Шпаргалка для поэтов

Лара Фай-Родис: литературный дневник

Шпаргалка для поэтов
Бабка Ёшка
http://www.stihi.ru/2010/07/16/5905


Кому не нужно это читать:
- мастерам поэтического слова, давно переросшим «азы»;
- поэтам, считающим – как хочу, так и пишу, всё равно похвалят.


В школе нас, как Пушкина в лицее, основам стихосложения не учили.
Помните: «Не мог он ямба от хорея, как мы не бились, отличить».
Мне было интересно, почитала соответствующую литературу. Много
лишней информации. Выписала то, что считала полезным, и составила
для себя шпаргалку, в которую часто заглядываю. Наверняка она тоже
может быть полезной и вам. Если нет – см. выше. Итак...

В основе стихосложения лежит пение. Стихи должны «петься»,
т.е. слова должны подбираться так, чтобы логические, речевые
ударения совпадали с музыкальным ритмом стиха.
Ранее допускалось более вольное обращение с ударением в слове:
«на хОлмах Грузии»; «гремит музЫка»; «катЯтся ядра»…
Это не характерно для современного русского языка, если только вы
не захотите подражать Тредиаковскому, «былинно-народной» речи…
Когда у вас созреет замысел стихотворения, попробуйте сначала
написать несколько вариантов строк и посмотреть, в какой размер
слова ложатся удобнее.


СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ



Слова состоят из ударных (!) и безударных (=) слогов.


Стихотворная СТОПА или ТАКТ – чередование слогов по схеме.
Повторяясь, стопы (такты) образуют СТИХ (строку).

Двухсложные размеры:



* ХОРЕЙ (! =):


/нАша//ТАня//грОмко//плАчет/
/! =//! =//! =//! =/


* ЯМБ (= !):


/трубА//зовЁт//идИ//в похОд/
/= !//= !//= !//= !/


Трёхсложные размеры:



* ДАКТИЛЬ (! = =):

/дОля ты//рУсская//дОлюшка//жЕнская/
/! = =//! = =//! = =//! = =/


* АМФИБРАХИЙ (= ! =):

/гляжУ, под//нимАет//ся мЕдлен//но в гОру/
/= ! =//= ! =//= ! =//= ! =/


* АНАПЕСТ (= = !):

/по горАм//по долАм//шум и гАм/
/= = !//= = !//= = !/


(Обратите внимание – ритм вальса!)


Четырёхсложные размеры – ПЕОНЫ:



* ПЕОН 1 (! = = =):

/скАзочная//прАздничная//юная вес/на
/! = = =//! = = =//! = = =/!


* ПЕОН 2 (= ! = =):

/красАвица//нарОдная/
/= ! = =//= ! = =/


* ПЕОН 3 (= = ! =):

/отворИте//мне темнИцу/
/= = ! =//= = ! =/


* ПЕОН 4 (= = = !):

/переживЁм//ещё денЁк/
/= = = !//= = = !/



Пятисложный ДОХМИЙ (пентон).



Всем известны стихи Кольцова:


Не шуми ты, рожь, спелым колосом,
Ты не пой, косарь, про широку степь.


Такт (стопа) из пяти слогов называется - ДОХМИЙ: /= = ! = =/


В кольцовских стихах два такта, разделеные цезурой:
/Не шумИ ты, рожь,/*/ спелым кОлосом /
/= = ! = =/*/= = ! = =/


ЦЕЗУРА /*/ - словораздел, проведённый через всё стиховорение.


Предыдущие ПЕОНЫ навели меня на идею аналогично поиграть с переменой ударения в дохмической стопе.


Могу предложить свои варианты Дохмия. Вот что получается при перемене ударения:


* Дохмий 1 /! = = = =//! = = = =/:


Белые цветы высушеные...
Брошу за порог выстраданное.
Прежние мечты ветер гонит прочь.
Кто бы мне помог? Некому помочь.


