Про кровищуПРО КРОВИЩУ Почитал ответы понабежавших антисоветчиков в разговоре о том, что людей убивать плохо, особенно подростков и детей. Плохо, да! И царскую семью плохо, и папу императора, и мужа императрицы, и сына-наследника. Всех плохо. Но ведь что пишут наши гуманисты! Сына Петра Великого судила, пишут, следственная комиссия, «там всё по закону»! То есть юношу запытали насмерть, а историки так и не обнаружили реальных признаков его вины – но «по закону» же! «Чего вы тут наговариваете»! А сын Мнишек, говорят, «непонятно от кого родился» и вообще он «ворёнок». То есть я верно понял, что если непонятно от кого, то можно и удавить? Отдельно давят на то, что – давно было, время было другое. Знаете, что я скажу вам, дорогие мои. Возможно, для вас это будет необычайным открытием, но в целом представления о морали у рядового человека XVII века от наших представлений не слишком отличались. Он жил в том же контексте Нового завета и знал, что убивать – плохо, а детей убивать – тем более плохо. Не вешали тогда детей, как «с добрым утром». Дикостью это было и тогда уже. И обычные люди это воспринимали одинаково и в XVII веке, и в XIX. Да и не стоит собственные, нынешние представления о морали так уж высоко ставить – уверяю вас, что если б из XVII века увидели, в каком количестве и каким образом мы нынче убиваем людей, реакция их была бы проста: ну вы и зверьё, потомки. …И, наконец, финальный довод наших оппонентов. «А чего ваш Ленин не наказал убийц Николая? А?.. Что, выкусили? Если б был против – наказал бы!» А чего ваш Колчак не наказал натурального головореза Семенова, который таких «царских семей» накрошил, настрелял и нарезал сотни? Просто не столь голубых кровей. Но всем было очевидно: атаман – кровавый маньячина. Взял бы и наказал! А чего ваш белый генерал Миллер в Архангельске не урезонил англичан, которые устроили концлагерь в Соловецком монастыре и ещё несколько ещё более жутких концлагерей, загнали туда десятки тысяч людей с детьми и женами, и морили их голодом, и расстреливали без счета? Сказал бы им! Наказал бы! Чего нет? А чего Деникин не наказал свою контрразведку, о которой страшные – и вполне себе обоснованные! – легенды ходили уже тогда? Взял бы и распустил садистов этих? Нет? Не стал чего-то. Я скажу, почему никто не стал. Потому что война была. Люди воевали. Война – дело суровое. Вот у нас навоевали до такой степени, что нет у нас ни Пригожина, ни его командиров – разбились. И мы Сирию сдаем, которую 12 лет отвоёвывали. А был бы жив Пригожин – посмотрел бы я, как в Алеппо входили бы бармалеи сейчас. Война – дело такое. Там, снявши голову, по волосам не плачут. Такие дела. Скучно с вами спорить, уж не сердитесь. Мирные вы люди, наивные. Попади иные из вас в подобную, что была у большевиков, ситуацию, вы б людей зубами рвали, любых возрастов и династий. А теперь глаза тут прилюдно слюнявите. Ах, ах, как жестоко. Я говорю вам: давайте всех жалеть, раз так? Вы мне в ответ: нет, кого вы называете – это правильно убили, а кого мы называем – это жуть, жуть, жуть. У нас, между прочим, на русской Украине за два года миллион человек убили, замучили, изуродовали. Вы заметили, нет? А то иной раз мне сдаётся, что эти вот мёртвые вас волнуют куда меньше, чем дела столетней давности. «Сейчас-то чего? Обычное дело. А вот тогда… ух, какие звери были! Не забудем, не простим». Какая-то навязчивая дальнозоркость и утомительная близорукость. Захар Прилепин. Канал в Дзене. © Copyright: Тамита, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|