О стихах Валерий Ясов

Лара Фай-Родис: литературный дневник



http://stihi.ru/2012/07/05/6174
В. Ясов
Лирика должна звучать как «Реквием» Моцарта. Самое тонкое и еле слышимое - исключительно криком. О простом – сложно, о сложном – просто. Лирика – холодное оружие, чтобы его использовать нужно подойти поближе. То место, откуда автор наблюдает за предметом – режиссёрское, неповторимое. Очень важна фактура.
Предмет должен быть осязаем - свет, цвет, форма, запах, звук, масса и т.д. То есть все свойства предметов, их отличительные черты в стереоформате. Начало может быть нокаутирующим, как у Цветаевой, или географическим как у Гумилёва, просто обозначающее место. А вот концовку покойный А.Д.Тимрот сравнивал с последним забитым гвоздём. Когда мастер с оттяжкой окончательным звучным ударом завершает работу. Т.е. уходя нужно включить свет и громко хлопнуть дверью. В стихотворении всё имеет значение, но ничто не имеет решающего голоса. Форма, ритм, рифма, метафора, стиль – очень важны.
Но самое главное, то чего не увидишь. Как в человеке самые важные органы – внутренние, а жизненно необходимые процессы скрыты. В произведении центр – его необходимость, т.к. если бы без него мир смотрелся неполным. Каждое новое произведение – отвоёванное у хаоса пространство. В искусстве, особенно в литературе лучше перебрать, чем недобрать в отличие от выпивки. Эта область заставляет быть сильнее себя самого. Ты ищешь и находишь нечто тяжёлое, но оно оказывается для тебя родным и значимым.
Я стихи выращиваю как Гауди дома. Есть другой метод -промывать грунт в поисках самородка или хотя бы крупицы золота. Поэт создаёт из разрозненных частей мира конструкцию, киборга реальности (там совмещение живой природы слова и техники владения текстом – ритм, рифма). Но в технику входят и твои знания по другим ремёслам. Я как художник могу вкладывать опыт рисовальщика, опираться на живопись, как другой человек может черпать навыки из своей области. В результате получается симбиоз.
Вообще, когда можно заменить три слова на два, а два на одно это к лучшему. Как ни странно экономия слов на пользу произведению. Автор должен много писать, черкать, перелопачивать собственный текст не один раз. Будь безжалостен к собственным словам и одновременно дорожи ими. Это сложно, как будто некто перебирает драгоценности, выкладывая камешек за камешком. Желательно, чтобы упражнения в стихосложении были регулярными, как гаммы. Это приучает к порядку. И развивает внутреннюю дисциплину.

Продолжение следует…


О стихах -1
Валерий Ясов
Темы приходят без спроса и требуют проявки как взбесившиеся фотографии. Стихи нельзя пересказать сухим информативным языком.Приведу ещё один пример: семечко цветка имеет всю информацию о будущем растении, но не выглядит как это растение в развитии. Это и есть сложность рождённая из простоты. Ещё можно вспомнить чёрно-белую графику и живопись. Песню и симфонию. Художество - вещь тонкая. Автора можно сравнить с серфенгистом на гребне волны, от которой он берёт энергию движения. И кажущаяся лёгкость достигается тренировкой, но не только. Должен быть кураж, интуиция, какая-то случайность. Об этом можно много говорить, кто-то из французских писателей сказал: « Гений - самый большой вол» и ещё одно: " У поэта два врага рифма и смысл".
Стихи пишутся, правда, не ради рифмы, изысканной метафоры и даже логического утверждения. Они могут быть не совсем понятны и однозначны. Технические правильности являются лишь строительными лесами произведения. Я, конечно, субъективен, потому что исхожу из личного опыта и практики. Но даже самые неправильные, сновидческие или аллегорические образы должны быть поставлены и притёрты друг к другу так, чтобы не было швов и вопросов.
В знакомом слове должна царствовать новизна. Может быть, вообще не надо рифмы, чем ради неё калечить восприятие. Можно обойтись и ритмом. Вообще стихосложение при правильном направлении учит преодолевать гордыню, поскольку личные эмоции, события жизни и виденье автор приводит в соответствие с гармонией, которая для всех одна. И у неё один Творец. И, напрягая себя, будучи беспощадным к самому себе, изучая собственную малость, можно потихоньку приобщиться к тем смыслам и формам, которые рассеянны во вселенной. Итак, автор – вечный подмастерье. Я сам нахожусь в состоянии перманентной учёбы. Творение Божье - природа, пожалуй, самый строгий экзаменатор. Пейзаж вмещает в себя все существующие формы и фактуры. Пришпилить его к писчему листу, чтобы остался...
Поэт переживает три стадии: первая – называние и описание всей своей вселенной, используя чувства, интуицию и некое ощущение «движения»; вторая – поэт непосредственно обращается ко всем найденным объектам, используя виденье и опыт работы с текстом. На 2-ом этапе проявляется вся его «мышечная сила» приобретенная за счёт ударов судьбы (автор – всегда отражение). Третья стадия – обращение к поэту всех вызванных образов, они сами рассказывают и рисуют. Здесь автор скорее объект и вся работа заключается в использовании энергии, каналы которой он проторил.


Продолжение следует



Другие статьи в литературном дневнике: