Про кровищу

Тамита: литературный дневник

ПРО КРОВИЩУ
6 декабря 2024


Почитал ответы понабежавших антисоветчиков в разговоре о том, что людей убивать плохо, особенно подростков и детей.


Плохо, да! И царскую семью плохо, и папу императора, и мужа императрицы, и сына-наследника. Всех плохо.


Но ведь что пишут наши гуманисты! Сына Петра Великого судила, пишут, следственная комиссия, «там всё по закону»! То есть юношу запытали насмерть, а историки так и не обнаружили реальных признаков его вины – но «по закону» же! «Чего вы тут наговариваете»! А сын Мнишек, говорят, «непонятно от кого родился» и вообще он «ворёнок».


То есть я верно понял, что если непонятно от кого, то можно и удавить?


Отдельно давят на то, что – давно было, время было другое.


Знаете, что я скажу вам, дорогие мои.


Возможно, для вас это будет необычайным открытием, но в целом представления о морали у рядового человека XVII века от наших представлений не слишком отличались. Он жил в том же контексте Нового завета и знал, что убивать – плохо, а детей убивать – тем более плохо. Не вешали тогда детей, как «с добрым утром». Дикостью это было и тогда уже. И обычные люди это воспринимали одинаково и в XVII веке, и в XIX.


Да и не стоит собственные, нынешние представления о морали так уж высоко ставить – уверяю вас, что если б из XVII века увидели, в каком количестве и каким образом мы нынче убиваем людей, реакция их была бы проста: ну вы и зверьё, потомки.


…И, наконец, финальный довод наших оппонентов. «А чего ваш Ленин не наказал убийц Николая? А?.. Что, выкусили? Если б был против – наказал бы!»


А чего ваш Колчак не наказал натурального головореза Семенова, который таких «царских семей» накрошил, настрелял и нарезал сотни? Просто не столь голубых кровей. Но всем было очевидно: атаман – кровавый маньячина. Взял бы и наказал!


А чего ваш белый генерал Миллер в Архангельске не урезонил англичан, которые устроили концлагерь в Соловецком монастыре и ещё несколько ещё более жутких концлагерей, загнали туда десятки тысяч людей с детьми и женами, и морили их голодом, и расстреливали без счета? Сказал бы им! Наказал бы! Чего нет?


А чего Деникин не наказал свою контрразведку, о которой страшные – и вполне себе обоснованные! – легенды ходили уже тогда? Взял бы и распустил садистов этих? Нет? Не стал чего-то.


Я скажу, почему никто не стал. Потому что война была. Люди воевали. Война – дело суровое.


Вот у нас навоевали до такой степени, что нет у нас ни Пригожина, ни его командиров – разбились. И мы Сирию сдаем, которую 12 лет отвоёвывали. А был бы жив Пригожин – посмотрел бы я, как в Алеппо входили бы бармалеи сейчас.


Война – дело такое. Там, снявши голову, по волосам не плачут.


Такие дела.


Скучно с вами спорить, уж не сердитесь. Мирные вы люди, наивные. Попади иные из вас в подобную, что была у большевиков, ситуацию, вы б людей зубами рвали, любых возрастов и династий. А теперь глаза тут прилюдно слюнявите. Ах, ах, как жестоко.


Я говорю вам: давайте всех жалеть, раз так? Вы мне в ответ: нет, кого вы называете – это правильно убили, а кого мы называем – это жуть, жуть, жуть.


У нас, между прочим, на русской Украине за два года миллион человек убили, замучили, изуродовали. Вы заметили, нет? А то иной раз мне сдаётся, что эти вот мёртвые вас волнуют куда меньше, чем дела столетней давности.


«Сейчас-то чего? Обычное дело. А вот тогда… ух, какие звери были! Не забудем, не простим».


Какая-то навязчивая дальнозоркость и утомительная близорукость.


Захар Прилепин. Канал в Дзене.



Другие статьи в литературном дневнике: