Купля-продажа людей и невольничьи рынки в процветаКупля-продажа людей и невольничьи рынки в «процветающей» романовской России "Кто же нас кабалил, Никого не трогало, что с начала XVIII и до середины XIX веков продажа людей в России была совершенно обыкновенным делом. Крестьян, как и любое другое имущество, продавали по объявлениям в газете или на рынке. Их проигрывали в карты, меняли на собак, закладывали, завещали или дарили. Клавдий Лебедев Продажа крепостных. Фото из открытого доступа Тексты составлялись примерно такие же, как сейчас, когда люди продают автомобили или домашних животных. Например: «Продаются муж и жена, обоим по 30 лет, хорошего поведения, а с ними коза дойная», или «Продается кучер умелый, 40 лет, с телегою и лошадью». Стоимость обычного крестьянина была 5-6 рублей за человека, но если у него были навыки, он умел стричь, брить, то ценился дороже. Молодые девушки покупались в горничные по 50-60 рублей, но чаще всего продавали обычных дворовых людей для работы на земле или в усадьбе. Продажа деревень и сёл Иногда на продажу выставляли целые сёла и деревни, при этом каждый человек, живший там и прикрепленный к земле, учитывался подушно. Например, «продаётся деревня Ступино с 350 душами». Под «душами» подразумевались только взрослые мужчины При этом все «души» - взрослые мужчины, и каждую душу оценивали примерно в 70-120 рублей. За женщин и детей податей не платили, поэтому они не учитывались при продаже. Но это не относилось к дворовым крестьянам, для них были отдельные расценки. Была ещё категория крестьян «на вывод», их покупали и переселяли в другие деревни. Иван Ижакевич Крепостных меняют на собак. Фото из открытого доступа На этих рынках людей продавали так называемым перекупщикам, а те, в свою очередь перепродавали их подороже. Урюпинская ярмарка. Фото из открытого доступа По свидетельству историка М. Пыляева, на этом рынке всеми делами заведовали армяне, скупая юношей и девушек для перепродажи на турецких невольничьих базарах. Понятно, что царская администрация знала об этом и получала хорошие «откупы». Продажа в басурманские страны была более выгодной, здоровых и молодых людей можно было продать в несколько раз дороже, помещики с этого имели хорошую прибыль. По рассказу одного из кучеров, ежегодно возивших «в Урюпино» на продажу «парней да девок» из Петровского уезда Саратовской губернии, армяне покупали людей больше всего. Формально их брали «в наймы», но на самом деле целью была перепродажа в рабство. Кроме Урюпинской ярмарки существовали и другие рынки крепостных – в Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Нижнем Новгороде. Литератор Пьер-Никола Шантро в своем " Voyage philosophique " писал: «Если дворяне решают продать своих крепостных они их выставляют с их женами и детьми в общественных местах и каждый из них имеет на лбу ярлык, указывающий цену и их специальность». В Петербурге и Москве цены на "продажных" людей были значительно выше, чем в провинции. Поэтому, в конце XVIII века, как отметил в своем дневнике Н. И. Тургенев, людей привозили в столицы на продажу целыми барками... Объявление в газете. Фото из открытого доступа В 1797 году императором Павлом I был издан указ «О трёхдневной барщине», который был на бумаге, но помещиками не исполнялся. Наоборот, появились крестьяне «месячники», которые трудились весь месяц без выходных. Помещики просто отнимали у них земельные наделы и заставляли работать на себя за нищенский продовольственный паёк. «Месячники» были самые настоящие рабы – без прав и без собственности. Александр I старался сгладить ситуацию перед европейским обществом и запретил печатать в газетах объявления о продаже крепостных. Но помещики нашли выход и заменили слово «продажа» «арендой», к тому же активно работали посредники и торговля людьми по-прежнему шла бойко. В 1833 году появился «Свод законов о состоянии людей в государстве», изданный во время правления Николая I, который юридически закреплял бесправие крестьянского сословия. Помещик становился хозяином всего крестьянского имущества. Помимо этого, барин решал вопросы наказания, отъёма детей, кому, когда и на ком жениться или не жениться вообще. В 1841 году Николай I запретил продажу людей в розницу, но разрешалось продавать и покупать целые сёла. Помещики категорически не хотели отменять крепостничество, хотя по этому вопросу уже работали целые комиссии. Объявление в газете. Фото из открытого доступа. Так статья 182 гласила: «Кто дерзнет публично в церкви с умыслом возложить хулу на славимого в единосущной троице бога, или на пречистую владычицу нашу Богородицу и присно-деву Марию, или на честный крест господа бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на бесплотные силы небесные, или на святых угодников божиих и их изображения, тот подвергается: лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу в рудниках на время от 12 до 15 лет». Если хула на церковь была произнесена не в церкви, а в публичном месте, то виновного лишали всех прав состояния и отправляли на каторжные работы от 6 до 8 лет, да ещё секли плетьми через палачей с наложением клейм. Телесные наказания регулировала 21 статья, так, например, для осужденных на срок до 15 лет предусматривалась: «Степень 3. Работы в рудниках на время от 12 до 15 лет; наказание плетьми от семидесяти до восьмидесяти ударов». При Александре II вышел Манифест об отмене крепостного права – величайший прорыв в России за несколько веков её существования. Одномоментного освобождения крестьян не произошло, они просто перестали называться крепостными. Их стали называть «обязанными», поскольку они теперь обязаны были 49 лет платить государству за свой участок земли и 20% стоимости отрабатывать барщиной у помещика. По сути, для них ничего не изменилось, их как пороли, так и продолжали пороть. А земля по-прежнему продавалась, то есть с 1861 года она продавалась вместе с крестьянами. Выкупные платежи были отменены только в 1906 году. Закончу статью отрывком из классической поэмы А. Грибоедова "Горе от ума", в которой описывается продажа людей московскими барами: Или вон тот еще, который для затей Заставил всю Москву дивиться их красе! Сказы Истории © Copyright: Тамита, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|