* Дохмий 2 /= ! = = =//= ! = = =/:


Желтеет трава некошенная,
Идут холода непрошенные.
С тобой навсегда не связаны мы,
Остались слова несказанными.


* Дохмий 3 /= = ! = =//= = ! = =/:


Приходи ко мне ты с гитарою,
Будем петь с тобой песни старые.
Как под рюмочку сладко плачется:
Ты куда ушла, жизнь-обманщица...


* Дохмий 4 /= = = ! =//= = = ! =/:


"Мирандолина! Мирандолетта" -
Не оторваться от оперетты.
Мелькают ножки кордебалета...
А там, на кухне, горят котлеты!


* Дохмий 5 /= = = = !//= = = = !/:


Снег летит опять, липнет на стекло.
Что переживать? Было да прошло.
Наметёт добра вьюгою ночной...
Может быть с утра станешь ты иной.


Вот такое открытие!

Строки-стихи, объединяясь, образуют СТРОФУ или КУПЛЕТ.


КЛАУЗУЛА – ритмическое окончание стиха.
Окончания строк, как правило, должны совпадать, рифмоваться.


РИФМА – совпадение по звучанию окончаний стихов, начиная
с ПОСЛЕДНЕГО УДАРНОГО слога.


а) МУЖСКАЯ рифма (м) – ударение на последнем слоге:
(час - раз; бал - идеал; мгла - светла).


б) ЖЕНСКАЯ рифма (ж) – ударение на предпоследнем слоге:
(мАма – прЯмо; стихИя – голубЫе; нЕжно – снЕжный).


в) ДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма (д) – ударение на третьем от конца
слоге: (накОпится – торОпится ; бИтвою – молИтвою).


г) ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма – ударение падает на 4-й, 5-й
и т.д. слог от конца: (пАдающй – рАдующий).


ПРАВИЛА РИФМОВКИ
----------------


1) Рифмы должны иметь ОДИНАКОВУЮ УДАРНУЮ ГЛАСНУЮ,
ОДИНАКОВОЕ ЧИСЛО СЛОГОВ ПОСЛЕ ударения и похожее звучание.


2) Если рифмы оканчиваются на ударную гласную, то должны совпадать
и согласные, стоящие перед ними: (дНЯ – меНЯ; облаКА – слегКА).


3) НЕЛЬЗЯ рифмовать «любВИ – дНИ; нужНА – судьБА», потому что
НЕ СОВПАДАЮТ опорные согласные.


4) Рифмуются ударные гласные:
И и Ы (бЫли – просИли; блИн – тЫн);
О и Ё (нарОд –лЁд);
А и Я (бАня – нЯня);
У и Ю (дрУг – Юг);
Э и Е (поЭт – куплЕт).


5) Допускается рифмовать неударные А и О: (демОн – НемАн).


6) Допускается рифмовать глухие и звонкие согласные в конце:
(друГ – муК; свеТ – слеД).


7) В женских и дактилических рифмах допускается присутствие
на конце одного слова Й:
(тенИ – генИЙ; волнЫ – полнЫЙ).


До символистов рифма не вполне точная считалась достаточной.
Символисты отклонение от точности возвели в культ. Появились
рифмы типа «шелест – холост». Маяковский использовал комичес-
кую рифму (каламбуризм) и варьировал её: «на запад – глаза под»;
«идти там – петитом». Многие приёмы его рифмовки привились:
«ужЕ – сюжЕТ», «с концА – дворцАМ».


Чтобы подобрать правильную рифму, нужно проверить её
на соответствие вышеизложенным приёмам и правилам, увидеть
и услышать, как она звучит.


Стихотворные размеры различаются АНАКРУЗОЙ – количеством
безударных слогов в НАЧАЛЕ стиха ПЕРЕД ПЕРВЫМ ударением (=).


В хорее и дактиле анакруза равна нулю:(! =); (! = =)
в ямбе и амфибрахии равна единице: (= !); (= ! =)
в анапесте равна двум: (= = !)


На сколько велико значение анакрузы и клаузулы?


