу, всё равно похвалят.
В школе нас, как Пушкина в лицее, основам стихосложения не учили.
Помните: «Не мог он ямба от хорея, как мы не бились, отличить».
Мне было интересно, почитала соответствующую литературу. Много
лишней информации. Выписала то, что считала полезным, и составила
для себя шпаргалку, в которую часто заглядываю. Наверняка она тоже
может быть полезной и вам. Если нет – см. выше. Итак...
В основе стихосложения лежит пение. Стихи должны «петься»,
т.е. слова должны подбираться так, чтобы логические, речевые
ударения совпадали с музыкальным ритмом стиха.
Ранее допускалось более вольное обращение с ударением в слове:
«на хОлмах Грузии»; «гремит музЫка»; «катЯтся ядра»…
Это не характерно для современного русского языка, если только вы
не захотите подражать Тредиаковскому, «былинно-народной» речи…
Когда у вас созреет замысел стихотворения, попробуйте сначала
написать несколько вариантов строк и посмотреть, в какой размер
слова ложатся удобнее.
СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ
Слова состоят из ударных (!) и безударных (=) слогов.
Стихотворная СТОПА или ТАКТ – чередование слогов по схеме.
Повторяясь, стопы (такты) образуют СТИХ (строку).
в) ДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма (д) – ударение на третьем от конца
слоге: (накОпится – торОпится ; бИтвою – молИтвою).
г) ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма – ударение падает на 4-й, 5-й
и т.д. слог от конца: (пАдающй – рАдующий).
ПРАВИЛА РИФМОВКИ
----------------
1) Рифмы должны иметь ОДИНАКОВУЮ УДАРНУЮ ГЛАСНУЮ,
ОДИНАКОВОЕ ЧИСЛО СЛОГОВ ПОСЛЕ ударения и похожее звучание.
2) Если рифмы оканчиваются на ударную гласную, то должны совпадать
и согласные, стоящие перед ними: (дНЯ – меНЯ; облаКА – слегКА).
3) НЕЛЬЗЯ рифмовать «любВИ – дНИ; нужНА – судьБА», потому что
НЕ СОВПАДАЮТ опорные согласные.
4) Рифмуются ударные гласные:
И и Ы (бЫли – просИли; блИн – тЫн);
О и Ё (нарОд –лЁд);
А и Я (бАня – нЯня);
У и Ю (дрУг – Юг);
Э и Е (поЭт – куплЕт).
5) Допускается рифмовать неударные А и О: (демОн – НемАн).
6) Допускается рифмовать глухие и звонкие согласные в конце:
(друГ – муК; свеТ – слеД).
7) В женских и дактилических рифмах допускается присутствие
на конце одного слова Й:
(тенИ – генИЙ; волнЫ – полнЫЙ).
До символистов рифма не вполне точная считалась достаточной.
Символисты отклонение от точности возвели в культ. Появились
рифмы типа «шелест – холост». Маяковский использовал комичес-
кую рифму (каламбуризм) и варьировал её: «на запад – глаза под»;
«идти там – петитом». Многие приёмы его рифмовки привились:
«ужЕ – сюжЕТ», «с концА – дворцАМ».
Чтобы подобрать правильную рифму, нужно проверить её
на соответствие вышеизложенным приёмам и правилам, увидеть
и услышать, как она звучит.
Стихотворные размеры различаются АНАКРУЗОЙ – количеством
безударных слогов в НАЧАЛЕ стиха ПЕРЕД ПЕРВЫМ ударением (=).
В хорее и дактиле анакруза равна нулю:(! =); (! = =)
в ямбе и амфибрахии равна единице: (= !); (= ! =)
в анапесте равна двум: (= = !)
На сколько велико значение анакрузы и клаузулы?
Убирая или добавляя безударный слог в такте, изменяя окончания строк,
можно ИЗМЕНИТЬ РАЗМЕР, подобрать подходящее слово.
Главное - ЧИСЛО СЛОГОВ В ТАКТЕ!
Примеры.
* Хорей
-------
/! =//! =//! =//! =/
/нАша// ТАня// грОмко// плАчет/ (хорей) (ж)
Уберём в последнем такте безударный слог (=)
Получим:
/нАшей// ТАни// грОмкий// плАч/ (хорей) (м)
* Ямб
-----
/= ! //= !//= !//= !/
Переделаем "Таню".
Добавим в начале безударный слог и уберём в конце - получим из хорея ямб:
/там нА//шей ТА//ни грОм//кий плАч/ (ямб) (м)
Добавим безударный слог в последнем такте и получим:
/там нА//ша ТА//ня грОм//ко плА//чет (ямб) (ж)
* Дактиль
---------
/!= =//!= =//!= =//!= =/
Мы его сделали из хорея, добавив безударный слог в конце каждого такта.
Уберём в в конце строки один безударный слог:
/нАша Та//нЮша ры//дАет и// плАчет/ (дактиль) (ж)
Уберём два безударных слога:
/нАша Та//нЮша ры//дАет с ут//рА/ (дактиль) (м)
* Анапест
---------
/= = !//= = !//= = !/
Анапест сделали из ямба, добавляя впереди безударный слог.
Получили:
/наша ТА//ня рыдА//ет с утрА/ (анапест) (м)
Добавим в конце строки безударный слог:
/наша ТА//ня рыдА//ет и плА//чет (анапест) (ж)
КАТАЛЕКТИКА – последняя стопа усечённая,
короче остальных на один или два безударных слога:
/вИхри//снЕжны//Е кру//тЯ(-)/
/! =//! =//! =//! (-)/
ГИПЕРКАТАЛЕКТИКА – добавочные безударные слоги,
лишние по сравнению с остальными, наращенные.
/Ой, пол//нА, пол//нА ко//рОбу/(шка)
/! =//! =//! =//! =/(+)
РАСПРОСТРАНЁННАЯ ОШИБКА
В каком-либо такте строки(не в рифме!) появляются ЛИШНИЕ или ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОГИ.
Если уж выбрали, например, такт из трёх слогов, его нужно выдерживать до конца стихотворения.
Совет:
------
/раз/-бей/-те/ по / сло/-гам/,
/раз/-ме /-ра/ шаг/ пой/-май/-те.
Нарисуйте схему своего стиха и сверяйте с ней количество слогов.
Бывает так, что не находится нужная рифма, хочется вставить именно
это слово, а оно не лезет… Ничего, запишите свою мысль поэтической
прозой, чтобы не забыть, и – отложите. Переберите все буквы алфавита
(пакля, шмакля, дракля...) – и сокровище обязательно найдётся!
Пример: http://stihi.ru/2010/07/24/3657.
ФОРМУЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТРОФ
Характер строфы можно записать формулой.
Стихи с одинаковой рифмой обозначаются буквой, особой
для каждой новой рифмы.
Большими буквами обозначаются женские рифмы (А, Б, В);
маленькими буквами – мужские (а,б,в).
ПЕРЕКРЁСТНАЯ формула АбАб:
Давно забытых чувств появится круженье......А
Как будто карусель в старинном городке......б
И, скрипнув, поплывут лошадки-сновиденья......А
Под духовой оркестр, чуть слышный вдалеке...б
(Л.Потешнова)
ОХВАТНАЯ формула – аББа:
Душа то плачет, то поёт,....а
Стихи прекрасные услышав,...Б
Встаёт на цыпочки всё выше..Б
И отправляется в полёт......а
(Г.Епанечников)
СМЕЖНАЯ формула – аББавв:
Внезапно зазвонит молчавший телефон.......а
И маятник часов качнётся,.................Б
И долгий разговор начнётся,.................Б
Соединяя нас в пространстве двух времён:.......а
Там – годы юности, тут – наступивший час,......в
Переменивший многое для нас..................в
(И.Катеринич)
На сочетании женских и мужских стихов построено большинство
стихотворений. Так же традиционно смешение дактилических и
мужских рифм:
В пустынной степи полыхает пожар,......(м)
Никем не замеченный,...............(д)
И мне остаётся лишь горечь и гарь......(м)
Туманного вечера...................(д)
(А.Лихачёва)
Наиболее короткие строфические объединения стихов – это
ДВУСТИШИЯ ААббССдд… (смежная или парная рифмовка):
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
(А.Пушкин)
ТЕРЦИНЫ – рифмы АбА-бВб-ВгВ...
ПЯТИСТИШИЯ – рифмы АбААб:
Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти;
Ещё овраги полны снега;
Ещё зарёй гремит телега
На запорошенном пути...
(А.Фет)
ХОЛОСТЫЕ стихи – рифмуются только чётные стихи,
а нечётные общей рифмы не имеют:
Есть гора Медведь, Лягушка,
Обезьяна, Крокодил.
Нет горы с названьем Мышка,
Видно, кто-то проглотил.
(В.Бончак)
Рифма «крокодил – проглотил», а «лягУшка – мЫшка» рифмой не
являются – не совпадают последние ударные гласные.
ВЕРЛИБР (белые стихи) – нерифмованные, свободные от размера:
Листья и трава –
уже большие и зелёные
а тут – посыпались неизвестно откуда
огромные и многочисленные клочья снега –
живу в гармонии с природой –
ремонтирую старый валенок,
мечтая о поездке на остров Фиджи.
(Е.Блажеевич)
СОНЕТ – стихотворение из четырнадцати строк, рифмуемых по
схеме: АббА – АббА – ВВг – ДгД (есть различные варианты).
ВЕНОК СОНЕТОВ – стихотворное произведение из пятнадцати
сонетов, т.е. двухсот десяти строк. Первая строка каждого сонета
повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет
(магистрал) повторяет первые строки каждого из четырнадцати,
связывая их воедино и по смыслу – очень трудная задача, но...
попробуйте.
Есть ещё много интересного, например – как сделать стих благозвучным...
А пока могу поделиться выводами, прочувствованными на своей шкуре:
1) «Не растекаться мыслию по древу», уметь вовремя остановиться.
Это - самое трудное! Резать «по-живому», сокращать...
2) Если в начале «повешено ружьё», то в конце оно должно выстрелить!
3) Не увлекаться сложносочинёнными и сложноподчинёнными
предложениями – они затрудняют восприятие.
4) Не переносить окончание одного стиха на строку следующего –
читать трудно, появляется нежелательный смысл...
Каждая строка должна быть завершена так, чтобы её можно было
процитировать!
5) Избегать обилия глагольных рифм (подошёл - нашёл; бежали - держали)...
6) Стараться не писать все стихи одним размером. Даже самые прекрасные,
если их читать подряд, утомляют. Поэмы - исключение!
7) Проверять на слух звучание стиха, чтобы не было неприличных каламбуров!
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.