Убирая или добавляя безударный слог в такте, изменяя окончания строк,
можно ИЗМЕНИТЬ РАЗМЕР, подобрать подходящее слово.

Главное - ЧИСЛО СЛОГОВ В ТАКТЕ!



Примеры.


* Хорей
-------
/! =//! =//! =//! =/


/нАша// ТАня// грОмко// плАчет/ (хорей) (ж)


Уберём в последнем такте безударный слог (=)
Получим:
/нАшей// ТАни// грОмкий// плАч/ (хорей) (м)


* Ямб
-----
/= ! //= !//= !//= !/


Переделаем "Таню".
Добавим в начале безударный слог и уберём в конце - получим из хорея ямб:

/там нА//шей ТА//ни грОм//кий плАч/ (ямб) (м)


Добавим безударный слог в последнем такте и получим:
/там нА//ша ТА//ня грОм//ко плА//чет (ямб) (ж)


* Дактиль
---------
/!= =//!= =//!= =//!= =/


Мы его сделали из хорея, добавив безударный слог в конце каждого такта.

Уберём в в конце строки один безударный слог:
/нАша Та//нЮша ры//дАет и// плАчет/ (дактиль) (ж)


Уберём два безударных слога:
/нАша Та//нЮша ры//дАет с ут//рА/ (дактиль) (м)


* Анапест
---------
/= = !//= = !//= = !/


Анапест сделали из ямба, добавляя впереди безударный слог.

Получили:
/наша ТА//ня рыдА//ет с утрА/ (анапест) (м)


Добавим в конце строки безударный слог:
/наша ТА//ня рыдА//ет и плА//чет (анапест) (ж)


* Амфибрахий
------------
/= ! =//= ! =//= ! =//= ! =/


Амфибрахий можно сделать из ямба, добавляя безударный слог в конце такта,
или из хорея, добавляя безударный слог в начале такта.

/а нАша// ТанЮша// рыдАет// и плАчет/ (амфибрахий) (ж)


Уберём последний безударный слог и получим:
/а нАша// ТанЮша// рыдАет// с утрА/ (амфибрахий) (м)



Вот такой фокус!
----------------

АКАЛЕКТИКА – полная стопа, все стопы стиха равны:
/бУря//мглОю//нЕбо//крОет,/
/! =//! =//! =//! =/


КАТАЛЕКТИКА – последняя стопа усечённая,
короче остальных на один или два безударных слога:
/вИхри//снЕжны//Е кру//тЯ(-)/
/! =//! =//! =//! (-)/


ГИПЕРКАТАЛЕКТИКА – добавочные безударные слоги,
лишние по сравнению с остальными, наращенные.
/Ой, пол//нА, пол//нА ко//рОбу/(шка)
/! =//! =//! =//! =/(+)


РАСПРОСТРАНЁННАЯ ОШИБКА



В каком-либо такте строки(не в рифме!) появляются ЛИШНИЕ или ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОГИ.
Если уж выбрали, например, такт из трёх слогов, его нужно выдерживать до конца стихотворения.


Совет:
------
/раз/-бей/-те/ по / сло/-гам/,
/раз/-ме /-ра/ шаг/ пой/-май/-те.


Нарисуйте схему своего стиха и сверяйте с ней количество слогов.


Бывает так, что не находится нужная рифма, хочется вставить именно
это слово, а оно не лезет… Ничего, запишите свою мысль поэтической
прозой, чтобы не забыть, и – отложите. Переберите все буквы алфавита
(пакля, шмакля, дракля...) – и сокровище обязательно найдётся!
Пример: http://stihi.ru/2010/07/24/3657.


ФОРМУЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТРОФ


Характер строфы можно записать формулой.
Стихи с одинаковой рифмой обозначаются буквой, особой
для каждой новой рифмы.
Большими буквами обозначаются женские рифмы (А, Б, В);
маленькими буквами – мужские (а,б,в).


ПЕРЕКРЁСТНАЯ формула АбАб:
Давно забытых чувств появится круженье......А
Как будто карусель в старинном городке......б
И, скрипнув, поплывут лошадки-сновиденья......А
Под духовой оркестр, чуть слышный вдалеке...б
(Л.Потешнова)


ОХВАТНАЯ формула – аББа:
Душа то плачет, то поёт,....а
Стихи прекрасные услышав,...Б
Встаёт на цыпочки всё выше..Б
И отправляется в полёт......а
(Г.Епанечников)


СМЕЖНАЯ формула – аББавв:
Внезапно зазвонит молчавший телефон.......а
И маятник часов качнётся,.................Б
И долгий разговор начнётся,.................Б
Соединяя нас в пространстве двух времён:.......а
Там – годы юности, тут – наступивший час,......в
Переменивший многое для нас..................в
(И.Катеринич)


На сочетании женских и мужских стихов построено большинство
стихотворений. Так же традиционно смешение дактилических и
мужских рифм:
В пустынной степи полыхает пожар,......(м)
Никем не замеченный,...............(д)
И мне остаётся лишь горечь и гарь......(м)
Туманного вечера...................(д)
(А.Лихачёва)


Наиболее короткие строфические объединения стихов – это
ДВУСТИШИЯ ААббССдд… (смежная или парная рифмовка):
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
(А.Пушкин)


ТЕРЦИНЫ – рифмы АбА-бВб-ВгВ...


ПЯТИСТИШИЯ – рифмы АбААб:
Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти;
Ещё овраги полны снега;
Ещё зарёй гремит телега
На запорошенном пути...
(А.Фет)


ХОЛОСТЫЕ стихи – рифмуются только чётные стихи,
а нечётные общей рифмы не имеют:
Есть гора Медведь, Лягушка,
Обезьяна, Крокодил.
Нет горы с названьем Мышка,
Видно, кто-то проглотил.
(В.Бончак)
Рифма «крокодил – проглотил», а «лягУшка – мЫшка» рифмой не
являются – не совпадают последние ударные гласные.


ВЕРЛИБР (белые стихи) – нерифмованные, свободные от размера:
Листья и трава –
уже большие и зелёные
а тут – посыпались неизвестно откуда
огромные и многочисленные клочья снега –
живу в гармонии с природой –
ремонтирую старый валенок,
мечтая о поездке на остров Фиджи.
(Е.Блажеевич)


СОНЕТ – стихотворение из четырнадцати строк, рифмуемых по
схеме: АббА – АббА – ВВг – ДгД (есть различные варианты).


ВЕНОК СОНЕТОВ – стихотворное произведение из пятнадцати
сонетов, т.е. двухсот десяти строк. Первая строка каждого сонета
повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет
(магистрал) повторяет первые строки каждого из четырнадцати,
связывая их воедино и по смыслу – очень трудная задача, но...
попробуйте.


Есть ещё много интересного, например – как сделать стих благозвучным...


А пока могу поделиться выводами, прочувствованными на своей шкуре:


1) «Не растекаться мыслию по древу», уметь вовремя остановиться.
Это - самое трудное! Резать «по-живому», сокращать...
2) Если в начале «повешено ружьё», то в конце оно должно выстрелить!
3) Не увлекаться сложносочинёнными и сложноподчинёнными
предложениями – они затрудняют восприятие.
4) Не переносить окончание одного стиха на строку следующего –
читать трудно, появляется нежелательный смысл...
Каждая строка должна быть завершена так, чтобы её можно было
процитировать!
5) Избегать обилия глагольных рифм (подошёл - нашёл; бежали - держали)...
6) Стараться не писать все стихи одним размером. Даже самые прекрасные,
если их читать подряд, утомляют. Поэмы - исключение!
7) Проверять на слух звучание стиха, чтобы не было неприличных каламбуров!


Творческих вам успехов!



© Copyright: Бабка Ёшка, 2010
Свидетельство о публикации №110071605905



Другие статьи в литературном дневнике: